Добавлено: Чт Мар 29, 2007 11:19 am Заголовок сообщения: Люборытная аналогия
Я не рискнул вынести это на первую страницу.
Сначала цитата из книги Льва Гумилева "От Руси к России", введение.
Здесь мы вводим в употребление новый параметр этнической истории — пассионарность. Пассионарность — это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовем таких людей пассионариями.
Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие. Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. Механизм связи между пассионарностью и поведением очень прост. Обычно у людей, как у живых организмов, энергии столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Если же организм человека способен «вобрать» энергии из окружающей среды больше, чем необходимо, то человек формирует отношения с другими людьми и связи, которые позволяют применить эту энергию в любом из выбранных направлений. Возможно и создание новой религиозной системы или научной теории, и строительство пирамиды или Эйфелевой башни и т.д. При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории.
Но уровень пассионарности в этносе не остается неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить различным возрастам человека. Первая фаза — фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Важно заметить, что старые этносы, на базе которых возникает новый, соединяются как сложная система. Из подчас непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы. Так возникает этнос. Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза.
Наибольший подъем пассионарности вызывает стремление людей не создавать целостности, а, напротив, «быть самими собой»: не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится.
Постепенно вследствие резни пассионарный заряд этноса сокращается; ибо люди физически истребляют друг друга. Начинаются гражданские войны, и такую фазу мы назовем фазой надлома. Как правило, она сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизуются в памятниках культуры и искусства. Но высший расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему. Кончается эта фаза обычно кровопролитием; система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое равновесие.
Этнос начинает жить «по инерции», благодаря приобретенным ценностям. Эту фазу мы назовем инерционной. Вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.
Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии — люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. А после того как субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившееся от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза — мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память: приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство.
Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза — процесса, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.
АНАЛОГИЯ
А теперь проследим за историей советского социализма по этой схеме. Итак,
1)"Первая фаза — фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Важно заметить, что старые этносы, на базе которых возникает новый, соединяются как сложная система. Из подчас непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы."
Предыстория большевизма: Первый съезд РСДРП в 1898г. в Минске. Партия создается на базе еврейского Бунда и разрозненных марксистких кружков, никакого отношения к Бунду не имевших. Бунд сохранял свою еврейскую обособленность только благодаря использованию в его документах языка "идиш", которым кроме евреев в царской России никто не владел. На втором съезде РСДРП в 1903г. Бунд по предложению Ленина "растворили" в РСДРП путем индивидуального членства и запретом коллективного членства. Дальше уже большевики не обращали внимания на национальсть члена партии (до послевоенных лет).
2)"Наибольший подъем пассионарности вызывает стремление людей не создавать целостности, а, напротив, «быть самими собой»: не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится.
Чего-чего, а резни в партии было более чем достаточно. Причем резали и резались самые преданные сторонники большевизма...
3)"фазой надлома. Как правило, она сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизуются в памятниках культуры и искусства. Но высший расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему."
Этой фазе соответствует конец сталинской эры и начало хрущевской.
4)"Этнос начинает жить «по инерции», благодаря приобретенным ценностям. Эту фазу мы назовем инерционной. Вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ."
Чем не брежневская эпоха, "золотой век советского социализма"?
5)"Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии — люди с пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией."
Ау, Михаил Сергеевич, это про вас!"
6)"А после того как субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившееся от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза — мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции."
Ну прям живой Борис Николаевич. А как народ его любил!
7)"Затем исчезает и память: приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство."
Готов спорить, что это про Путина!"
"Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза — процесса, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли."
Вот на это вся надежда - на новый цикл!
Конечно, аналогия - не доказательство, но она помогает увидеть закономерность.
Зарегистрирован: 10.08.2004 Сообщения: 422 Откуда: г. Дальнегорск Приморский край
Добавлено: Чт Мар 29, 2007 1:08 pm Заголовок сообщения: Совершенно безвоздмездно...
НЕСКОЛЬКО СЛОВ К ТЕОРИИ ЭТНОГЕНЕЗА Л.Н. ГУМИЛЕВА.
Как я уже написал выше, гибель Орды трудно объяснить только лишь вторжением Тимура и последующим разрушением ордынских городов, изменением маршрута торговых потоков и влиянием огнестрельного оружия. Л.Н. Гумилев предложил для объяснения многих исторических явлений теорию этногенеза. Данная теория есть, в принципе, та же теория цикличности. Т.е. этнос рождается, взрослеет, входит в период зрелости, стареет и «умирает». «Умирает» не в прямом смысле, а определенным образом «перерождается». Сейчас я рискну изложить личное видение данного явления и пусть простит меня читатель за мою склонность к теоретизированию, кроме того, мне придется выйти за временные рамки татарской эпохи, поскольку речь пойдет об общей истории России.
Люди, которые интересуются историей России, ее политическими и общественными процессами, возможно отмечали определенного рода цикличность (или колебательность), свойственную этим процессам. В самом простейшем виде эту цикличность можно отождествить с чередующимися управленческими приемами «откручивание — закручивание гаек». Так обычно характеризуется данный цикл в обыденном сознании. Даже в самой этой формулировке подчеркивается некоторая механистичность действия.
В тригонометрии всякий цикл по типу механического «сжатие — откат» в графическом виде можно изобразить как синусоидальный процесс или движение по окружности. Поэтому всякая цикличность — это есть колебательность, волнообразное движение, распространяющееся по оси времени.
Есть один нюанс, который может затруднить восприятие волнообразного общественного процесса, а именно — переход волнообразного колебания через ноль и далее увеличение значения функции, но уже в области противоположного знака. Поскольку в общественной науке определение области положительных и отрицательных значений может вызвать лишь ненужное и неоправданное усложнение представления о цикличности, то, скорее всего, не стоит говорить о переходе волнообразного движения через ноль. Говоря математическим языком, следует допустить существование постоянной составляющей.
В обоснование существования циклического процесса в России могу представить те мифологемы, которые, в принципе, лежат на поверхности и существуют уже на уровне фольклора.
1. «Феникс из пепла». Известный феномен неоднократной «гибели» России и ее, якобы, «чудесного воскрешения».
2. «Лысый — волосатый». Довольно комичное наблюдение, в принципе абсолютно правильное, о чередовании «тиранов» и «освободителей» на российском престоле. Здесь следует сказать, что всякий отдельный руководитель может эффективно применять только один прием управления — «откручивание» или «закручивание гаек».
3. «Вали все на усатого». Широко известное в узких кругах управленческое правило, по которому все сомнительные, с точки зрения нового политического периода, деяния списываются на просчеты предыдущего руководства. По сути, представляет собой «отрицание» одного исторического цикла другим.
По первому пункту подтверждением служат широко известные российские смуты. Смутное время XVII века («бунташный век») и смутное время начала XX века. Между этими периодами располагается трехсотлетняя империя Романовых.
В подтверждение второго пункта можно привести великое множество примеров. Рассмотрим характеристики русских царей «в двух словах». Александр Первый. Либерал. Николай Первый. Консерватор. Александр Второй. Освободитель. Александр Третий. Консерватор. Николай Второй... На нем, собственно, и закончилась история романовской империи.
Советские руководители. Ленин. Освободитель и революционер. Сталин. Консерватор. Хрущев. Революционер. Брежнев. Консерватор. Горбачев. Освободитель и революционер. Безусловно, подобного рода характеристики чрезвычайно загрублены. Однако общая картина отражается достаточно приемлимым образом.
По третьему пункту много примеров приводить не будем, просто вспомним знаменитое хрущевское «разоблачение культа личности Сталина».
Итак, моей целью является изложения личного видения цикличного характера общественно-политического процесса в России на основе теории этногенеза Л.Н. Гумилева.
Выбор точки отсчета. Пожалуй, одной из труднейших задач описания цикличности истории является выбор точки отсчета. Т.е. точная фиксация значения общественного процесса во вполне определенной временной точке. Подобного рода временная точка имеется и ее значение, если и не бесспорно, то, по крайней мере, весьма обосновано. Данная точка — 1917 год. Падение Романовской России и нарождение России новой, России — СССР — РФ.
Ультракороткая цикличность (ультракороткие временные отрезки). Советский период в истории России удобен для рассмотрения тем, что начался не так уж и давно и закончился совсем недавно. При этом он действительно создает впечатление законченности. Первое — ему присуща своя, совершенно отличная от других периодов система власти. Второе — советский период насыщен событиями и документами. В большинстве своем сегодняшние граждане России жили в этот период и сохранили личные впечатления. То, что 1917 год есть год практического зарождения советского государства вряд ли будет кем-то оспариваться. Затруднение вызывает дата практического крушения СССР. По идее, этой датой должен быть 1991 год, с его августовским ГКЧП и последующим затем образованием СНГ. Однако в зарубежной прессе и литературе часто называется другой год. А именно 1989. В данном случае могу порекомендовать к прочтению статью Збигнева Бжезинского «Международные последствия 1989 года». Дата в заголовке статьи вовсе не случайная. Бжезинский говорит об их «победе в 1989 г.» Кроме того, любой желающий может воспользоваться поисковой службой Яндекса и найти большое количество материала на ссылку «1989 год». Изучение этого материала и может привести к выводу, что «победа» Запада в холодной войне датируется именно 1989 годом. Итого, период существования коммунистического государства в России насчитывает 72 года.
Что дальше? Далее следует провести анализ семидесятидвухлетнего советского периода и выявить временные точки перелома характера общественно-политического процесса. Первая точка перелома так и называется «Великий перелом». Это 1929 год. Вторая точка — 1941 год, начало Великой Отечественной войны. Третья точка определяется мной как 1953 год. Это год смерти Сталина и окончание сталинского периода развития СССР. Хочу подчеркнуть, что выбор данных временных точек в общем и целом достаточно произволен, поскольку само понятие «перелом общественно-политического процесса» в некоторой степени имеет простор для толкования. Однако я надеюсь, что нельзя не заметить в 1929 году перехода от революционных дискуссий к реальному и масштабному строительству; в 1941 году война и последующее восстановление есть период, совершенно отличный от периода 1929–1941 годов; окончание суровой сталинской диктатуры в 1953 году и переход на более либеральные позиции есть также кардинальное изменение политики и общественного уложения.
Определение последующих критических точек в истории СССР более проблематично. 1965 год я определяю как год прихода к власти Брежнева и соответствующее изменение политики, как внешней так и внутренней, от хрущевского «революционности» к брежневской стабильности. Следующая точка должна быть, по идее, выбрана как год прихода к власти Горбачева, т.к. с его приходом началась печально известная «перестройка». Но… На мой взгляд характер политического процесса изменился раньше. Конституция 1977 года, в общем и целом, есть подведение итогов социалистического строительства в России.
Итак. Какие периоды мы имеем.
1917–1929 годы. Период взрывного изменения характера общественно-политического процесса (период подрыва, дестабилизация, революционность).
1929–1941 годы. Период строительства и накопления сил (период строительства и стабилизации).
1941–1953 годы. Период выплеска сил (период издержек).
1953–1965 годы (период подрыва, дестабилизация, революционность).
1965–1977 годы (период строительства и стабилизации).
1977–1989 годы (период издержек).
Если продолжить дальше, за историю СССР, то мы видим:
1989–2001 годы (период подрыва, дестабилизация).
2001–2013 годы (период строительства, стабилизация).
Следующий период 2013–2025 годов должен быть периодом издержек.
Если же мы отойдем от 1917 года на 12 лет, то мы получим 1905 год. «Генеральная репетиция» революции в России. Последующий период 1905–1917 годов есть период издержек. Именно в таком периоде есть соблазн ввязаться в войну за передел влияния на мировые дела.
Безусловно, что строительство и войны часто ведутся не взирая ни на какие периоды. Однако следует отметить, что внешняя агрессия страны более подходит к периоду издержек, когда накоплены материальные средства для успешной вооруженной борьбы за передел международного рынка. И, например, было бы странным в период строительства и стабилизации допускать широкие общественные дискуссии по поводу политического устройства. Тут работать надо, а не болтать. А вот в период подрыва и дестабилизации следует избегать внешних военных конфликтов по причине вероятнейшей их гибельности.
Рассмотренные выше периоды имеют длительность 12 лет. Это совпадает с восточным двенадцатилетним циклом, но я совершенно не стремился к этому совпадению и более того, считаю его, в данной ситуации, случайным.
Короткая цикличность (фазы государственного цикла). По моему мнению, 72 года Советской власти в России можно разбить на два периода по 36 лет.
период 1917–1953 годы. Фаза становления и развития государства.
период 1953–1989 годы. Фаза могущества и перерождения.
Средняя цикличность (государственные циклы). Средний цикл существования определенного общественно-государственного устройства на территории России составляет 72 года. Семидесятидвухлетние циклы, как составные части полных 288-летних циклов, могут быть определены следующим образом
1 цикл 72 года — цикл зарождения империи и ее развития.
2 цикл 72 года — цикл развития и могущества империи.
3 цикл 72 года — цикл могущества и процветания империи.
4 цикл 72 года — цикл процветания и упадка.
Длинная цикличность (имперские фазы). Длинный цикл составляет 144 года. 144-летние циклы как составные части полных 288-летних циклов, могут быть определены следующим образом
1 цикл 144 года — фаза восхода империи.
2 цикл 144 года — фаза заката империи.
Полный цикл (имперский цикл). Полный общественно-политический цикл в России составляет 288 лет. Приблизительно такое время просуществовала империя Романовых. Официально с 1613 по 1917 годы.
Если продолжить циклическое исчисление времени вниз, на 288 лет, то мы получаем 1341 год и период с 1341 года по 1629 год, который можно назвать полным циклом московской империи на территории России. Период с 1053 по 1341 гг. возможно считать сарайской империей. Здесь выделяется дата 1341, год смерти хана Узбека, через небольшое время после которой, в Орде произошла «Великая замятня» и постепенный перенос власти в Москву. Хочу сразу отметить, что Россией, в данном случае, я считаю не только северные и западные области, но и Сибирь, Поволжье, Крым, Среднюю Азию и все те географические районы, которые вот уже многие сотни лет связаны, так или иначе, в один социальный, экономический, политический и культурный узел. То, что доминирующими центрами России являлись в разное время Киев, Сарай, Москва, Петербург не имеет какого-то принципиального значения, разве что только с точки зрения национальной гордости отдельных народов, но вовсе не с точки зрения всего многообъемлющего российского этноса.
Суперэтническая цикличность. Суперэтнический цикл представлят собой совокупность двух имперских циклов и составляет 576 лет. Можно с уверенностью выделить 576-летний ордынский период с 1053 по 1629 гг. и современный суперэтнический период, название которому я пока дать затрудняюсь, с 1629 по 2205 гг.
Сравнительные характеристики ультракоротких интервалов. Периоды подрыва, дестабилизации — (1917–1929 гг., 1953–1965 гг., 1989–2001 гг. и др.) имеют то характеристическое отличие, что в этих периодах происходит так называемый «пересмотр ценностей». Данные периоды должны отличаться широким диапазоном и амплитудой общественных дискуссий. Подавление «инакомыслия» (большей частью внутри правящего слоя, допускаемого к выработке мнений) в это время не имеет серьезной силы, поскольку власть сама не имеет четкой программы действий и поэтому вынуждена допускать дискуссии с той надеждой, что в результате выявятся какие-нибудь определенные тенденции в обществе. В общем, периоды подрыва есть периоды «разброда и шатания», идеологической неустойчивости и выхода на свет самых радикальных воззрений. Периоды подрыва должны отличаться от других ультракоротких периодов общим снижением морали и нравственности, легализацией девиативного поведения людей, падением общественной дисциплины, ростом преступности, замедлением экономической активности. В это время происходят кристаллизации конструктивных общественных программ разного срока действия как на 36, так и на 72 и более лет.
Периоды строительства, накопления, стабилизации. (1929–1941 гг., 1965–1977 гг, 2001–2013 гг., и др.) имеют то характеристическое отличие, что в этих периодах происходит реализация конструктивных общественных программ кристаллизованных в периоды подрыва. Данные периоды должны отличаться активизацией экономического процесса, внедрением в широкую практику новых технологических решений, общей интенсификацией продуктивной деятельности. Периоды строительства есть время реализации планов, время жесткого подавления общественных мнений оставшихся за бортом принятых в предыдущий период доктрин. Амплитуда подавления обычно равна амплитуде деструкции свойственной предшествующему периоду подрыва. Происходит, так сказать «вразумление отбившихся от рук и почуявших волю» на том «языке», который они способны понять. Периоды строительства должны отличаться от других ультракоротких периодов общим укреплением общественной дисциплины, подъемом морали, укреплением институтов власти и в первую очередь масштабным вооружением и перевооружением армии. Преступность подавляется интенсивнее, чем в любое другое время. В общем, власть «показывает зубы».
Периоды издержек. (1905–1917 гг., 1941–1953 гг., 1977–1989 гг. и др.) В эти периоды общество и власть, накопив определенные материальные резервы и добившись определенного уровня общественной дисциплины, склонны к внешнеполитической экспансии и совсем не брезгуют применять вооруженную силу. В общем, периоды издержек очень удобны для захватов и развязывания всяческих вооруженных конфликтов. Дисциплина в целом сохраняется на достигнутом уровне предыдущего периода строительства, экономика достигает вершины развития для данного 36-летнего интервала и у власти «чешутся руки» прибрать «плохолежащие» ресурсы за границей ее влияния. Однако, именно в это время может происходить кристаллизация деструктивных доктрин или, так сказать, «нового политического мышления», реализация которых и происходит в последующий период подрыва. Кристаллизующиеся доктрины «нового политического мышления» имеют разный срок действия в перспективе, как краткосрочный, на 36 лет, так и с более длительным периодом действия.
Итак. Периоды подрыва удобны для дискуссий, периоды стабилизации — для строительства, а периоды издержек — для ведения внешних захватов. Кстати, хочу обратить внимание, похоже, что именно такая структура ультракороткой цикличности и вызывает к жизни впечатление, что общественное движение России носит импульсивный, «догоняющий» характер, характер этаких «рывков». На самом деле, по моему мнению, никаких «догоняний» не существует, а определенная несглаженность процессов объясняется особенностями русского национального характера.
Сравнительные характеристики одноименных ультракоротких интервалов. Безусловно, не все периоды подрыва сопровождаются гражданской войной и тотальным разграблением собственности, так же как и не все периоды издержек приводят к вступлению в кошмарную общемировую резню. Сравнительная характеристика двух периодов подрыва, вероятно, еще зависит и от того, какое место занимает конкретный период в более длительных циклах. Самую серьезную угрозу несут периоды подрыва располагающиеся на стыке 288-летних имперских циклов. «Великая смута» (пример 1917–1929 гг.) в данные периоды, к сожалению, более чем вероятна. Опасны периоды подрыва на стыке 72-летних государственных циклов, в данном случае, при смене формы управления, с большой вероятностью, могут происходить нежелательные эксцессы, но здесь гораздо более вероятен «грабеж без войны», что и показали события 1989–2001 годов. Конечно, без кровопролития в эти годы не обошлось, но общество удержалось от повального мордобоя по примеру 1917–1929 годов.
Также неравнозначны и периоды стабилизации 1929–1941, 1965–1977 и 2001–2013 годов. Если период 1929–1941 годов сопровождался чрезвычайно жестким «выстраиванием», то в период 1965–1977 годов этот процесс, после хрущевской «оттепели», носил характер локальных «вразумлений» без применения масштабных репрессий. Характер периода 2001–2013 годов пока окончательно не определен, поскольку еще не закончился, однако следует предполагать, что амплитуда «вразумления» будет сравнима с амплитудой «распущенности» в предыдущий период. Т.е. если выяснения отношений между противоборствующими властьимущими группировками за «жратву и девочек» не пошли дальше уровня выстрелов из-за угла, то и применения коврового бомбометания для приведения «бойцов» в чувство ожидать не следует.
Характер периодов издержек зависит как от положения периода внутри бόльших циклов, так и от накопленных за предыдущий период ресурсов и уровня притязаний властной верхушки. Период издержек это, образно выражаясь, есть некоторый «период бонапартизма». Бонапартизм Сталина носил самый решительный характер, тогда как бонапартизм Брежнева при всей его масштабности не ставил вопросы завоеваний с теми жесткостью и принципиальностью, которые были свойственны Сталину.
Некоторые факторы, влияющие на цикличность. Основной фактор, влияющий на цикличность исторического процесса в России — очевидно, внешний. Безусловно, Россия находится в состоянии непрерывной и жесткой конкуренции с другими странами и группами стран. В первую очередь здесь можно выделить европейское сообщество, которое, во-первых, совершенно не склонно поддаваться возможной российской экспансии, во-вторых, всегда непротив воспользоваться российскими трудностями. Внешние воздействия имеют характер вооруженной, экономической и идеологической экспансии.
Внутренние процессы в большей степени зависят от характера доктрин «нового политического мышления», многие из которых могут быть инспирированы извне. Так, например, период с 1905 по 1917 гг. был объективно благоприятен для проведения внешней вооруженной борьбы, однако, именно в этот период состоялась и оформилась (кристаллизовалась) мощнейшая доктрина большевизма, которая на начальном этапе носила деструктивный («отрицающий старое») характер. Поэтому, безусловно обоснованная, внешняя вооруженная борьба России за передел мировых ресурсов была, очевидно, обречена на провал при столкновении не с вооруженными силами иных стран, а с доктриной большевистской модернизации страны. Минимизации человеческих жертв, в данном случае, можно было бы добиться скорее уклонившись от войны, а не уклонившись от модернизации. Но, увы, в будущее есть множество дорог, а в прошлом существует лишь одна.
Вторжение Наполеона в Россию осуществлялось в неблагоприятный для России период подрыва, длившийся с 1809 по 1821 год. Однако этот, хотя и неблагоприятный, период, находится недалеко от пика полного «имперского» цикла. Поэтому, несмотря на то, что Наполеон собрал в кулак почти всю Европу, данное вторжение очень быстро закончилось его полным крахом. Наполеон не мог выиграть, Россия не могла проиграть. Не увенчалось успехом и выступление декабристов, которое приходится на период стабилизации и строительства и не совсем случайно в этот год начинается царствование Николая Первого — «жандарма Европы» (без жандармов обществу тоже не обойтись).
Основной вопрос о внешних, так и внутренних факторах воздействия на цикличность российского исторического процесса, это вопрос: «на какие параметры цикличности могут влиять данные факторы?». Всякое колебательное движение имеет два параметра — амплитуду и периодичность (временной параметр). Безусловно, наблюдается влияние, прежде всего, на амплитуду общественного процесса, однако говорить о влиянии внешних и внутренних факторов на временной параметр (т.е. на ускорение и торможение колебательных процессов) очень сложно, поскольку, чем ниже по оси времени мы спускаемся в прошлое, тем с меньшей долей вероятности мы можем говорить о каких-либо событиях и их датировке. Особенно ощущаются затруднения во времена, предшествующие книгопечатанию.
Есть еще одно обстоятельство, искажающее картину цикличности, а именно скорость реакции общества на воздействие. В современную эпоху, с ее компьютерной сетью Интернет, ежедневными газетами и телевидением, эта скорость достигает практического максимума. Так ли это было в начале XVII века, при переходе от одного имперского цикла к другому? Увы, скорость реакции общества в начале XVII века была очень невелика, информация приходила из крайне ограниченного количества источников, а посему было мало шансов установить истинный характер какого-либо воздействия. Реакция могла сильно запаздывать и быть неадекватной. Поэтому надо признать, что могло быть и такое явление, когда условный центр цикличности уже существует в периоде строительства и стабилизации, а условная периферия все еще пребывает в состоянии анархии и произвола. И наоборот, в центре идет брожение, а на окраинах мы еще продолжаем нестись вперед на всех парах. Вот этот период отклика системы, где-нибудь в районе XVII века, мог достигать внушительных значений, если вообще отклик бывал из-за наших необъятных просторов и низкой плотности населения. Посему, теоретически привлекательные картины стройного циклического движения, могут в практических российских условиях быть достаточно сильно искажены. В общем, если вы захотите построить какой-то циклический график, то рисовать вы его должны не линией, а некоторой полосой, характеризующей время инерции системы, а уж для середины прошлого тысячелетия график можно рисовать этаким кометным шлейфом, хотя, очевидно, в центре условных колебаний, его можно, без затей, изображать тонкой чертой. Единственная в этом случае сложность — точное определение данного центра.
«Отрицание» в циклическом процессе. «Отрицание» предыдущего цикла свойственно всякому колебательному процессу, в том числе и общественному. К примеру, большевики, придя к власти отказались от всякой преемственности с романовской империей и от какого-либо ее «наследства». Большевики отрицали не какой-либо период «царского режима», а именно весь трехсотлетний имперский романовский цикл. Конечно, они во многом пошли и дальше, но отрицание всей человеческой и всей российской истории являлось бы откровенным перехлестом, поскольку тут недалеко и до полного отрицания человечества вообще. Было бы совсем уже чистым безумием попытаться что-либо построить на таком «фундаменте». Исходя из этого отрицания романовского имперского цикла, можно с уверенность предполагать, что 1917 год был именно началом нового 288-летнего имперского цикла. Название новой империи сейчас довольно трудно дать, т.к. не совсем ясна общая платформа, которая будет объединять четыре государственных (средних) цикла.
Исходя из тенденции к отрицанию новой империей своей предшественницы, допустимо полагать, что в случае с романовской империей было аналогичное отрицание предшествующей московско-ордынской империи. В свете этого полагания объясняется отношение к ордынскому периоду как к иноземному завоеванию. Хотя у меня по поводу завоевания Руси «дикими кочевыми татаро-монгольскими племенами» существует большое сомнение.
Кроме отрицания одним имперским периодом другого имперского периода следует отметить, что подобное отрицание существует и между средними (государственными) 72-летними циклами. Так, например, текущий 72-летний «постсоветский» период построен на отрицании предыдущего, «советского» периода. И даже внутри «советского» цикла существовало известное хрущевское разоблачение (отрицание) сталинского периода. После отстранения Хрущева от власти негативное отношение к Сталину стало ослабевать и если не превратилось в восхваление, то, по крайней мере, сделалось весьма доброжелательным, что в частности, особенно хорошо следует из широко известного в свое время многосерийного фильма «Освобождение», прошедшего с оглушительным успехом по кинотеатрам страны.
Следует отметить, что накал отрицания особенно силен в узловых точках циклического процесса, затем напряжение постепенно спадает и через некоторое время восприятие становится вполне благожелательным. Так, в начале периода 1989–2001 годов отношение к КПСС и коммунистам вообще было резко негативное, вплоть до истерики со стороны отдельных политических и общественных деятелей, однако буквально через весьма незначительное время накал страстей погас и сейчас, в 2006 году, социалистическое прошлое воспринимается многими людьми с ностальгией и в светлых тонах. Более того, фигура товарища Сталина, в последнее время, выросла до внушительных размеров и сейчас он многими воспринимается как «величайший российский император» и вообще политическая фигура номер один в истории всего мира.
Таким образом, если допустить, что кроме колебательности, российский исторический процесс характеризуется еще и «отрицанием», оправдан вывод об определенной диалектичности данного процесса. Данный вывод соответствует общепринятым современным взглядам на историю.
Замечание по поводу «отрицания» имперских циклов. Официальная историографическая доктрина утверждает, что в первой половине II тысячелетия Россия была оккупирована некими татаро-монголами в течение 240 лет. Однако даже не стоит особо напрягать воображение, чтобы доказать, что романовская империя по сути — немецкая оккупация. На худой конец — европейская. Смотрите сами. Царствующая династия — самые что ни на есть немцы. Сколько в их крови было русского, сказать сложно, разве что, после вмешательства многочисленных фаворитов, кровь таки окончательно не была онемечена. Сколько было призвано на Русь немцев — сказать страшно, и очень многие из них служили на высоких постах. Само дворянство сплошь и рядом училось говорить по-французски, немецки, английски раньше, чем по-русски. Европейская культура буквально насаждалась в России. Тот же Пушкин, великий русский поэт, часто трактуется как некий адаптатор этой самой европейской культуры. Русское войско все время пытались сделать копией немецкого. Конечно, смешать кровь русской народной массы с кровью разлюбезных немцев не получилось, но в дворянском обществе это отчасти удалось. И что же? Так была ли Россия оккупирована Германией или лучше сказать Европой? Конечно, нет. Более того. Она довольно часто в романовский период с Европой конфликтовала. А почему же, если мы отрицаем европейскую оккупацию в романовский период, то мы не можем отрицать оккупацию некими «татаро-монголами»? Я нисколько не спорю, что на многонациональном российском пространстве хватало и тюркоязычных, и монголоидов. Однако я думаю, что когда речь шла о подати, то о национальности никто и не заикался. Не будете же вы обвинять Советский Союз, в том, что он был буквально оккупирован мусульманскими народами!
Я утверждаю, что «завоевания» древней Руси как такового не было. Существовавшая тогда система являлась некоторым аналогом Советского Союза. Иногда в том древнем Союзе «союзные» республики конфликтовали между собой, а иногда и с «центром». Речь идет о том, что такие конфликты решались способами характерными для той эпохи. Явления «отрицания» одного цикла другим как раз и может объяснить появление некоторых исторический мифов об «оккупации», а так же об «освобождении».
Колебания наведенные или собственные? Еще один вопрос, которым можно задаться размышляя о цикличности российской истории — являются ли колебания российского исторического процесса собственными, т.е. генерируемыми внутри страны или наведенными, т.е. привнесенными извне? Если мы возьмем крупнейшее событие XX века, Октябрьскую революцию, так или иначе, повлиявшее на историю всего мира, то может показаться, что событие это инспирировано извне, а именно инициировано марксистской коммунистической доктриной. Действительно, корни большевизма, определившего на долгие десятилетия судьбу нации, находятся в Германии, по месту рождения К. Маркса. Однако сам основоположник марксизма совершенно не считал (и это общеизвестно) Россию революционной страной и возлагал надежды на Европу. Но как следует из истории, события пошли совсем иначе. Россия практически произвела полный социальный переворот, а Германия, с ее нацистским режимом, выступила против России. Если считать, немецкий национал-социализм тем режимом, за который выступал К. Маркс, то, безусловно, колебания исторического процесса в России можно считать наведенными из Европы. Если же, несмотря на все оговорки, считать, что во Второй Мировой войне победу одержало новое мироустройство, то следует признать российскую цикличность собственными колебаниями.
Так собственные или наведенные? Решив этот вопрос, мы получим ответ на другой вопрос — где находится условный генератор цикличности и безусловный двигатель мировой истории? С очень большой долей вероятности можно предполагать, что данный генератор находится в России, вернее Россия является двигателем мировой истории, и следовательно, по известному выражению, «сердцем Земли».
Основной российский ресурс. Основным вопросом в России является вопрос о власти (В.И. Ленин). Всю ее историю определяли именно властные отношения. Основой власти является насилие. Физическое насилие является в системе властных отношений чем-то вроде эквивалента золота в системе финансов. Но насилие должно быть строго обусловлено и мотивировано, причем в России весьма зорко следят за этой обусловленностью и мотивированностью, откуда и идет утверждение об особой тяге русских к справедливости. Справедливость — это регулятор силовых отношений в обществе. Нельзя сказать, что России неведомо понятие «права». Просто у России иное его понимание, чем на Западе.
Механизм цикличности. Выше я отмечал, что циклический процесс общественного сознания может быть охарактеризован наличием условного колебательного центра и условной колебательной периферии. Следствием подобной структуры является то предположение, что колебания идут от центра к периферии с определенным запаздыванием, пропорциональным скорости распространения информации в обществе. Чем выше скорость распространения информации, тем меньше время реакции. Что есть в данном случае «условный центр»? В принципе этот центр представляет собой столичные органы власти. Но не всегда. Положение данного центра может быть подвержено некоторому дрейфу, в зависимости от того, кто реально осуществляет выработку властных концепций. В начале XX века «условный центр», формально принадлежащий институту российской монархии, был распределен среди нескольких политических сил. (Например, одной из этих политических сил были большевики во главе с Лениным.)
К моменту осуществления действий по реализации новой общественной концепции, общество должно быть готово принять эту концепцию. На первый взгляд здесь ничего сложного нет. Казалось бы, что для подготовки общества к преобразованиям достаточно затратить определенную сумму денег для проведения массивной агитационной кампании или, как сейчас модно говорить, PR-кампании. Это типичная ошибка.
К 1989 году коммунистическая партия в СССР обладала мощнейшим агитационным аппаратом, на который ежегодно расходовалась весьма внушительная сумма денег. Доминирование коммунистической идеологии в СССР подкреплялось уголовным кодексом (ст.70), а также замалчиванием и игнорированием «чуждых» общественных взглядов. И насколько подобные мероприятия оказались эффективными?
Да, коммунисты сделали вывод из своей деятельности в начале XX века и приняли все возможные меры по недопущению «конкурирующих» (как они считали) концепций. Однако они сделали неверные выводы. Коммунистическая концепция после прихода к власти подлежала развитию, а не консервации. И даже если это развитие потребовало бы отнести Карла Маркса и классовую борьбу на свалку, то это следовало бы сделать.
Безусловно, многие люди понимали, что идеи марксизма и коммунизма нуждаются в развитие. Но они не нашли понимания. И разве им давали свободу для развития своих идей? В конечном итоге, то что не было достигнуто путем мирного процесса развития, было вырвано силой.
Так как же, несмотря на довлеющий над обществом идеологический диктат и репрессивный аппарат, были произведены перемены в общественной жизни России? Кто-то скажет — благодаря вмешательству из-за рубежа. Однако если бы из-за рубежа призывали к тому, чего общество не желает, то подобная пропаганда закончилась бы полным провалом. Так каким же образом происходит формирование цикличности общественного мнения?
Если исполнительный механизм реализации общественного циклического движения представляет собой структуру с сосредоточенными параметрами (политические партии, органы государственной власти), то механизм генерации представляет из себя структуру с распределенными параметрами. Общественная структура с распределенными параметрами (ОСРП) имеет то преимущество, что она очень устойчива перед природными катаклизмами, внешней и внутренней агрессией. ОСРП представляет из себя некоторый слой людей, в основном, не связанных непосредственно и в подавляющем большинстве не осознающих свое основное предназначение (именно в этом и состоит его практическая неуязвимость). Распределение этого слоя (назовем его, по Гумилеву, «пассионарным», а людей составляющих этот слой «пассионариями») должно быть равномерным, следовательно в крупных городах подобных людей будет намного больше на единицу площади (важный параметр!), чем в районах с низкой плотностью населения. Важно отметить, что пассионарный слой не есть так называемая «интеллигенция», пассионарии занимают места во всех социальных и профессиональных группах — политике, искусстве, торговле, науке, производстве, армии.
Почему существует такая скрытая структура пассионарного слоя? Ответ простой. Предположим, страну захватывают враги, имеющие вполне понятное желание подольше держать ее в порабощении. Для чего, первым делом, в покоренной стране должен быть незамедлительно вырезан весь верхний эшелон. Все управленцы, офицеры, служители церкви, ученые, артисты, дабы никто не смог организовать и вдохновить общество на сопротивление. Однако тут враги и просчитаются. Способность общества к регенерации верхнего эшелона не будет утрачена. Пассионарием может быть самый что ни на есть обычный человек, занимающийся ремонтом бытовой техники и свое общественное предназначение он, возможно, никогда и не осознает. Но у него есть одна особенность: он «переживает вместе со страной».
Отличие человека наделенного пассионарными свойствами от человека лишенного подобных качеств заключается в структуре его сознания. В сознании пассионария происходит сопряжение интересов личного свойства, интересов той группы людей, к которой принадлежит пассионарий, интереса больших сообществ (наций и территорий) и глобального интереса страны. У пассионария сильно развита система приоритетов всех входящих во взаимодействие интересов, а также преобладает компромиссный тип мышления. Мы все, в той или иной мере, участвуем в сопряжении интересов разных уровней, но большинство из нас склонно большей частью думать о себе, нежели о русской нации и тем более о России в целом. Даже если кто-то и думает об обществе значительную часть времени, то далеко не всегда он способен слышать людей с другими взглядами, но так же преданных интересам общества.
Однако дело не только в том, какую часть времени человек склонен отдавать осмыслению об _________________ Все врут, но это не имеет значения, потому что никто не слушает.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах