Иванов писал(а):
Уважаемый Владимир Галка! Честно - не понял, что Вы собственно имеете ввиду, говоря о "давно известных вещах в Индии"? Дуализм ? Никто не отрицает, что дуалистическая теория была разработана за три тысячи лет до Декарта. Но нам нужно не исторический приоритет в постановке психофизической проблемы установить, а решить эту проблему - хотя бы наметить путь решения этой проблемы.
Я постараюсь. Дело в том, что требование решить эту проблему почему-то основывается исключительно на поиске третьего лица (Бога), который бы "подружил" и превратил в единое целое (абсолют) "психику" и "физику". А почему не рассматривать ситуацию просто как "сожительство"?
Вот посмотрите на Вселенную: со-существуют космическое пространство и звёзды. А согласно требованию монизма они должны когда-то слиться и превратиться в монолитный "студень", движение же прекратится.
Может быть недостаточное понимание ситуации приводит людей к постановке проблемы, которая по сути и не является проблемой. Просто принять ситуацию такой, какая она есть.
Просто попытаться понять, почему мир такой, а не другой.
Ну не получается слить в один стакан "мысль" и "протяжённость", так, может быть, и не следует этого делать?? Я понимаю, что Декарту очень хотелось "родить" вселенского гермафродита. Поэтому и придумал Бога.
С другой стороны, полярностью "пропитано" всё: добро и зло; положительное и отрицательное; притяжение и отталкивание, масса и объём; и т.д., и т.п.
Цитата:
В постановке дуалистической Санкхьи, заявившей о полной независимости двух субстанций - пракрити (материи) и пуруши (сознания)?
Нет там двух субстанций. Природа и Душа (субстанция и наблюдатель).
Можно сравнить с компьютерами (виртуальный мир и реальный), но это очень большая натяжка.
Да и дуализм он очень условен (приблизителен).
Вот посмотрите, как осуществляется контакт с внешним миром: сначала ощущения, потом восприятие ощущений, потом запоминание восприятий (впечатление), потом мышление на уровне запомнившихся впечатлений (произвольно образованные представления), потом абстрактное мышление (образование идей), и наконец, наблюдение над игрой идей интеллекта (рефлексия). То есть между наблюдателем и материальным объектом много промежуточных уровней,
каждый из которых имеет свою градацию.Таким образом, психофизическая проблема - это очень упрощённый взгляд на вещи.
Цитата:
Потому что Санкхья "как бы не понимает", что безногий (пуруша), сидящий на плечах слепого (пракрити) , не могут вместе проделать путь.
И здесь тоже всё упрощено: существует ряд промежуточных состояний. Так же, как в нашем мире: Земля контактирует с космосом через целый ряд промежуточных состояний (оболочек): твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества + ионосфера, + магнитное поле.
Разные физики не совпадают (физика твёрдого тела, гидравлика, физика газов и т.д.).
Формулы даже разные.
Цитата:
Метафора слепца, несущего безногого - никуда не годится.
Полностью согласен.
Я вот на разных форумах пытаюсь объяснить одну простую вещь: не может мышление мыслить, если не будет дифференцировать субъект и объект. То есть это необходимое условие для функционирования. Точно так же, как в речи мы используем существительное и глагол, подлежащее и сказуемое. Чтобы описать что-то, нам необходимо указать на предмет и действие. На герундии "далеко не уедешь".
Или в логике: субъект и предикат. Если мы не будем здесь дифференцировать, то как мы сможем высказывать суждения??
Я лично, когда писал статью "О Фикции", чувствовал себя "заложником" законов логики и грамматики. Но сумел ли донести это до читателей, не знаю?
Цитата:
А вот Декарт понимал проблему со всей отчётливостью. Он, вводя понятие субстанции, и определил субстанцию , как то, что может быть определено только через самоё себя, а никак не через что-то другое. Ничего общего , объяединяющего две субстанции , не может быть. Иначе это не субстанции, а частные проявления третьего- подлинной субстанции.
Да, здесь Вы правы. Здесь недалеко до регресса в бесконечность. Попытка Декарта привести две разнородные сущности к общему знаменателю - это логический казус. Вы же сами постоянно твердите, что нельзя подводить под общий знаменатель "красное" и "столб" и т.п.
"Причина самой себя" - это очень удобная уловка, когда не могут найти объяснения.
Цитата:
Например, мы не можем измерить расстояние от красного до столба. Определяя расстояние между вещами, мы объединяем их через общее им третье- протяжённость в пространстве и нахождение каждой вещи в определённом месте пространства. Сравнивая объекты мы должны всегда сравнивать через что-то , что обоим объектам присуще. Товары сравниваем через стоимость, временные промежутки через длительность, звуки через частоту колебаний и т.д..
Правильно. Нельзя смешивать градации. Это очень частая ошибка.
Цитата:
Ну и как можно соотнести мышление через протяжённость? Декарт ставит проблему так: мышление и протяженность суть две различные субстанции, а субстанция есть то, что существует и определяется только через самое себя, а не через "другое". Нет ничего "общего", что можно было бы выразить в особом определении, между мышлением и протяженностью . В ряду определений мышления нет ни одного признака, который входил бы в определение протяженности и наоборот.
Вот в этом и состоит его ошибка, когда он вводит 2 субстанции. Мир один, а субстанций две. Поэтому и получается проблема. А материалисты впадают в другую ошибку: редукционизм.
А индусы не стали путаться и приняли ситуацию такой, какая она есть. Природа и Душа разные вещи и нужно только научиться их различать.
Цитата:
Но если такого общего для мышления и протяжённости признака нет, невозможно умозаключение от мышления к протяжённости и наоборот, так как умозаключение требует "среднего термина", т.е. такого, который входил бы и в ряд определений мысли, и в ряд определений протяжённости- то есть вещей вне мышления. Нельзя делать умозаключение о расстоянии от цвета до столба. Поскольку понятия столб и цвет не имеют общего признака. Нет третьего термина.
Да в проблему среднего термина очень немногие вникают. Поэтому так много резонёров и демагогов. То есть люди могут этого просто не осознавать. Чтобы каким-то образом уйти от обоснования взаимосвязи между явлениями, признаками т пр., широко используется придумывание новых терминов. Это просто такой приём, позволяющий увести внимание читателя в сторону (типа: пока он там разберётся, а мы тем временем всё ещё на коне).
Цитата:
Потому и Декарт был просто вынужден ввести Бога, соединяющего два независимых друг от друга мира. И если этого не делает Санкхья, то приоритет в такой постановке проблемы, которая обещает решение, придётся отдать Декарту. Ведь, согласитесь, что Бог - это хоть какое-то решение
Я рассматриваю Бога как организатора гармонии (равновесия). То есть это некий третий аспект между "притяжением и отталкиванием", а творение как результат противоборствующих сил.
Это, конечно, я абстрактно и условно выразился.
Цитата:
Потому, как ввёл гениальное положение о рефлексе.
В индуизме используется термин "самскары". Любое впечатление вызывает реакцию, реакция закрепляет впечатление и дальше всё вращается по кругу. Так рождается привычка. Рефлексы - это ведь привычки, доведённые до автоматизма.
Цитата:
Но "декартова коса нашла на камень" в вопросе о фунционировании человека. В человеке как бы разрываются рефлексы и говорить о машинообразности - детерминированости поведения человека внешним миром- оказывается невозможно.
Да формирование произвольных моделей поведения не вписывается материалистическую версию сознания. Поведение по Марксу детерминировано от социума, творцы (то есть талантливые люди) получаются отклонениями от нормы (попросту уродами), аномалиями развития.
Цитата:
Откуда берётся пресловутая "свобода воли" ? Вот вопрос из вопросов.
Это результат осознания. Когда человеку внушают и он верит, то действует так, как ему внушили.
А когда он вдруг понимает, что его обманули, то он принимает решение действовать так, как подсказывает ему внутренний голос.
Я, конечно, упрощенно выразился.
Цитата:
Решение может быть только на пути монизма. Вот Вы атакуете материалистический монизм
Ничего я не атакую, просто указываю, что ситуация НЕ монистична. Так зачем же насиловать реальность?
Цитата:
Но ведь, как не крути, либо мы остаёмся в тупике дуализма, совершенно не понимая , как соединить принципиально несоединимое .
Вот присмотритесь: не знаете, что же Вам выбрать (дизъюнкцию или коньюнкцию)??
А попробуйте посмотреть не как на тупик, а как на взаимодействие двух сущностей, которые разнородные. Как, например, обмен веществ в человеке, а именно, есть организм и пища. И они взаимодействуют. Фауна и флора почему разделены? Почему "работают" по-разному?
Здесь же нет абсолютного монизма?
А если всё в мире подразделяется на рода и классы, то с какой стати необходимо (ради торжества монизма) уничтожать различия, превращать всю Вселенную в неподвижный "студень"?
Есть такое понятие на санскрите "акаша", то есть весь мир - это "акаша", буквально НЕ-каша. Где нет поляризации, там и движение невозможно. Когда человек не различает, то воспринимает это как нечто тождественное.
Цитата:
Я в начале темы рассмотрел пример с экскаватором и копанием. Процесс копания не происходит в самом экскаваторе, а тем более в его кабине! Бездействующий экскаватор не копает. И если материалисты заявляют, что свойством материи является движение и ощущение ( пусть на низкой организации и не тождественное ощущению живого существа), то уж связать два свойства-атрибута для понимания мышления не представляет непреодолимой сложности. Мышление есть ощущение движения по формам внешнего мира.
Примерно так. Но ведь в самом термине "отражение" уже предполагается "виртуальность" (если можно так выразиться).
Resume: есть 3 вопроса (тема "Откуда началась идеологическая война"), которые нельзя игнорировать. Они для ориентации во времени и пространстве.
Иначе говоря, мы пришли в этот мир и не знаем точно как он на самом деле "устроен" и "работает". Но
нам предложили несколько гипотез по этому поводу и неплохо бы ознакомиться со всеми для начала. Чтобы потом самому разобраться, какая из версий более достоверна (или менее противоречива)?
Примерно так.