Грибник писал(а):
Конечно.
Князь из приглашённого общиной "на корм" и ответственного перед народом главы дружины
превращался во властителя, "помазанника божия" с наследственным правом,
а народ - в рабов божьих, подчинённых в мирской сфере "помазаннику", а в духовной - посреднику с Богом - церкви.
В ответ князь, нуждавшийся в закреплении этой идеологии, объявлял новую религию государственной.
Не конечно, уважаемый Грибник. Не всё так однозначно

Вы приводите модель, характерную для Европы, для эпохи становления и укрепления её феодализма, завершившееся, как считается, "Аугсбургской системой" с установлением принципа "чья власть - того и вера".
К нам в Россию подобный взгляд на возникновение государственности пришел вместе с западной немецкой философией и наукой при "Ольденбургах-Романовых" и окончательно закреплен всеобщим образованием на основе марксизма.
Но - подобная модель возникновения государств-феодов, была характерна именно для Европы, но не для России. Именно в Европе князь с дружиной был чужаком - предводителем банды, которая захватывала некие общинные области (бывшие, осташиеся без защиты имперские земли) с целью собственного кормления со всем сопутсвующим антуражем в виде установления идеологического подчинения, с отсутвием веротерпимости.
Это время характеризуется множеством расколов, начиная с отпадения от христианства католичества (именно так, а не раздел), возникневения всяческих сект и орденов, а потом и разнообразных протестантов. Потому что князьям-феодалам в Европе была нужна не вера, а именно идеология для масс - каждому своя.
Одновременно этот процесс - превращения веры в инструмент власти - Европа стала пытаться распространять и на Россию, в которой христианские ценности оставались в изначальном "имперском" виде. Потому что русские цари вели родословную от Августа, а не вылупились из феодалов-бандитов-захватчиков. А все паралелли между нами и Европой об эпохе феодальной раздробленности - результат более позднего немецкого влияния на нашу историографию, когда западникам частично удалось превратить веру в инструмент власти. Одно только упразднение патриархии и превращение совета иерархов в министерство-синод - свидетельствует об этом. То бишь, процесс разрушения веры в угоду политическому моменту оставался перманентным.
Однако этот процесс, к разочарованию инициаторов, так и не привел к полному извращению христианства в России так, как это получилось с верой на Западе.
Христианская вера "по восточному образцу" - то есть, наша православная - потому и отличается от западных ересей, что имеет не только более глубокий (то есть, как вера, как учение, а не как идеология), но и истинный, изначальный смысл.
И этот изначальный смысл - о необходимости отражения сраведливого божественного мироустройства на земные порядки - до сих пор присутвует в нас в качестве русского менталитета - стремления к справедливости более сильное, чем к выгоде.
PS/ Считаю необходимым дополнить своим представлением о том - почему в Европе властителям удалось извратить христианство до неузнавания, а в России - нет. Несмотря на то, что Ольденбурги-Романовы были западниками по своему менталитету, несмотря даже на то, что большевики были атеистами.
Ответ, кмк, лежит на поверхности - Ольденбурги, завоевав (есть такое мнение!) и подчинив себе Россию, сохранили, тем не менее, Империю. Примерно то же самое позднее сделали большевики.
А поскольку именно имперский порядок (как в России, а не как в псевдо-империях колонизаторов в Европе) наиболее соответсвует земному отражению божественной власти, русское православие не испытало на себе необходимости подчиниться дроблению, как на Западе.
Вот если бы победили "дробители Империи", православие постигла бы участь религии в Европе.