Полагаю, применительно к распаду СССР, теория Гумилёва, если помягче - никак не вписывается.
Уж во всяком случае, чтобы пропаганда и несколько подкупленных уродов привели к мутации целого народа...
Отлично вписывается. Никакой мутации нет. Это фаза надлома, естественного угосания пассионарности:
Мутация же происходит только в момент пассионарного толчка. Фаза надлома часто сопровождается расколом этнического поля. Мы его испытали даже дважды - 1917 и 1991 годы.
Цитата:
Уверен, "субпассионарность" многих навязывается внешней средой, а имевшаяся "пассионарность" рассеивается на преодоление социальных препятствий.
Пассионарность и субпассионарность навязана быть не может. Существует явление индукции, когда пассионарии могут часть энергии отдать гармоничникам и повести их за собой.
Что касается влияния внешней субпассионарной среды, то она возможна только в плане "культурного обмена". Но способность пассионариев усвоить стандарты поведения субпассионариев может возникнуть только при падении пассионарности системы до уровня внешней среды. Это и произошло в фазе надлома - пассионарность практически сравнялась с западноевропейским суперэтносом, находящимся в инерционной фазе. Пассионарность у нас сильно снизилась после ВОВ, когда война просто физически выкосила пассионариев.
Возможно. В чем именно научная ценность теории пассионарности? Как ее можно применить на благо людям?
Это очень сложный вопрос, чреватый очень непопулярными идеологическими и политическими выводами. Но правильное его понимание может помочь правильно сформулировать задачи политического руководства, которое будет ставить задачи, сообразные с возможностями собственного народа. Правильно прогнозировать и оценивать политическую ситуацию. Вести "оздоровительную" внутреннюю политику, очищающую народ от субпассионариев и сберегающую пассионариев.
На мой взгляд, это очень опасная идеология, "правильное понимание" которой чревато очень серьезными последствиями для общества.
maxon писал(а):
Абсолютно. Это генетическая мутация гена, который уже открыт биологами, но которые его не идентифицировали. Есть даже психическая болезнь, связанная с состоянием этого гена - социопатия. Генетическая болезнь.
Биологическое обоснование греет душу материалиста. "Бытие определяет сознание". Почему вы так упорно втискиваетесь в рамки этой парадигмы?
maxon писал(а):
Цитата:
А как насчет социокультурной сферы? Это следствие генетики? Что вы думаете по поводу словосочетаний "пассионарная культура" и "пассионарная генетика"?
Это два взаимосвязанных фактора. Они работают вместе, не исключая друг друга, а дополняя.
С развитием НТП культурная среда стала меняться гораздо быстрее, нежели генетика. На наших глазах все уже перевернулось несколько раз. Пассионарность, также как вообще способность к творчеству, самостоятельному мышлению, инициативность, человечность и т.д. - эти качества либо взращиваются и развиваются в благоприятной культурной среде, либо искусственно подавляются в неблагоприятной культурной среде. _________________ "Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий..." Козьма Прутков
"Если вы живете херово, значит у вас бардак в башке..." Юрий Мороз
Обратите внимание на длительность фаз по Гумилёву, 300-600 лет.
Срок жизни СССР не сопоставим с этими фазами.
Пассионарный дух даже не заметил, что в России успели произойти "взрыв" и "надлом".
После 1917 нам ещё 300 лет роста, 300 лет на пике и 300-600 лет спада положено по Гумилёву. А всё уложили в 70.
Теория Гумилёва интересна, но безосновательна, поскольку базируется на не бесспорных трактовках исторических свидетельств.
Если есть простое объяснение искать сложное не практично (хотя интересно).
Пассионарность и субпассионарность навязана быть не может. Существует явление индукции, когда пассионарии могут часть энергии отдать гармоничникам и повести их за собой.
Что касается влияния внешней субпассионарной среды, то она возможна только в плане "культурного обмена". Но способность пассионариев усвоить стандарты поведения субпассионариев может возникнуть только при падении пассионарности системы до уровня внешней среды. Это и произошло в фазе надлома - пассионарность практически сравнялась с западноевропейским суперэтносом, находящимся в инерционной фазе. Пассионарность у нас сильно снизилась после ВОВ, когда война просто физически выкосила пассионариев.
На мой взгляд, это вопрос веры. Для одних и тех же явлений можно найти огромное количество объяснений. Феноменологические теории малопригодны для экстраполяции в будущее и при этом обладают очень мощным идеологическим воздействием на сознание.
Баламут очень правильно, на мой взгляд, написал:
Баламут писал(а):
"субпассионарность" многих навязывается внешней средой, а имевшаяся "пассионарность" рассеивается на преодоление социальных препятствий.
Культура лепит человека как глину: пропаганда и манипуляция, деньги, разврат, алкоголь, табак, прочие наркотики - это не следствие "упадка пассионарности", а его причина.
Победа в ВОВ, наоборот, придала советской культутре мощнейший импульс развития. Его гасили очень долго, более 40 лет. _________________ "Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий..." Козьма Прутков
"Если вы живете херово, значит у вас бардак в башке..." Юрий Мороз
Что вы думаете по поводу теории ВП?
У них очень много по этому поводу написано, в разных местах и разными словами. Но общий смысл в принципе отражен на этой картинке:
_________________ "Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий..." Козьма Прутков
"Если вы живете херово, значит у вас бардак в башке..." Юрий Мороз
Так стало быть все? Изменить ничего невозможно и остается лишь дожидаться этих времен? _________________ Мир Будущего - верхняя позиция в поиске Google
Обратите внимание на длительность фаз по Гумилёву, 300-600 лет.
Срок жизни СССР не сопоставим с этими фазами.
Пассионарный дух даже не заметил, что в России успели произойти "взрыв" и "надлом".
После 1917 нам ещё 300 лет роста, 300 лет на пике и 300-600 лет спада положено по Гумилёву. А всё уложили в 70.
Вы видимо не в курсе, что речь идёт об русском этносе, а не об СССР. Современный русский суперэтнос возник по Гумилёву в XIII веке. СССР - лишь один из исторических эпизодов русского этноса. Довольно краткий, как вы заметили.
Цитата:
Теория Гумилёва интересна, но безосновательна, поскольку базируется на не бесспорных трактовках исторических свидетельств.
Если есть простое объяснение искать сложное не практично (хотя интересно).
Безосновательное утверждение. Судя по всему вы не читали его книг. Про русский этнос есть отдельная книга "Древняя Русь и Великая степь". Если бы Вы её открывали, то не сравнивали бы сроки жизни СССР со сроками жизни этноса. А фактический материал,использованный Гумилёвым столь огромен, что речи быть не может о "безосновательности".
В жизни обществ главную роль играет организация психики и психическая деятельность как личностей, так и коллективов. И если до начала XX века, один раз выучившись в детстве и юности чему-либо, этими знаниями и навыками можно было жить всю оставшуюся жизнь без опасения потерять социальный статус, обусловленный знаниями и навыками, то в наши дни поддержание социального статуса обусловлено способностью людей самостоятельно осваивать и вырабатывать необходимые знания и навыки в темпе возникновения в них потребностей. Те, кто к этому не способны в силу разных причин, — теряют свой социальный статус или выкашиваются из жизни потоком стрессов и ситуаций, в которых их поведение на основе свойственных им знаний и навыков оказывается неадекватным.---
Что вы думаете по поводу теории ВП?
Я думаю, что ВП не понял теории Гумилёва. Теория Гумилёва не предсказывает ход истории, она определяет возраст этноса, и, в зависимости от этого возраста, определяет способности этноса к созидательной деятельности, к борьбе или подчинению другим. Как человек, который в молодости силён и бодр, но с возрастом дряхлеет и слабеет.
Как в этом плане влияет ход технического прогресса и быстрое изменение условий жизни? Абсолютно так же, как на живого человека. Молодой этнос воспринимает изменения легко и быстро приспасабливается, старый - не принимает нового, с трудом поспевает за изменениями. То есть, НТР создаёт лишь дополнительный фактор для этногенеза, но не нарушает его, не создаёт новых механизмов.
Добавлено: Чт Июл 01, 2010 12:56 am Заголовок сообщения: Re: Закат Запада
Не только открывал, но и прочёл.
После чего ещё раз перечитал.
Если эта масса данных имеет сомнительные источники происхождения, не выдерживает перекрёстной критики, опора на эти массы может завести в джунгли заблуждения.
Новорождённый ребёнок в какой момент становится "пассионарием" и "субпассионарием"?
Добавлено: Чт Июл 01, 2010 6:31 am Заголовок сообщения: Re: Закат Запада
Баламут писал(а):
Не только открывал, но и прочёл.
После чего ещё раз перечитал.
Тогда почему возник вопрос про СССР??? КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ ИМЕЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО К ЭТНОСУ? Вы различаете государство и этнос? Разве с развалом СССР исчез русский этнос? Или он возник с появлением СССР?
Цитата:
Если эта масса данных имеет сомнительные источники происхождения, не выдерживает перекрёстной критики, опора на эти массы может завести в джунгли заблуждения.
Это голословное утверждение. Абсолютно. Вы может ещё и Фоменко читали неоднократно? Оттуда про "сомнительность" источников? Пока сомнение вызывают выводы Фоменко, а не традиционная хронология. Историки в общей своей массе не дураки и выверяли свою хронологию по различным источникам. Они не всегда совпадали, но эти несовпадения учитываются.
Кстати, мне попадалась критика Гумилёва за его выводы, но никогда и никто не сомневался в фактической базе, использованной Гумилёвым. Если у Вас есть серьёзные ссылки на ошибочые факты, использованные Гумилёвым, приведите их. Это интересно.
Цитата:
Новорождённый ребёнок в какой момент становится "пассионарием" и "субпассионарием"?
В тот же самый момент, когда определяется цвет его волос, форма носа и разрез глаз. Это генетический признак. Ваш вопрос говорит о том, что основную мысль о существовании специального гена пассионарности вы из книг Гумилёва упустили. Советую прочесть его основную книгу "Этногенез и биосфера Земли".
Последний раз редактировалось: maxon (Чт Июл 01, 2010 6:46 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Добавлено: Чт Июл 01, 2010 7:38 am Заголовок сообщения: Re: Закат Запада
grynes писал(а):
На мой взгляд, это вопрос веры. Для одних и тех же явлений можно найти огромное количество объяснений.
В том то и дело, что научных объяснений для цикличности истории кроме Гумилёва никто не выдвигал. Пока это единственная чисто научная теория, объясняющая появление и исчезновение народов.
Вера при этом совершенно не при чём. Верить можно в Бога, но не в теорию. Я в неё не верю, я просто вижу соответствие фактов и их логичное объяснение. Будет другое объяснение - можно будет сравнить. А пока даже сравнивать не с чем.
Цитата:
Феноменологические теории малопригодны для экстраполяции в будущее...
Если учесть, что:
"феноменология — дескриптивная наука о сущностях трансцендентально чистых переживаний в пределах непосредственной интуиции"
то теория пассионарности Гумилёва не феноменологическая теория. Она не описывает, а объясняет. Как и любая чисто научная теория.
Цитата:
Баламут очень правильно, на мой взгляд, написал:
Баламут писал(а):
"субпассионарность" многих навязывается внешней средой, а имевшаяся "пассионарность" рассеивается на преодоление социальных препятствий.
Культура лепит человека как глину: пропаганда и манипуляция, деньги, разврат, алкоголь, табак, прочие наркотики - это не следствие "упадка пассионарности", а его причина.
Почему Вы уверены в этом? Есть два связаннных явления, как вы определили направление связи? Исходя из чего?
Есть факты, известные из психологии. Разные люди по-разному воспринимают внешнее влияние. Есть люди, сколонные к алкоголизму, есть вполне устойчивые. Есть люди склонные к антисоциальному поведению, социопаты, есть очень моральные, которых очень трудно подбить на преступление.
Что из этого следует? Внешнее влияние есть, но сила его воздействия определяется внутренней склонностью к подобному поведению. И эта склонность определяется уже генетически.
Иначе говоря, развращающее тлетворное влиение масскультуры на народ безусловно имеется, но степень этого влияния определяется внутренней склонностью к "разврату". То бишь уровнем пассионарности. Пассионарный народ не развратить. К нему грязь будет слабо прилипать. Народ с пониженной пассионарностью развратить легко. Это и заметно.
Кстати, если взглянуть на гумилёвские фазы, то можно чётко заметить опускание русских с полочки "Стремления к идеалу знания и красоты"(Р3), выпавшей на расцвет СССР до полочки "Поиск удачи с риском для жизни" (Р2) - расцвет бандитизма в 90-х, и далее - до полочки "Стремление к благоустройству без риска для жизни"(Р1) - это наше нынешнее состояние. Мы практически достигли инерционной фазы, сравнявшись по пасссионарности с западом, который уже находится на излёте этой фазы.
Впереди у нас 300 лет золотой осени этноса - обычно это очень благополучная пора для народов. Запад его уже почти прошёл состарившись до фазы обскурации. И это не прогноз, это возраст, который лишь определяет возможности этноса и характер человеческих отношений.
Цитата:
Победа в ВОВ, наоборот, придала советской культутре мощнейший импульс развития. Его гасили очень долго, более 40 лет.
Не надо путать культуру и этнос. Культура будет ещё сильнее развиваться на инерционной фазе, с более низким уровнем пассионарности. Излишек пассионарности чаще всего только мешает развитию культуры. Культура требует спокойного творчества, пассионарность - геройских поступков.
Насчёт гашения культуры. Гасили не культуру, а смыслы, идеалы. Культура - лишь красивая "рамка" для идеалов. А идеалы - следствие уровня пассионарности. Смена идеалов шла ещё в СССР, когда политическое руководство откровенно "скурвилось", сползая от строительства коммунизма к "потреблятству".
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах