В ситуации, описанной Ув. Люк_М, желание жить лучше наталкивается на неверие:
- земледельцев - в то, что если они начнут часть своего урожая отдавать в долг пастухам, то те вырастят коров и вернут им долг мясом;
- потенциальные пастухи не верят в то, что оставшиеся земледельцы их прокормят и просодержат до получения ими "мясного" результата.
Решать проблемы роста можно двумя принципиально разными способами: внутреннего происхождения и внешнего (а лучше - их комбинацией)
"Внешний" способ называется инвестициями. Например, чтобы появилась уверенность в успехе "мясного проекта", надо каким-то образом создать избыток репы и капусты, и организовать их целевое применение (только пастухам). Этот избыток называется инвестициями - "вложением со стороны". Убедившись, что инвестиции не будут разбазарены и пойдут в дело (высокая нравственность или хотя бы институт собственности и отсутствие коррупции), часть земледельцев уверенно перейдёт в пастухи и начнёт осуществлять "мясной проект". При этом остальным земледельцам напрягаться больше прежнего не придётся. Это самый не напряжный и комфортный способ развития.
Внутренних способов тоже два: добровольный и принудительный.
"Добровольный" заключается в добровольной отдаче земледельцами части урожая тем, кто будет осуществлять индустриали... пардон, "мясной проект". При этом, если излишков репы и капусты не было, земледельцам придется напрягаться - для увеличения урожая в расчёте на новых едоков; или затягивать пояса - чтобы прокормить их в случае "неурожая". А чтобы добиться максимально возможного роста, надо сочетать и то, и другое. Добровольный способ роста экономики основан на жертвенности субъектов экономики, которая в свою очередь так же может быть основана как на добродетели (нравственные истоки), так и из страха. Например, из осознания, что соседи, употребляющие мясо и потому более сильные, придут и всё отнимут. Страх в свою очередь должен быть основан на понимании большинством земледельцев опасности реальной ситуации (чего практически никогда не бывает).
"Принудительный" способ, думаю, объяснять не надо. Просто нужна власть, которая в состоянии заставить земледельцев делиться. В лучшем случае это должна быть власть, которой верят, уважают, и которой боятся. В худшем - которой просто боятся. Но в любом случае власть для этого должна быть сильная. Если она слабая, она не заставит земледельцев делиться с пастухами - ей не поверят и её не испугаются. Такая власть может надеяться лишь на инвестиции и улучшение конъюктуры рынка (например, повышения потребительской ценности репы и капусты в среде потенциальных инвесторов).
Таким образом, самый быстрый способ экономического развития должен объединять в себе сразу 3 фактора:
1. Высоконравственное общество.
2. Сильную и авторитетную власть.
3. Инвестиционную привлекательность.
Применительно к нашей ситуации, боюсь, что ничего из перечисленного мы не имеем:
- общество высоконравственным назвать нельзя - каждый за собственный карман думает много сильнее, чем за общественный (в существование которого многие вообще не верят);
- инвестиционная привлекательность, наверное, имеется (один БАМ чего стоит). Но этой "привлекательностью" командуют не у нас. А "там" ввели санкции, и потому инвестиции нам не светят;
- с властью, хотелось бы надеяться, дела обстоят не столь плачевно. Её поведение во внешней и внутренней политике обнадёживает. Но тут уж чего ситуация потребует. Если того же, что и в предвоенные годы при Сталине, то сомневаюсь...
Поэтому, на мой взгляд, у нас остаётся лишь первый путь - повышать нравственность. И происходить это буде так же принудительно - с "Самого Верха". То есть, через скорби и страдания - через самый действенный метод.
Вот и знакомый батюшка говорит: "Слушаю, в чём и как исповедаются, и понимаю, что нашей стране грядут испытания..." (Прошу извинить за оффтоп)...
То есть, в плане исполнения задачи развития, "во-первых" следуют вовсе не "монетарно-эмиссионные" телодвижения. Деньги подключаются уже "во-вторых", на стадии роста: будет рост (увеличение товарной массы) - будет и эмиссия "зарегистрированных долгов". А до этого следует ожидать затягивания поясов. Происходить это может разными способами - увеличением налогов, понижением курса рубля или, на худой конец, целевой бездолговой эмиссии (для зарплаты "пастухам"), вызывающей снижение общей покупательской способности за счёт инфляции. То есть, граждане работают как и прежде, дензнаков получают столько же, а купить на них могут существенно меньше. Физическое потребление снижается, что высвобождает ресурсы из сферы производства продуктов потребления и дает возможность направить их в сферу производства инфраструктур и пр. средств производства. В нашем случае это приводит к тому, что на свою зарплату репу и капусту в прежнем объеме земледельцы купить будут уже не в состоянии, и возникшие "излишки" смогут покупать "пастухи", которым специально для этого напечатают "бездолговых" денег. В случае, если затягивать пояса не захотят, и начнут работать больше за якобы бОльшие деньги для восстановления прежней покупательской способности, возникнут излишки репы и капусты (от роста производительности), которые как раз и смогут купить "пастухи" на специально напечатанные для них дензнаки. В данном случае инфляция вызовет эффект незаметного роста налогов - "налог на всех" ((с) Максон)
Но такой "инфляционный" способ ускорения, за который ратуют сейчас многие, напрочь исключает инвестиции в государстве с частной собственностью, из которой следует ограниченная этой же частной собственностью ответственность за профукание и воровство инвестиций. Для этого нужны государственные гарантии, коими может быть золотовалютный запас, например. Причём, "экстерриториальный" - в рамках гарантий находящийся в залоге у инвесторов (для пущего их спокойствия). Казалось бы, такая картина большого смысла не имеет, поскольку этот "залог" может быть использован для инвестиций и напрямую. Однако текущая казуистика нашего общественного устройства делает такой способ более надёжным для инвестора (тем более, что много внешних инвестиций на самом деле являются российскими же РЕинвестициями, но уже с гарантиями - так российский бизнес страхует свои вложения). Инфляционный способ развития может быть использован в государстве-корпорации, каким 100%-но был СССР, или какими на короткие периоды становились государства с частной собственностью - Германия в 30-е или США в период депрессии. Но тут, опять же, важными становится отношение к этому в обществе - если народ готов терпеть, понимая, для чего всё это нужно, то результат будет. Если же народу станет всё по фигу, как в позднем СССР, то инфляционная эмиссия целевой не случится - уйдёт в долгостой, в рост затрат для роста отчетности и пр. балласты, а дела не сделает. А если и сделает, то непомерной ценой, перечеркивающей смысл.
В этом плане поздний СССР практически стал гарантией своего экономического развала. Отсутствие ограниченной частником ответственности, "лопнение" которого не влияет на состояние всего общества и государства, а наоборот, оздаравливает) распространило эту "ответственность" на всё государство. СССР стал "ООО СССР". И все граждане стали заложниками своего пофигизма, продуцировавшегося с самого верха: из Госплана - нереальные или не нужные планы, обратно - дутая отчётность. Какой уж тут рост. Тут даже с чугунных радиаторов на алюминиевые не перейдёшь - тонно-километры упадут, и все без премии останутся ("Оно нам надо?").
Это я к тому, что в нынешних сложнейших экономических условиях, когда точный учёт обязательств при многоуровневом распределении труда (в том числе международном) становится во главу угла, когда точная оценка обязательств становится непременным условием работы экономических механизмов, и малейшая разбалансировка вымывает из экономики целые отрасли (рыбная ловля - вся через "заграницу" идёт) инфляционный способ" можно использовать, когда "терять уже нечего". При этом попытка возврата в
прежний СССР выльется во всё тот же ООО "СССР" и с теми же последствиями.
В общем, "учите Православие". Хуже не будет точно
