maxon писал(а):
Я бы не стал СВО называть Третьей мировой.
Тут интересно. Я попробовал узнать, а что это вообще такое, сам термин — специальная военная операция? Откуда он взялся? С удивлением узнал, что до 2022 года такой термин нигде не встречался. Совсем.
В военном деле есть термин «военная операция». Бывают наступательные, оборонительные. Это часть войны — явно не то, что подразумевается под нынешним СВО.
Есть термин «специальная операция». Они отличаются от военных тем, что проводятся специальными, хорошо обученными подразделениями силовых структур, причём скрытно. Тоже не то, здесь нет специальных подразделений, участвуют обычные военные, к тому же совершенно открыто.
А такое понятие, как «специальная военная операция», в военном деле отсутствует! Оно появилось только в 2022 году, и что обозначает — одному его автору известно. Это как начиная с определённого момента истории в новостях вместо «взрыв» вдруг стали говорить «хлопок».
maxon писал(а):
Всё-таки нужно отличать масштаб вовлечённости сторон в боевые действия и их интенсивность.
Это, конечно, правильно. Но предполагает субъективность, поэтому каждый сам себе решает, достаточный уже масштаб или нет.
Как определить тот порог, где масштаб ещё не мировая, а где уже мировая? Каков критерий? Вы говорите, ядерный удар. Но в Первой мировой ядерного удара не было, во Второй был под самый конец, и мне очевидно, что и без него войну назвали бы мировой. Но если без ядерного, то как определить масштаб, где уже мировая, а где ещё нет? Кто-то считает, что сейчас масштаб маловат, кто-то — что достаточен. Я считаю, что потерь в сотни тысяч достаточно. Кто-то, наверное, ждёт миллионов, и тогда признает, что мировая. Чёткого критерия нет, есть только предельные случаи. Если будет двадцать миллионов жертв, то наверняка все признают войну мировой, если двадцать тысяч — никто не признает, а двести тысяч, как сейчас — кто-то признает, кто-то не признает.
С критерием множества стран тоже не так всё определённо. Определение мировой касается вовлечения стран, когда с обеих сторон их несколько. Так вот сейчас с обеих сторон мы видим именно несколько. Сколько их должно быть, чтобы можно было говорить о мировой? Не знаю. Если будет двадцать с одной и двадцать с другой, то вполне можно говорить. Сейчас двадцать с одной стороны и четыре с другой. Это на грани. Вроде и мировая, а вроде и не совсем.
Впрочем, я не настаиваю, чтобы называть мировой, у других стран всё-таки небольшое участие. К тому же на стороне России маловато стран — Беларусь, Северная Корея да Иран. Есть аргументы и чтобы называть, и чтобы не называть. Скажем так: с натяжкой можно назвать. Спорить бессмысленно, потому что нет чётких критериев. Можно только своё мнение высказать.
maxon писал(а):
Такие "войны" США устраивали уже много раз: Югославия, Ирак, Ливия...
В этих войнах коалиции были только с одной стороны, поэтому нельзя говорить о мировых.
maxon писал(а):
а у Украины вдруг нашлось множество помощников
И поэтому здесь уже можно говорить о мировой. Если бы Россия была одна, мировой бы не было. А у неё нашлись помощники. И масштаб такой, какого не было со Второй мировой.
maxon писал(а):
Но закончится, видимо именно югославским сценарием - её разделят.
Предпосылок к этому нет. Линия контроля застыла, далеко продвинуться Россия не сможет. Для меня видимо, что застывание продлится ещё несколько лет, до ухода (по разным причинам) Путина. После этого возможны разные варианты, от установления границы с Россией по линии боевого соприкосновения до восстановления границ 1991 года. Никакого разделения по югославскому сценарию, на несколько отдельных государств, быть не может, потому что после нападения России Украина едина как никогда. Агрессия всегда объединяет страну, причём как агрессора, так и жертву. И русский язык, как это ни обидно, из Украины исчезнет, причём чем больше Путин проживёт, то есть чем дольше продлится война, тем меньше останется русского языка. Если война закончится прямо сейчас, с возвратом Донбасса Украине, то у русского языка ещё есть шанс.