«Догматики и аксиоматики»Первоначальные утверждения, рассматриваемые в рамках не части изложения, а всего «учения» - будь-то научная дисциплина, или философия, или религия, не случайно выделены в отдельную смысловую группу и названы аксиомами, постулатами и догматами. Чьим следствием они являются, и являются ли, и могут ли являться в принципе – пока не известно. (Василич, кричу громко – ПОКА не известно! Может, когда-нибудь копнут глыбже и найдут ещё более первоначальные первоосновы. Но на сегодняшний день, повторяю, нам ничего не остаётся, как принимать их за самые что ни на есть первоосновные.)
И в этом плане Аксиома, Постулат и Догмат – логически ОДНО-И-ТО-ЖЕ.
Логически, Василич! А не эмоционально, как к этому, увы, многие относятся. И Вы в том числе! Мол, в науке «уважительная» аксиома (типа как «разведчик», поскольку - наш), а в религии – «позорная» догма (не разведчик, а шпиён, бо врах!). Вот пример такого эмоционального подхода:
Цитата:
в религии (догма) — утверждённое высшими инстанциями положение вероучения, объявляемое непреложной истиной, не подлежащей критике. Т.е. "догма" - это выведенное из-под критики, абсолютизированное в пространстве и времени утверждение.
Аксиомы - это условные утверждения, принятые без доказательств. Условием бездоказательного применения является временность и пространственная локальность.
Какая принципиальная разница между этими м-м.. определениями? Смотрим:
Если «аксиомы - это условные утверждения, принятые без доказательств», то догма – это положение, утверждённое … . Одно принятое, другое утверждённое. Разница есть? В логическом смысле – ни какой.
Идём дальше. Догма – объявляется непреложной истиной. Аксиома, упрощенно говоря, «преложна» - она «здесь и сейчас», и неизвестно, будет ли «там и в дальнейшем».
Это не так. Запретить «сомневаться в догмах», все равно как запретить думать. Да и «преложность» аксиом – занятие не без последствий. Лобачевский усомнился в 5-ом постулате – у него что, эвклидова геометрия осталась в неприкосновенности? Она канула в частный случай.
То же самое и с догмами в религии. Европейская ветвь христианства через два последовательных «преложения» догм (о сути жертвы Христовой) изменилось сначала в католичество, затем в протестантизм, а затем в целый ворох мракобесных сект. То есть в отношении догм справедливо всё то же самое, что и для аксиом. Принципиальной разницы нет.
Разница – в эмоциональном отношении к тому и к другому. И то, что Вы, уважаемый Василич, продемонстрировали – это не определения аксиом и догм, а демонстрация разницы в отношении к начальным утверждениям в науке и религии. Логической же разницы нет.
Поднимая вопрос о непреложности догм, и «преложности» аксиом, надо иметь в виду вот что.
Вопрос не столько в непреложности догм, сколько в другом. Ведь, начальное утверждение, как и любое другое, может быть или верным, или нет. И если догма верна (ну, предположим), то к чему приведёт её изменение? Только к отходу от истины! И никуда больше. Истина – одна, лжи – бесконечность. Отличие науки от религии в том, что наука находится на середине познания – не с начала, и не до конца. А религия берёт на себя задачу от Начала и до Бесконечности. Уже из одного этого следует, что догмы в Религии должны быть именно первоосновные. Она может не всё знать в «середине» ( и, естественно, не знает), но задать максимальные рамки она просто обязана, раз уж взялась за такой «гуж». Потому мы так спокойно относимся к возможным изменениям аксиом, понимая и осознавая ограниченность своего отрезка знаний. И потому «церковники» так ревностно относятся к своим догмам, ибо уже по поставленной задаче первее их ничего быть не может (в отличие от той же геометрии). Но к слову сказать, что-то не спешат математики «трясти» свои основы. «Церковники» (западные) в этом плане оставили их далеко позади. По отношению к ним именно математики выступают "догматиками" на практике, а не наоборот.
Цитата:
Никакая критика (догм – моё прим.) недопустима и несовместима с "верой", а допустившие таковое "святотатство" объявляются "еретиками".
Допустима или нет, я уже говорил – это не помешало западноевропейским «еретикам» утвердится в своих собственных догмах. Да и в науке «еретиков» и «продажных лженаук» хватало. Принципиальной разницы в отношении к потрясателям основ и там, и там нет никакой. Разве что сейчас на кострах не сжигают - сейчас финансирования лишают. А мошенников - и от науки, и от религии - всегда хватало и хватает сейчас. Так что принципиальной разницы в отношении к «стабильности» основ нет и здесь. Что наука, что религия – хрен редьки не слаще.
Цитата:
И что, Вы, интеллектуал, ну ни как не можете прожить без этих религиозных "некритикуемых" догматов, как ограниченности интеллектуальной деятельности? НЕ ВЕРЮ!
И правильно делаете. Я никаким утверждениям огульно – без рассмотрения основ и логики – не верю. Я пытаюсь, насколько можно, проверить их на непротиворечивость, а потом – если первая задача выполнена – пытаюсь проверить выводы на соответствие реальности. Наверняка, как и все нормальные люди с критическим мышлением. И без эмоциональных предпочтений. Так, как относимся мы к геометрии Эвклида – первоосновы не абсурдны, логика стройна, а выводы соответствуют практике. Какие основания не доверять (не верить) аксиомам? Никаких! А верить? Все основания, за малым исключением – логической недоказанности аксиом.
Риторический вопрос - кто кого перевесит?
Теперь, что касается Вашего «вероучения». Вот, Вам не понравился мой призыв поискать догмы в Ведической Философии. Заметьте, от первооснов ВФ Вы всё-таки не отказываетесь (понятное дело, иначе никак). Но Вы «обиделись» на слово «догмы». Вы назвали их аксиомами, не осознавая, что своей характеристикой (что «это всего лишь будет временная, локально ограниченная аксиома») сразу же принизили «вес» своего учения. Ибо так же, как и в науке, допустили возможную неверность (недостаточность или ложность) имеющегося набора первоначал Ведической философии (Вы же продемонстрировали уже своё отношение к аксиомам, как к непостоянным первоначалам). Тогда извините, но и выводы из ВФ тоже получаются «под большим вопросом»! По крайней мере, они уже не могут претендовать на всеобъемлемость. Как не может претендовать на всеобъемлемость ньютоновская механика (ибо - частный случай). Тогда какой смысл копаться в этом учении? Это же не геометрия – раз-два и проверил.
Потому мой ответ "ведическим философам" будет такой:
Сначала утвердитесь в первоосновах сами, а уж потом занимайтесь «обращением в свою веру» других.