malchish.org malchish.org
Это архив форума! Test!
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Комната 2: Теория поведения К.Крылова
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему       Список форумов malchish.org -> Общий форум
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Rudy
Политолог


Зарегистрирован: 11.01.2010
Сообщения: 1028

СообщениеДобавлено: Чт Янв 06, 2011 12:09 am    Заголовок сообщения: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

Комната 2: Теория поведения К.Крылова

Введение

Социальное поведение людей – это то, с чем мы ежедневно сталкиваемся, в чём непосредственно участвуем. Каковы его побудительные мотивы, тайные пружины, каким может быть поведение представителей разных народов, как вести себя в ситуации «цивилизационного» конфликта, какие прогнозы и предположения можно дать, исторические реконструкции составить ознакомившись с Теорией поведения? Обо всём этом вы узнаете прочитав книгу К.Крылова «Поведение». Здесь же я даю краткую популяризацию, выжимку его теории в своей редакции.

Определения

Поведение - это все то, что человек делает или не делает намеренно как совокупность актов действия и бездействия. Поведение - это соединение или сложение ("+"). Поведение - это нечто среднее между эмоциями и побуждениями (предметом психологии) и тем, что получилось (что относится уже к области фактов). Поведение является чем-то вполне самостоятельным и несводимым ни к переживаниям, ни к своим результатам и последствиям действий; это нечто среднее между "хотелось" и "получилось".
Намеренным можно считать любое действие (бездействие), которое человек мог бы выполнить иначе.
Бездействие - целенаправленное воздержание от каких-то действий можно считать своего рода «отрицательным» действием.
Простое действие можно только довести до конца или прервать, но нельзя выполнить иначе. Если человек умеет делать что-то только одним способом, то данное действие является для него простым.
Сложное действие - это упорядоченная последовательность простых действий.
Понимание – особая деятельность по восприятию чьего-либо поведения. Понимание - это различение, разделение сознания, появление двух разных объектов мышления там, где был один (я-то думал, что это все одно и то же, а, гляди-ка, есть разница!) или вообще ничего не было (в таком случае речь идет об выделении объекта мышления из общего фона). Понимание преобразует простое действие в сложное. Понимание - это деление ("/").
Общество, с функциональной точки зрения – это среда для совместной деятельности людей входящих в него. Общество с субстанциональной точки зрения можно рассматривать как определённым образом устроенную систему обладающую устойчивыми свойствами. Общество не состоит из людей, не состоит из отношений между ними. Общество есть некое силовое поле, которое определённым образом соединяет людей вместе.
Совместной деятельностью считается всё, что предполагает координацию поведения двух и более человек. При совместной деятельности часто возникают ситуации, когда воздержание от действий со стороны одних людей является условием успешной деятельности других, и наоборот - действия одних людей могут препятствовать действиям других.
Общественные отношения (или общественные связи) - все то, что позволяет людям осуществлять те или иные совместные действия, или координировать свое поведение. С точки зрения отдельного человека система общественных отношений, в которую он включен - это его готовность (согласие) или неготовность (несогласие) делать (в настоящем или будущем) те или иные дела совместно с другими людьми.
Участник общественных отношений - человек, способный управлять своим поведением, в частности - устанавливать и прекращать отношения с другими людьми по своей собственной воле.
Односторонние (асимметричные) отношения (обозначаются символом S) - действия, которые человек совершает (по отношению к другим людям или вещам) в одиночку, не нуждаясь в постороннем содействии. Уклонение от односторонних отношений будем обозначать символом S.
Двусторонние (симметричные) отношения (обозначаются символом P) таковы, что могут быть совершены только с помощью и участием других людей. Уклонение от двусторонних отношений будем обозначать символом P.
Коллектив - это множество людей, связанных между собой отношениями принадлежности (к данному коллективу), то есть отношениями типа P S. В коллективе людей могут связывать и другие отношения, но отношение принадлежности является необходимым условием пребывания человека в коллективе.
Общность – промежуточное образование между обществом и коллективом - это совокупность людей, косвенно связанных друг с другом односторонними отношениями по поводу определённых объектов или действий (совокупность людей с одинаковым набором этих отношений).
Человек (индивид) - существо, управляющее самим собой, то есть могущее быть определено отношением вида x = PS(x), где х – поведение человека. Человек является частью самого себя и, при этом, владеет собой. Отдельный человек является «своим собственным обществом».
Нормальное поведение в какой-либо сфере деятельности считается такое поведение, которое не разрушает общественных отношений, образующих данную сферу деятельности. Данное определение может быть слишком широким: в любом конкретном обществе существует множество дополнительных обязанностей и запретов, образовавшихся в силу достаточно случайных обстоятельств, но все необходимые нормы в любом обществе одинаковы, поскольку одинаково мотивированы и составляют то, что называется "естественным правом".
Ценностью называется единство норм поведения, принятых в некоторой сфере деятельности, ценность есть то, чему не может противоречить ни одна из норм данной сферы. Ценности не столько понимаются, сколько переживаются людьми. Ценности являются объектами стремлений: люди хотят, чтобы общественные отношения соответствовали им, и не хотят противоположного.
Сфера деятельности – область человеческой деятельности в которой протекает общественное отношение определённого типа. Имеются четыре сферы деятельности по числу общественных отношений: сфера властных отношений, сфера отношений собственности, сфера коммунальных отношений, сфера культуры.
Конфликт – поведение человека (группы) целенаправленно стремящееся нанести ущерб другому человеку (группе): в сфере отношений собственности – отнять (запретить), в сфере коммунальных отношений – изолировать (выгнать), в сфере властных отношений – унизить, в сфере культуры – лишить свободы самовыражения (независимости).
Этика - система норм поведения, регулирующая отношение человека к обществу во всех четырёх сферах деятельности. Этика позволяет в каждой конкретной ситуации разрешать конфликты, возникающие между нормами поведения, в частности - делать выбор между ценностями.
Этическое суждение имеет своим предметом действия (второго порядка) направленные на установление или прекращение тех или иных отношений человека с другими людьми. Оно претендует на всеобщность, поэтому рассматривает все возможные отношения в совокупности (во всех сферах деятельности) между индивидом и обществом включая и этого индивида (в последнем случае говорят об этических обязательствах по отношению к самому себе). Этическое суждение предполагает оценку не одного, а, по крайней мере, двух разных действий: действие субъекта, направленное на других людей, и действие других людей, направленное на данный субъект. Единичное действие не подлежит этической оценке.
Этическая система – система состоящая из симметричных этических суждений (отношение индивида к обществу такое же, как отношение общества к индивиду). Этическая система сама по себе не описывает поведение человека, хотя и является основой для правил поведения более низкого уровня уточняющие, дополняющие, а нередко и ограничивающие действие основного правила.
Истина - это состояние, при котором отношение сознания к миру и мира к сознанию одинаковы. Истина - это симметричное соответствие бытия и сознания. Истина в этическом смысле – это когда отношения человека и общества переносятся на отношения человека и мира.
Полюдье - вырождение этической системы путём упрощения понятия «отношение» до понятия «действие». Полюдье относится к этике, как дань к долгу.

Постулаты теории

1. Как правило, человек делает только то, что умеет делать лучше всего.
2. Все четыре сферы социальных отношений (властная, коммунальная, собственности и культуры) независимы друг от друга. (К.Маркс, в частности, считал, что от сферы собственности зависят все остальные сферы отношений, а М.Вебер наоборот, постулировал большую зависимость сферы собственности от сферы культуры).
3. В любом обществе существует всего пять ценностей: жизнь, превосходство, справедливость, польза, свобода. Других ценностей, связанных с поведением людей в обществе, не существует.
4. Разные этические системы лежат в основе разных цивилизаций. Разные цивилизации основанные на одной и той же этической системе образуют цивилизационные блоки (культурно-исторические типы, суперэтносы).
5. Стремление к добру и справедливости, желание следовать этическим нормам - сильнейшие желания человека, не менее сильные, чем либидо. Если они систематически не удовлетворяется, то они принимают извращенные формы полюдья.

Поступки отдельного человека. Общие соображения

Мы поступаем не так, как нам хочется, и не так, как нам выгодно, а так, как мы умеем, пусть это даже бывает невыгодно и неприятно, ибо мы не можем действовать так, как не умеем.

Законы поведения и законы мышления не совпадают. Люди ведут себя не так, как мыслят. В некоторых отношениях законы мышления прямо противоречат законам поведения.
Пример: с точки зрения мышления человек относится к самому себе по-другому, чем к остальным людям: свои дела для него важны, а чужие нет, свои интересы для него близки, а чужие враждебны, себе он прощает все, а другим ничего. Чтобы посмотреть на себя «со стороны», «объективно», человеку порой требуется значительное усилия. Но, поступает он по отношению к себе обычно так же, как и по отношению к остальным: так, как умеет.

Совместные действия людей имеют прагматическую, социальную или смешанную цель и смысл. Теория поведения изучает социальную сторону совместных действий людей (социальное поведение людей).
В периоды стабильной структуры общества социальное поведение людей сводится к двум основным вариантам:
- поддержанию отношений с другими людьми,
- уклонению от отношений с ними.
В периоды установления новой структуры общества (изменения общества) к двум вышеназванным добавляются ещё два варианта поведения:
- установление отношений с другими людьми,
- разрыв отношений с ними.

Типы социальных отношений

Всё многообразие социальных отношений сводится к четырём типам:
1. P S (отношения власти) – участие в односторонних отношениях и двусторонних отношениях. Власть можно определить как ситуацию, когда человек обладает тем, частью (или участником) чего является он сам. Такого человека можно рассматривать как своего рода «собственника» своего коллектива. Причём, с одной стороны управление какой-то деятельностью является частью этой деятельности, с другой стороны, управляющий запрещает управляемым вмешиваться в свои действия, т.е. ведёт себя как собственник на действия управляемых.
2. P S (отношения принадлежности, включённости, участия, членства) – уклонение от односторонних отношений и участие в двусторонних отношениях. Этот тип отношений является своего рода противоположностью отношений собственности. Человек совершает определенные действия только совместно с другими людьми.
3. P S (отношения собственности) – участие в односторонних отношениях и уклонение от двусторонних отношений. Отношения собственности есть отношения между людьми по поводу определённых действий с материальными или нематериальными объектами. «Это моя вещь» - с этим предметом может совершать действия только определённый мною круг лиц. «Это моя мысль» - используя мою мысль вы мне становитесь обязаны. «Это моё дело» - я заявляю о недопустимости постороннего вмешательства в мой процесс деятельности.
4.  P S (отношения независимости) – уклонение от односторонних отношений и двусторонних отношений. В некотором смысле такие отношения противоположны властным. Отказ индивида совершать какие-то действия как самому, так и совместно с кем-либо признаётся остальными членами общества. О человеке, установившем отношения независимости, говорят, что он свободен от определенных обязанностей, что он освобождён от необходимости совершать определённые действия, обладающим свободой не действия, которую остальные члены общества признают.

Сферы деятельности

Четыре типа социальных отношений протекают в четырёх сферах деятельности с соответствующими ценностями и одной обобщающей ценностью:
1. Сфера властных отношений. Власть - это обладание тем целым (например, группой людей), в которое сам обладающий входит как часть. В этой сфере определяются механизмы управления, то есть деятельности по поддержанию такой ситуации.
Ценность: превосходство, которое является некоторым синтезом пользы и справедливости - "пусть мне (нам) будет лучше, чем всем остальным", или "я лучше (сильнее, могущественней, значительней) других". Превосходство лишено внутреннего содержания, т.к. не имеет критерия что считать «лучшим».
2. Сфера коммунальных отношений. Положение дел в этой сфере определяет поведение людей относительно различных групп и объединений, в которых они участвуют - начиная от своей семьи и вплоть до таких общностей, как "свой народ".
Ценность: справедливость, которая сводится к требованию, чтобы отношения между людьми были симметричными - все люди могли принимать равное участие в общих делах. У справедливости нет своего содержания. Главное для неё, чтобы нечто было всем и одинаково (то есть симметрично). Справедливость - это то, чего люди ждут от коммунальных отношений. Эти ожидания вызваны не размышлениями относительно добра и зла, а свойствами самих коммунальных отношений.
3. Сфера отношений собственности, куда входят и экономические отношения. Положение дел в этой сфере определяет поведение людей относительно своей собственности и всего того, чем они владеют.
Ценность: польза, которая подразумевает асимметричность отношений по поводу вещей, объектов, сущностей и т.п. Собственнику позволено всё, остальным – ничего. Идея пользы асинхронна - предполагает сравнение двух разных моментов времени: когда «стало лучше, чем было раньше» или когда «будет лучше, чем есть сейчас». Польза не является содержательной идеей - представления о «лучшем», о том, чем следует обладать, от чего избавиться в самой идее пользы нет. "Лучшее" для себя означает "как мне хочется", "как я считаю полезным для себя", «лучшее» для другого - "как ему хочется" (по моим представлениям) и "как ему будет полезнее" (по моим же представлениям).
4. Сфера культуры. Образуется в результате изолирующего поведения индивидов: наука, искусство, религия и всё то, что называют словом "культура". Изолирующее воздействие культуры проявляется в том, что все "достижения культуры" (начиная от техники и кончая искусством) позволяют достичь определенного результата, не совершая при этом тех действий, которые обычно к нему приводят.
Ценность: свобода, как идея независимости от отношений принадлежности, собственности и, особенно, власти. Идея свободы как независимости так же не является содержательной, т.к. не подразумевает во имя чего независимость, во имя чего свобода.

Обобщающая ценность: жизнь общества, как ценность-условие существования всех остальных ценностей в обществе и самого общества. Жизнь общества не сводится к жизни отдельных его представителей - люди могут жертвовать своей (и тем более чужой) жизнью ради реализации этой ценности.

Нормы поведения в современном обществе

В отличие от традиционных обществ, где поведение отдельных групп населения (каст, страт) предполагалось отличным друг от друга, в современном обществе утверждаются общие принципы морали и нравственности для всех людей составляющих данное общество. Однако, в разных сферах деятельности должны различаться, в противном случае люди не смогут вести себя адекватно. Вдобавок, эти нормы поведения еще и не вполне совместимы друг с другом. Противоречия между нормами поведения можно назвать общественными противоречиями.
Нормы поведения вытекают из свода представлений о том, что чего стоит (справедливость) и что вообще имеет стоимость (польза). Эти представления меняются от общества к обществу и являются в значительной мере исторически обусловленными.
Нормы поведения можно разделить на нормы регулирующие сотрудничество (взаимодействие) и нормы регулирующие соперничество (конфликт). Поскольку нормы регулирующие конфликт более важны, они более проработаны:
- В сфере отношений собственности допустимой формой ведения конфликта является конкуренция. Конкуренция – безличностная борьба, борьба результатов, конкуренты не могут мешать друг другу непосредственно. Основное правило конкуренции: человек может делать со своей собственностью всё, что угодно, но не может нарушать чужие права собственности.
- В сфере коммунальных отношений конфликт ведётся путём создание помех другим людям в их стремлении выделиться. Это борьба с выдающимися проявлениями как в лучшую, так и в худшую сторону.
- В сфере властных отношений допустимым считается демонстрация своих возможностей, сделать то, чего не делают другие. В этой сфере используется как конкуренция, так и создание помех другим.
- В сфере культуры единственно приемлемой формой ведения конфликта является отказ делать то, что делают другие.

Иерархия ценностей и порождаемый ей свод норм поведения

В поведении общества важно какая ценность занимает доминирующее положение в обществе, с каким отрывом от остальных. Второе и третье место в иерархии ценностей так же имеет большое значение, формирует своеобразные нормы поведения.
Пример: в военизированных обществах, одержимых идеей превосходства людей делят на «благородных» и «подлых», в торговых республика с доминированием идеи собственности на «богатых» и «бедных» («успешных» и «лузеров»). В "героический период" первоначального накопления капитала второй главной ценностью после богатства было превосходство. Когда время акул капитализма и концентрации капитала прошло, и наступила пора "общества потребления", на второе место в иерархическом списке выдвинулась справедливость (социальное равенство).

Авторитарное общество – общество развитых властных и коммунальных отношений с зажатыми отношениями собственности и культуры.
Либеральное общество – общество развитых отношений собственности и культуры и зажатых властных и коммунальных отношений.

Этические системы

Этическая система описывается предложением в левой части которого стоит императив, а в правой – факт. Существуют всего четыре этических системы (и четыре тавтологии, которые выделяются в отдельную тавтологическую систему) и четыре их упрощения (полюдья):
1. «Южная этическая система».
Я должен вести себя по отношению к другим так, как они ведут себя по отношению ко мне.
Полюдье: делай то, что делают все.
2. «Восточная этическая система».
Я не должен вести себя по отношению к другим так, как они не ведут себя по отношению ко мне.
Полюдье: не делай того, чего не делают все.
3. «Западная этическая система».
Другие должны вести себя по отношению ко мне так, как я веду себя по отношению к другим.
Полюдье: все должны делать то, что делаю я.
4. «Северная этическая система».
Другие не должны вести себя по отношению ко мне так, как я не веду себя по отношению к другим.
Полюдье: никто не должен делать то, что я не делаю.
5. «Тавтологическая этическая система».
Как другие ведут себя по отношению ко мне, пусть так и дальше продолжают.
Как я веду в себя по отношению к другим, так и дальше буду.

Южная этическая система (этика подражания)

Кредо носителя этой системы:
- поступай с другими так, как они поступают с тобой;
- будь как все;
- как все, так и я;
- с волками жить - по-волчьи выть.
Человек, следующий такой этической системе, просто копирует (более или менее сознательно) поведение окружающих людей, и в первую очередь - отношение к себе лично. Если окружающие ведут себя с данным человеком пристойно, то они могут ждать от него того же самого. Но если вокруг творится какое-нибудь бесчинство, он обязательно примет в нем участие, будет даже считать это своим долгом, поскольку самый большой грех в рамках данной этической системы - "отрыв от коллектива".
В рамках этой системы невозможна ситуация, чтобы один человек был прав (поступал лучше), а остальные неправы (были хуже). Подражание - основа всякого поведения. Южная этическая система является в этом отношении наиболее естественной, хотя, возможно, и не самой приятной для жизни в обществе.
Южная этическая система представляется для живущих по ней людей чем-то вечным, вневременным: все всегда делают так, значит, и я всегда буду делать так, и раньше делал, и сейчас делаю, и в будущем буду делать.

Злом в Южной этической системе считается проявление неподчинения обществу, понимаемые как невнимание к окружающим. Человек поступающий не как все, имеющий своё мнение выглядит проявляющим равнодушие или презрение к обществу, человеком, который ни с кем не считается.
Южная этическая система непрерывно воспроизводится в рамках т.н. субкультур: молодёжных коллективов, банд, сект, других маргинальных организаций.

Понятие истины: я должен вести себя по отношению к миру так, как мир относится ко мне. Я должен уподобиться реальности.
В рамках подобного понимания мира нет места абстрактному знанию: общие утверждения не соответствуют ничему конкретному, а потому и не могут претендовать на истинность.
Основной принцип познания: аналогия, уподобление, чувственный опыт.

Восточная этическая система (этика подавления)

Кредо носителя этой системы:
- не поступай с другими так, как они не поступают с тобой;
- если никто не будет, то и я не буду;
- не делай другим того, чего ты не хочешь себе;
- не делай того, что опасаешься сделают другие.

Роль этических законов здесь играют разнообразные запреты, или табу. Они, как правило, мотивированы прошлым: достаточным аргументом против совершения какого-то действия является тот факт, что раньше так не делали, или перестали делать достаточно давно. Восточная этическая система, т.о. ориентирует людей на прошлое как на источник знаний и основных ценностей.
В рамках этой этической системы появляется возможность изменения норм поведения: если человеку что-то очень не нравится, он может, прекратив сам так поступать, вызвать у других людей чувство, что они ведут себя не очень хорошо (поскольку этот человек - часть общества так не поступает). Чем больше людей отказывается от соответствующего поведения, тем сильнее данный отказ начинает давить на остальных - и так до тех пор, пока не сформируется новый запрет. Что с течением времени, влечёт к неуклонному росту количества запретов и к невозможности резко поменять поведение, т.к. требует от всех членов общества одновременно договориться о новом поведении, что технически невозможно.
Такое общество становится достаточно консервативным – любое новшество встречает в штыки: чтобы всем начать поступать по-новому, кто-то должен первым подать пример, а если больше никто так себя не поведет, новатор (особенно если его поведение затрагивает само общество) автоматически становится безнравственным.

Источником зла в данной этической системе считается эгоизм, выражающийся в желании получить слишком много. Жадность, ненасытность, стремление к удовольствиям считаются наихудшими из пороков.

Понятие истины: я не должен вести себя по отношению к миру так, как мир не относится ко мне. Я не должен противоречить реальности.
Истиной является не только то, что точно соответствует фактам, но вообще все, что не противоречит фактам, что открывает возможность появления теоретического знания. Опыт не рассматривается как нечто подтверждающее то или иное мнение, опыт может только опровергнуть его. Мнение не должно противоречить опыту, но не обязано прямо ему соответствовать.
Основной принцип познания: наблюдение за естественным ходом вещей и процессов без искусственного вмешательства путём постановки эксперимента.

Западная этическая система (этика побуждения)

Кредо носителя этой системы:
- не мешай другим поступать с тобой так, как ты сам поступаешь с ними;
- поступай с другими так, чтобы максима твоего морального поступка могла бы служить нормой всеобщего законодательства (И.Кант);
- как я, так и все;
- живи и давай жить другим;
- не мешай;
- если тебе что-то не нравится – отвернись;
- если играл и проиграл - обижайся на себя.
В обществе такого типа индивид может проявлять инициативу, не опасаясь немедленного осуждения со стороны общества просто за тот факт, что он сделал что-то новое и непривычное. Более того, такая этика прямо поощряет соревнование и конкуренцию, побуждает к нововведениям.

Роль этических законов низкого уровня здесь играют разнообразные рекомендации, сулящие те или иные награды за правильное поведение, - то есть не столько кнут, сколько пряник, поскольку в рамках подобной этики гораздо страшнее не получить чего-то желаемого, нежели лишиться чего-то уже имеющегося.

Данная этическая система ориентируется на настоящее, происходящее сейчас. Мир в целом (как сумма прошлого) перестает быть образцом гармонии и становится просто источником ресурсов. Зато огромное значение приобретают желания и прихоти человека, которые становятся невероятно значимыми.

Злом в данной этической системе считается нетерпимость, неспособность и нежелание учитывать чужое мнение, чужие желания, настроения, то есть, в общем-то, терпеть от людей то, что делаешь и сам. Терпимость сводится не к принципу "Делай, как мы", а к "Каждый сходит с ума по-своему". Можно не присоединяться к другим, но нельзя мешать другим, что бы они ни делали.

Понятие истины: мир должен вести себя по отношению ко мне так, как я веду себя по отношению к нему. Реальность должна уподобиться мне.
Истинным считается не только то, что соответствует фактам или не противоречит им, но и то, что позволяет создавать новые факты (в том числе и никогда ранее не наблюдавшиеся). Новые факты - это не более и не менее чем изменение мира.
Основной принцип познания: экспериментальный метод с намерением взломать "естественный порядок вещей" хотя бы в одном месте и получить знание о внеприродном.

Северная этическая система (этика противопоставления)


Кредо носителя этой системы:
- не давай другим поступать с тобой так, как ты с ними не поступаешь;
- пусть все, но не я;
- не позволяй - ни себе, ни другим (по отношению к себе) делать то, что ненавидишь в себе (и в других).
Северная этическая система ориентирована на человека, который ведет себя определенным (этичным) образом несмотря на других, и очень часто вопреки другим, противопоставляя себя другим.

Данная этическая система ориентирована на будущее, на то, чего еще нет и что только может произойти. Подобного рода ориентация на будущее приводит (при философских обобщениях) к низкой оценке существующего мира (как сумме прошлого), равнодушному отношению к человеческим желаниям (как эфемерным, существующим только в настоящем) и высокой оценке сознания и ума.
"Если я не делаю и не собираюсь делать нечто с другими, то они не имеют никакого права так обращаться со мной". Если "другим" все-таки удастся сделать это нечто, это совершенно не означает, что они дали право поступать с ними так же. Виноват прежде всего тот, кто допустил такое обращение с собой. В рамках данной этической системы сила является источником блага: человек, который не может сопротивляться внешнему воздействию, не может считаться хорошим. В рамках Северной этики можно уничтожать врагов, но только в случае, если от них может исходить угроза в будущем, а не из-за мести, потому что они нанесли ущерб в прошлом.

Главным источником зла в рамках данной этической системы считается невмешательство, потакание, потворствование всему, что считается плохим, недопустимым (чем бы такое поведение ни объяснялось). Зло - это всё то, что стирает различие между хорошим и плохим, приемлемым и неприемлемым т.е. всё то, что уничтожает способность не только этического суждения, но и всякого суждения вообще. Зло понимается как принцип, противостоящий не чьим-то интересам, а разуму как таковому. Зло - есть то, что может уничтожить разум.

Понятие истины: ?
Основной принцип познания: ?

Тавтологическая (внеморальная) этическая система.

Кредо носителя этой системы:
- мне нет дела до других, как и им - до меня.
Тавтологическая этика сводится к признанию того, что "другие действуют, как считают нужным, и я тоже действую, как считаю нужным". Любые претензии бесполезны, удивляться нечему и не на кого, можно от кого угодно ждать чего угодно.

Единственные работающие критерии - внеморальные: действия могут быть эффективными в смысле достижения цели или нет.
Существуют как отдельные люди, так и сообщества людей (организации или даже "народы" в известном смысле), практикующие подобное поведение как норму. Внутри таких сообществ обычно существует жесткая система взаимного контроля, позволяющая своевременно предотвращать случаи опасного для коллектива в целом поведения. Аморальность таких сообществ сдерживается и внешними факторами, поскольку окружающие люди, как правило, не доверяют людям из этих сообществ, справедливо ожидая от них "чего угодно".

Зло в Тавтологической этике отсутствует, т.к. она не противостоит никакой этике, игнорирует этические принципы как таковые. Но это принципиальная позиция, она не является "слабостью". Носитель Тавтологической этики чувствует собственную правоту так же, как и приверженец любой другой этической системы. Более того, данная позиция требует известного самоограничения: человек, занимающий ее, не вправе осуждать какие бы то ни было действия окружающих по отношению к нему.

Антиморальные (асимметричные) этические системы

Наряду с симметричными этическими системами существуют ассиметричные, когда отношение человека к обществу отличается от отношения общества к человеку. Поскольку на базе Тавтологической этики нельзя построить асимметричную этическую систему, антиморальных систем получается тоже четыре.

1. Обман и паразитизм: я не должен вести себя по отношению к другим так, как они ведут себя по отношению ко мне.
Кредо носителя данной системы: я не буду делать для других то, что они делают для меня.
Эгоизм и неблагодарность, характерные для такого поведения, растут по мере удовлетворения аппетитов такого человека. Как правило, носители этой этики в глубине души убеждены, что они выше окружающих (им кто-то по жизни что-то обязан), и по одному этому обладают особыми правами.
Метод воздействия на окружающих для достижения своих целей – демонстрация «пряника»: самоуверенности, обаяния, возбуждения (несбыточных) ожиданий.
2. Насилие: я должен вести себя по отношению к другим так, как они не ведут себя по отношению ко мне.
Кредо носителя данной системы: я буду делать с другими то, что они со мной не делают (потому что не могут или не хотят).
Такой человек не ждет, что другие сделают ему что-то хорошее: он рассчитывает на то, что ему не смогут помешать сделать то, что он задумал. Он вполне может быть честным и откровенным, поскольку склонен действовать прямо, без обмана. Он не считает себя лучше других, скорее другие хуже него (слабее во всех смыслах).
Метод воздействия на окружающих для достижения своих целей – демонстрация «кнута»: внушение страха, отвращения, демонстрация агрессивности, создание ореола «сильной личности».
3. Другие должны вести себя по отношению ко мне так, как я себя не веду по отношению к ним.
4. Другие не должны вести себя по отношению ко мне так, как я себя веду по отношению к ним.

Полюдье

В любой этической системе сосуществуют все четыре разновидности полюдья, но преобладает та, которая является вырождением соответствующей этической системы. Если Южное и Восточное полюдье мало отличается от соответствующей этики, то Западное и Северное полюдье уводит поведение людей от изначально провозглашаемых ценностей очень сильно.
Западное полюдье: "Пусть все делают то же самое, что и я", "Пусть все живут так, как живу я", "Пусть всё и везде будет как у меня" очень сильно отличается от идеи либерализма (невмешательства), что естественно, т.к. полюдье – тень этики.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
was_bornin
Лауреат


Зарегистрирован: 11.05.2009
Сообщения: 641
Откуда: Из Будущего

СообщениеДобавлено: Чт Янв 06, 2011 11:48 am    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

В чем заключается смысл размещения данного скопированного материала?
_________________
Мир Будущего - верхняя позиция в поиске Google
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rudy
Политолог


Зарегистрирован: 11.01.2010
Сообщения: 1028

СообщениеДобавлено: Чт Янв 06, 2011 1:35 pm    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

was_bornin писал(а):
В чем заключается смысл размещения данного скопированного материала?


С кого скопированного? Скомпилированного вы имели ввиду?

Смысл данного краткого изложения - познакомить с Формальной теорией поведения К.Крылова в сжатой структурированной форме. А так же побудить заинтересовавшихся к чтению его работ в полном объёме.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Serex
Гость





СообщениеДобавлено: Пт Янв 07, 2011 7:06 pm    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

\\\\

Последний раз редактировалось: Serex (Ср Янв 12, 2011 9:06 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Rudy
Политолог


Зарегистрирован: 11.01.2010
Сообщения: 1028

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 4:42 am    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

Serex писал(а):
Крылов, Константин Анатольевич


Да он.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Пойнтс
Политолог


Зарегистрирован: 06.04.2010
Сообщения: 1866
Откуда: Владивосток

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 9:50 am    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

Я, по правде говоря, не охватываю мыселью вот это:
Rudy писал(а):
Общество не состоит из людей, не состоит из отношений между ними. Общество есть некое силовое поле, которое определённым образом соединяет людей вместе.


В то время как коллектив и общность обеспечивается общественными отношениями, возникающая на их основе некая среда - общество - содержит в себе дополнительную связующую - силовое поле. Откуда оно берется, как проявляется? Каким именно "определенным образом", но не отношением, соединяет людей вместе?
Допустим, у меня нет никакого отношения, ни власти, ни собственности, ни культуры, ни коммуникации к гражданину Н, но между нами - силовое поле, соединяющее нас в общество?
_________________
Отказ от стоимости в экономике - путь к свободному труду.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Иванов
Лауреат


Зарегистрирован: 04.05.2010
Сообщения: 681
Откуда: Оренбург

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 11:12 am    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

Пойнтс писал(а):
Допустим, у меня нет никакого отношения, ни власти, ни собственности, ни культуры, ни коммуникации к гражданину Н, но между нами - силовое поле, соединяющее нас в общество?

Ну если вам некоторые физики скажут, что кроме атомов есть ещё эфир, заполняющий пространство между атомами ( я помнится читал, что вакуум по энергетической плотности превосходит ядро атома), вы ведь не будете задавать такие вопросы: а откуда взялся ещё и эфир? Думаю скорее всего нет.

Так и если кроме социальных атомов-индивидуумов есть ещё социальный "эфир" , могущий влиять на индивидуумы без непосредственного влияния других индивидуумов, так почему бы и нет? И вопросы тут также бессмыслены. Откуда взялось? Господь Бог знает. Его спросите. Может силовое поле возникло раньше , чем люди-индивидуумы. Ведь мы эволюционировали из амёб. 3 млрд. лет назад не было индивидуумов. А силовое поле, создающее в итоге нас уже было. Иначе нас не было бы.

Идея про силовое поле, создающее общество, мне лично импонирует. Для нас важен вопрос не откуда взялось ( бессмысленный), а вопрос есть ли? Объясняет ли теория происходящие события или нет. Теория Крылова по-моему неплохо многое объясняет.Можно её поразбирать. Достойна она этого.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rudy
Политолог


Зарегистрирован: 11.01.2010
Сообщения: 1028

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 12:45 pm    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

Пойнтс писал(а):
В то время как коллектив и общность обеспечивается общественными отношениями, возникающая на их основе некая среда - общество - содержит в себе дополнительную связующую - силовое поле. Откуда оно берется, как проявляется?


Л.Н.Гумилёв называет это "силовое поле", скрепляющее некое общество, пассионарностью, К.Крылов подходит к этому феномену с психологической (масспсихологической) стороны.
Насколько я правильно понял "силовое поле" - суть Этическая система.

Иванов писал(а):
Теория Крылова по-моему неплохо многое объясняет.Можно её поразбирать. Достойна она этого.


В самой книге "Поведение" собрано достаточно практических примеров использования теории для анализа и сделаны ряд выводов. Я не включил их, чтобы не раздувать брифинг.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
was_bornin
Лауреат


Зарегистрирован: 11.05.2009
Сообщения: 641
Откуда: Из Будущего

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 12:46 pm    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

Иванов писал(а):

Идея про силовое поле, создающее общество, мне лично импонирует. Для нас важен вопрос не откуда взялось ( бессмысленный), а вопрос есть ли? Объясняет ли теория происходящие события или нет. Теория Крылова по-моему неплохо многое объясняет.Можно её поразбирать. Достойна она этого.

Теория Крылова ничего не объясняет. Автор, с использованием своей собственной терминологии, пытается понять природу человеческого поведения. Пока он ее понимает не до конца. Но если для самого Крылова эта его работа быть может только промежуточный шаг в познании и следующим его шагом будет правильное понимание, то поведение людей, принимающих его работу за непоколебимую истину кранйе неправильно и ошибочно. Вместо того, чтобы думать самостоятельно и подходить к работе критично они преклоняються перед авторитетом Крылова или перед объемом работы, или пред наукообразной формой и принимают данную работу на веру.

Все уже давным-давно известно и объяснено. В основе человеческого поведения лежит система ценностей. На ее же основе строятся принципы функционирования общества. Поведение человека и людей в обществе определяется существующей системой ценностей.
_________________
Мир Будущего - верхняя позиция в поиске Google
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rudy
Политолог


Зарегистрирован: 11.01.2010
Сообщения: 1028

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 12:48 pm    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

was_bornin писал(а):
Все уже давным-давно известно и объяснено. В основе человеческого поведения лежит система ценностей. На ее же основе строятся принципы функционирования общества. Поведение человека и людей в обществе определяется существующей системой ценностей.


У Крылова есть и про "ценности". И ещё огромная куча всего.
Особенно хорошо его теория разрешает диспут о "власти" муссирующийся тут на форуме.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
was_bornin
Лауреат


Зарегистрирован: 11.05.2009
Сообщения: 641
Откуда: Из Будущего

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 1:24 pm    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

Очень хорошо, тов. Rudy. Давайте мы устроим состязание? Зададим друг другу три вопроса. По очереди. Я задаю первый - вы отвечаете, вы задаете свой первый вопрос - я отвечаю. И так далее. Вопросы так или иначе будут связаны с мотивами человеческой деятельности и с человеческим поведением. То есть с тем, о чем говорит Крылов.

Диспут о власти муссирующийся здесь на форуме - это переливание из пустого в порожнее. Теория Крылова врядли добавляет что-то существенное к этому переливанию.
_________________
Мир Будущего - верхняя позиция в поиске Google
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Serex
Гость





СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 1:29 pm    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

\\\\

Последний раз редактировалось: Serex (Ср Янв 12, 2011 9:06 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Пойнтс
Политолог


Зарегистрирован: 06.04.2010
Сообщения: 1866
Откуда: Владивосток

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 2:57 pm    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

Иванов писал(а):
Ну если вам некоторые физики скажут, что кроме атомов есть ещё эфир, заполняющий пространство между атомами ( я помнится читал, что вакуум по энергетической плотности превосходит ядро атома), вы ведь не будете задавать такие вопросы: а откуда взялся ещё и эфир? Думаю скорее всего нет.

Это очень хорошо, тов. Иванов, что вы вспомнили физиков с эфиром. Потому что ответ-то как раз в нем. Вот только интерпретируется он и Крыловым и вами с уклоном в фантастику. Эфир, говорите, заполняет пространство между атомами? А внутри атомов, а внутри элементарных частиц, догадайтесь - что? Из чего состоят атомы и элементарные частицы?

Иванов писал(а):
Так и если кроме социальных атомов-индивидуумов есть ещё социальный "эфир" , могущий влиять на индивидуумы без непосредственного влияния других индивидуумов, так почему бы и нет?
Опять же, - что внутри социальных атомов индивидов? Что внутри их психологии, совести, разума? Из чего состоят их мысли?

Разве не то же самое, что и между ними?
Помните Брюса Липтона, микробиолога, о котором я вам писал в теме "неокоммунизм"? Вот он следы этого поля и обнаружил.

Иванов писал(а):
И вопросы тут также бессмыслены. Откуда взялось? Господь Бог знает. Его спросите. Может силовое поле возникло раньше , чем люди-индивидуумы.
Вопросы не бессмысленны. Они призваны как раз свести понимание к "единой теории поля". Крылов и Руди пишут, что на уровне коллектива и общности людей скрепляют отношения. А что есть отношения? Что из себя представляют связи между людьми? Особенно - крепкие связи.
Люди, как и любые другие объекты вселенной - не дискретны. Они связаны через отношения некими связями, соединяющими их высшую психическую деятельность. Если недискретность рассматривать еще глубже, то люди, элементы обществ, есть лишь сгустки этих связей, их концентрированные скопления. Если угодно аналогию, люди это серверы сети.
Человек отдельный, индивидуалист - это нонсенс для существования вида человек разумный, оторванный сгусток, который закономерно деградирует.
Иванов писал(а):
Ведь мы эволюционировали из амёб. 3 млрд. лет назад не было индивидуумов. А силовое поле, создающее в итоге нас уже было. Иначе нас не было бы.
Если признавать эволюционный путь, то да - мы от амеб. А если креационный, то амебы - это пыль, оторванная от общего тела Жизни, деграданты. И ведь амебы - крайние индивидуалисты. Большинство животных - крайние индивидуалисты. Они - примеры деградации, а не эволюцииSmile

Иванов писал(а):
Идея про силовое поле, создающее общество, мне лично импонирует. Для нас важен вопрос не откуда взялось ( бессмысленный), а вопрос есть ли? Объясняет ли теория происходящие события или нет. Теория Крылова по-моему неплохо многое объясняет.Можно её поразбирать. Достойна она этого.

Не объясняет. Потому что она рассматривает индивидуумов, как дискретные объекты, между которыми вырастают некие отношения в коллективе и общности. А потом неизвестно откуда берется поле.
А оно не берется, оно всегда есть, из него формируются отношения, из него формируются и сгустки отношений - индивидуальности, то есть, опять же сгустки этого поля.
Точно также как из эфира формируются элементарные частицы.
_________________
Отказ от стоимости в экономике - путь к свободному труду.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rudy
Политолог


Зарегистрирован: 11.01.2010
Сообщения: 1028

СообщениеДобавлено: Сб Янв 08, 2011 4:44 pm    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

was_bornin писал(а):
Очень хорошо, тов. Rudy. Давайте мы устроим состязание? Зададим друг другу три вопроса. По очереди. Я задаю первый - вы отвечаете, вы задаете свой первый вопрос - я отвечаю..


Стреляйте сударь!

Пойнтс писал(а):
А оно не берется, оно всегда есть, из него формируются отношения, из него формируются и сгустки отношений - индивидуальности, то есть, опять же сгустки этого поля.
Точно также как из эфира формируются элементарные частицы.


Вы поднимаете слишком сложные вопросы. Нам бы в более простом разобраться. Как то свести свои взгляды и позиции.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
was_bornin
Лауреат


Зарегистрирован: 11.05.2009
Сообщения: 641
Откуда: Из Будущего

СообщениеДобавлено: Пт Янв 14, 2011 8:07 pm    Заголовок сообщения: Re: Комната 2: Теория поведения К.Крылова Ответить с цитатой

1. Каким фундаментальным признаком отличается общинная стадия развития человечества от его цивилизационной стадии развития?
_________________
Мир Будущего - верхняя позиция в поиске Google
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов malchish.org -> Общий форум Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Реклама. . . .
Powered by phpBB.