Треть сотрудников, занятых в почти миллионном разведсообществе США, не являются госслужащими. Эти работники из частного сектора помогают спецслужбам вербовать шпионов и следить за иностранными правительствами, обеспечивать полеты «беспилотников» и многое другое. Частники стали незаменимыми для структур, обеспечивающих безопасность США.
Газета Washington Post приоткрыла завесу тайны над деятельностью спецслужб США. Она провела расследование «Совершенно секретная Америка». Его авторы – журналисты Дана Прист и Уильям Аркин в первом выпуске серии сделали вывод: «Правительство создало такую большую, сложную и трудно управляемую систему национальной безопасности и разведки, что никто толком не знает, выполняет ли она свою главную функцию – защиту граждан».
Репортеры считают, что разведсообщество слишком дорого обходится налогоплательщикам (официально его бюджет составил в прошлом году 75 млрд. долл.), и его сотрудники нередко дублируют работу друг друга. Ситуация, судя по приведенным фактам, усугубилась после терактов 11 сентября 2001 года.
Ранее считалось, что разведсообщество США насчитывает около 200 тыс. человек. Сейчас, если верить Дане Прист и Уильяму Аркину, 854 тыс. американцев имеют допуск к совершенно секретным сведениям. Примерно треть этой «армии» – 265 тыс. человек – работают по контракту с частными фирмами, которые выступают подрядчиками для госструктур. Так относительно новое ведомство – Министерство внутренней безопасности – насчитывает 230 тыс. сотрудников. И лишь половина из них – госслужащие. С офицером МВБ любой иностранец сталкивается сразу после прилета в аэропорту США. Среди прочего ведомству подчинена Секретная служба, охраняющая американское руководство от злоумышленников, а доллары – от подделок.
Разведывательное управление Минобороны (РУМО) включает 16,5 тыс. сотрудников, Национальное управление геокосмической разведки – 8,5 тыс. человек, а ЦРУ – около 30 тыс., треть из которых тоже подрядчики. Обеспечение нацбезопасности стало прибыльным бизнесом в Америке: частники прельщают опытных госслужащих перспективами удвоения зарплаты, дорогими автомобилями и бонусами. И предлагают этих же людей государству для работы с совершенно секретной информацией. Руководство ряда ведомств уже признало, что частники очень дорого обходятся государству, но и обойтись без их услуг нельзя.
Например, ряд фирм обеспечивают «цифровую скоростную магистраль» для передачи на командные пункты в США информации с «дронов» в режиме реального времени. А главный мировой работодатель для математиков – Агентство национальной безопасности (АНБ) – черпает в частном секторе технологические новинки. АНБ отслеживает информацию по всей планете. Его бюджет не афишируется, но сообщается, что он удвоился после 11 сентября 2001 года. В день его специалисты перехватывает 1,7 млрд. электронных сообщений, телефонных разговоров и др.
Вскоре АНБ построит новый центр обработки данных под Солт-Лейк-Сити стоимостью более 1,5 млрд. долл. В последние годы активно расширяли площади и другие секретные службы. Например, Управление директора национальной разведки, созданное в 2004 году для курирование работы всех 16 спецслужб страны, начиналось с 11 сотрудников, занимавших небольшое помещение рядом с Белым домом. Теперь его персонал – 2,9 тыс. человек (включая Национальный контртеррористический центр) – размещается в Маклине (Вирджиния), в здании величиной в пять магазинов Wal-Mart, которое называют Liberty Crossing. Интересно, что разведчики соревнуются, у кого лучше инфраструктура. «У них есть какая-то зависть, как будто они меряются, у кого больше достоинство. Большим мальчиком считают только того, у кого название управления состоит из трехбуквенной аббревиатуры и есть большое помещение для работы с секретной информацией», – рассказал газете бизнесмен Брюс Пэнквин, который строит такие звукоизолированные комнаты.
"Это сверхсекретный мир, созданный в ответ на террористические атаки 11 сентября 2001 года, который стал настолько большим, громоздким и таинственным, что никто не знает, сколько денег стоит его обслуживание, сколько людей на него работает, сколько существует внутренних программ и как много агентств занимаются одной и той же работой", - так охарактеризовала американские спецслужбы газета The Washington Post после проведения двухлетнего расследования.
Главный вывод издания состоит в том, что после девяти лет беспрецедентных трат на оборону система безопасности США стала такой массивной, что её эффективность невозможно определить.
По подсчетам журналистов, на безопасность Америки работают 1271 правительственная организация и 1931 частная компания. Они имеют офисы в 10 тысячах населенных пунктов США. В одном только Вашингтоне за девять лет построено 33 новых здания для нужд сверхсекретной работы. В сумме их площадь эквивалентна трём Пентагонам. В год ими выпускается 50 тысяч докладов такого объема, что большинство из них просто игнорируется. В Пентагоне теперь числится в два раза больше сотрудников, чем девять лет назад. Бюджет Национального агентства безопасности удвоен.
С выводами газеты не согласились министр обороны США Роберт Гейтс, директор ЦРУ Леон Панетта, бывший директор национальной разведки Дэннис Блэр и другие высшие должностные лица. Они заверили, что система остается под контролем. Впрочем, большинство их заместителей, пожелавших не раскрывать свои имена, признались, что они просто физически не могут быть в курсе всех мероприятий по обеспечению национальной безопасности из-за огромного их количества.
В докладе говорится о минусах такой громоздкой структуры. Журналисты рассказывают о том, как сразу несколько организаций следили за боевыми операциями в Йемене, но никто не заметил, как нигерийский террорист прилетел оттуда в Детройт.
Кроме того, доклад критикует работу рядовых сотрудников подобных ведомств. Они пишут доклады об Афганистане, Иране, Пакистане, не зная местных языков, а потому чаще всего просто копируют друг друга.
Более чем пятилетняя война с терроризмом привела к тому, что шпионаж превратился в одну из самых быстрорастущих частных индустрий в США. Федеральное правительство передает все больше и больше самой чувствительной своей работы на аутсорсинг, в то же время держа в тайне детали использования частников по контракту. В результате эксперты по разведке, в том числе и в самом правительстве, озабочены недостатком надзора общества над разведывательным бизнесом.
14 мая 2007 года на конференции в Колорадо, организованной военной разведкой Defense Intelligence Agency, американское правительство впервые раскрыло, сколько из его секретного разведывательного бюджета тратится на частные контракты: более 70%. Учитывая, что в этом году этот бюджет составляет не менее 48 млрд. долл., получается, что по контрактам будет выплачено около 34 млрд. долл. Эта цифра была озвучена Терри Эвереттом, высокопоставленным офицером Управления национальной разведки (Office of the Director of National Intelligence - DNI). «Мы не можем шпионить... если мы не можем покупать!» (в оригинале We can't spy ... If we can't buy!"), говорит один из слайдов этой презентации, демонстрируя зависимость разведсообщества США от частного сектора.
По данным DNI, с середины 90-х до 2005 года доля частных контактов в области разведдеятельности выросла на 38%. Однако в долларах этот рост выглядит еще более впечатляющим: за тот же период времени выплаты по контрактам были удвоены, с примерно 18 млрд. в 1995 году до почти 42 млрд в 2005-м.
«Это потрясающие цифры», - говорит Стивен Афтергуд, директор проекта о правительственной секретности Federation of American Scientists, - «Они демонстрируют трансформацию разведывательной бюрократии времен Холодной войны в нечто новое, где доминируют уже интересы подрядчика».
Поскольку детали разведывательного бюджета США секретны, нет никакой возможности для американского общества, включая даже Конгресс, выяснить, как эти контрактники получают деньги, что они за них делают, и насколько эффективно их используют. Афтергуд и другие эксперты также предупреждают, что нехватка прозрачности создает условия для коррупции.
Трей Браун, пресс-офицер DNI, заявил Salon, что 70%, названные Эвереттом, включают в себя все, что американские разведывательные службы покупают - от ручек до зданий, включая «устройства, которые мы используем для сбора разведданных». На вопрос, сколько из скупо выдаваемых денег тратится на дорогостоящие спутники-шпионы, он ответил, что «мы не можем говорить о таких вещах».
В СМИ упоминались цифры некоторых контрактов для конкретных агентств, но никогда раньше – о всем разведсообществе США. В 2006 году Washington Post писала, что «значительное большинство» сотрудников в двух ключевых службах – Национальном контртеррористическом центре и Департамент оперативной контрразведки (Counter-Intelligence Field Activity office - CIFA) Пентагона – это служащие по контракту (в CIFA их более 70%). Чуть ранее бывшие офицеры ЦРУ говорили, что в Лэнгли вольнонаемных уже около 60%.
Однако только статистика не отражает полной картины аутсорсинга, который проник в разведсообщество страны – сегодня многие сферы, в которых должны работать только госслужащие, отданы гражданским. Например, служащие по контракту анализируют большую часть информации, собранной через спутники и беспилотные устройства, и они же пишут отчеты для людей, принимающих решения в госструктурах. Контрактники поддерживают и предоставляют программное обеспечение, которое анализирует данные для отслеживания подозреваемых в терроризме - как в США, так и за рубежом, и определяет цели в Ираке и Афганистане.
Эти данные также поступают в Агентство нацбезопасности США, и возможно, это и есть причина, по которой DNI лоббирует в Конгрессе законопроект, который должен гарантировать иммунитет тем корпорациям, которые сотрудничают с АНБ последние пять лет. Контрактники также обеспечивают работу коммуникаций между различными спецслужбами, и они же обеспечивают работу оборудования, которое предохраняет эти коммуникации от взлома.
Аутсорсинг проник даже в агентурную разведку. В ЦРУ нанятые по контракту помогают сотрудникам зарубежных резидентур и готовят средства маскировки для агентов, работающих под прикрытием. По данным бывшего оперативника агентства Роберта Бэра, контрактник, находящийся в Ираке, наблюдает даже за агентами ЦРУ в Багдаде: «это совершенно другая культура, отличная от привычной для ЦРУ, ведь теперь офицер знает, куда и когда передвигаются его агенты».
В результате даже в самом DNI появились сомнения в эффективности аутсорсинга. В открытом отчете, опубликованном осенью 2006 года, утверждается, что разведывательное сообщество столкнулось с растущей «конкуренцией между нанятыми по контракту и своими служащими».
То есть в спецслужбах нет четкого понимания, что можно поручить контрактникам, а что – только госслужащим. В DNI также обнаружили, что «эти самые контрактники вербуют наших собственных служащих, которые были подготовлены государством, а потом сдают их нам же в аренду по значительно более высокой цене ». По данным Сенатского комитета по разведке, сейчас годовой доход офицера разведки составляет около $126,500, в то время как оплата контрактника в разведке – не менее $250,000. В результате Комитет выпустил отчет, в котором пишет, что «сообщество должно стремиться в долгосрочной перспективе уменьшить свою зависимость от подрядчиков».
В свою очередь, Комитет по разведке Конгресса опубликовал отчет, в котором утверждается, что американские власти «не имеют адекватного понимания численности и распределения контрактников, последовательного и ясно сформулированного метода оценки работы контрактников, или стратегии управления нанятыми по контракту государством».
Бюджеты спецслужб США секретны, и все обсуждения их в Конгрессе держатся в тайне. Однако большая часть информации в то же время доступна для подрядчиков, которые имеют возможность лоббировать членов Конгресса по вопросам бюджетов, потенциально меняя политику в угоду контрактникам. Например, Science Applications International Corp., один из крупнейших подрядчиков разведсообщества США, потратила в 2006 году $1,330,000 на лоббирование в Конгрессе, что включает лоббирование по разведывательному и оборонному бюджету.
На публике, конечно, все это исключено из обсуждений. «Это не дебаты, где кто-то теряет», - говорит Афтергуд, - «Там нет дебатов. И чем больше работы уходит в частный сектор, тем менее эффективен надзор Конгресса». В области секретности, добавил Афтергуд, «есть очень короткая дистанция для таких, как Дюк Каннингэм и коррупцией в интересах частных корпораций». В марте 2006 года Рэнди (Дюк) Каннингэм, ушедший из Конгресса несколькими месяцами ранее, был осужден на восемь лет тюрьмы за то, что получил около двух миллионов долларов в виде взяток от руководства компании MZM, - подрядчика Пентагона. В качестве платы Каннингэм использовал свой пост в Конгрессе и комитетах по разведке для того, чтобы способствовать получению контрактов для MZM от ЦРУ и военного агентства CIFA. Дело MZM получило продолжение, когда выяснилось, что Кайл (Дасти) Фогго, бывший замдиректора ЦРУ, вступил в заговор с бывшим исполнительным директором MZM Брентом Вилкисом для получения контрактов для компании.
Американские разведслужбы всегда были связаны с частными компаниями в области технологий. Lockheed построил знаменитый самолет-разведчик У-2 для ЦРУ. Десятки компаний, от TRW и Polaroid до Raytheon, помогали разрабатывать разведывательные камеры слежения и спутники-шпионы.
Однако к 90-м годам коммерческое развитие шифрования, информационных технологий, спутниковых систем и проч,, заставило разведсообщество повернуться к частному сектору с запросом о производстве систем, которые раньше разрабатывались внутри спецслужб.
Когда в 1995 году было создано National Geospatial-Intelligence Agency - в качестве главной спецслужбы по видовому шпионажу, оно тут же стало скупать программное обеспечение у частных компаний, кроме того, половина от 14,000 сотрудников агентства наняты по контракту, они работают внутри агентства, но свои чеки получают от таких компаний, как Booz Allen Hamilton и Lockheed Martin. В конце 90-х, АНБ начала использовать аутсорсинг в анализе перехвата данных, передавая заказы таким фирмам, как Computer Services Corp. и SAIC.
Дальнейший рост аутсорсинга произошел после 11 сентября. Администрация Буша и Конгресс, желая предотвратить новые теракты, увеличили разведывательный бюжет и создали новые структуры для борьбы с терроризмом, как например, Национальный контртеррористический центр. Чтобы наполнить эти структуры сотрудниками, ЦРУ и другие агентства стали нанимать тысячами аналитиков и специалистов в области агентурной разведки . Частично из-за больших сокращений в середине 90-х, многие специалисты в этой области оказались к тому времени в частном секторе. В результате доля нанятых по контракту резко выросла. Этот рост можно видеть по документам DNI: траты на контракты оставались стабильными с 1995 по 2001, составляя около 20 млрд. долл. в год. В 2002 году, первом после 11 сентября, затраты на контракты прыгнули до 32 млрд. В 2003 они прыгнули опять, достигнув цифры 42 млрд.
Поскольку 90% контрактов в разведке секретны, то сложно понять, какие здесь топовые цифры. Но, основываясь на доступной информации, можно сделать вывод, что в настоящее время пятерку крупнейших подрядчиков разведсообщества составляют Lockheed Martin, Northrop Grumman, SAIC, General Dynamics и L-3 Communications. Среди крупнейших получателей контрактов - Booz Allen Hamilton, CACI International, DRS Technologies и Mantech International.
Рост индустрии и зависимость от правительственных бюджетов превратила аутсорсинг в этой области в крайне привлекательную сферу для бывших высокопоставленных офицеров спецслужб . В результате бывший директор ЦРУ Джордж Тенет сейчас зарабатывает миллионы долл. в качестве директора и советника четырех компаний, которые имеют контракты от разведсообщества США и делают бизнес в Ираке.
В то же время Конгресс уже начал задавать серьезные вопросы об аутсорсинге в разведке и том, как законодатели могут влиять на разведывательный бюджет. Толчком к этому стало дело Каннингэма. В его случае, многие из незаконных контрактов MZM были профинансированы из так называемых «ассигнований», которые он включал в законопроекты. Ассигнования – наиболее типичный способ включить в бюджет проекты или компании, и их сложно отследить, особенно в «черных» разведывательных бюджетах. В последнем отчете по бюджету Комитет по разведке Конгресса перечислил 26 различных ассигнований по разведывательным контрактам, вместе с именами споносоров и суммой контракта. Однако имена подрядчиков не были включены в этот список.
В настоящее время и Конгресс, и Сенат требуют от DNI предоставлять с этого года больше информации о подрядчиках. Законопроект Конгресса требует ежегодного отчета по подрядчикам, а также отчеты по механизму отчетности и эффективности их работы. Отдельную поправку подготовил републиканец Дэвид Прайс, который предлагал такой же законопроект в прошлом году (он прошел Конгресс, но Сенат его завернул). В своем заявлении для Конгресса 10 мая Прай объяснил, что он ищет ответы на несколько простых вопросов: « Должны ли нанятые по контракты участвовать в сборе развединформации? Должны ли они участвовать в ее анализе? Что насчет допросов и тайных операций? И есть ли виды деятельности, которые настолько важны, что они могут быть поручены только подготовленным разведсообществом профессионалам? ».
Если даже законопроекты пройдут в их нынешней форме, это даст возможность сделать разведбюджет США более прозрачным. Как заявил пресс-секретарь Прайса, «как нация, мы действительно нуждаемся в том, чтобы взглянуть и решить, что можно делать по контракту, а что все-таки должно остаться в сфере государства».
Разведпарадокс
Иван Коновалов, военный обозреватель, Валерий Ярмоленко, руководитель редакции силовых ведомств РИА Новости.
Директор ЦРУ Леон Панетта станет министром обороны США. Во всяком случае, таковым его уже назвала американская пресса. Во всю обсуждается и главная задача будущего главы Пентагона - сократить расходы на оборону на 400 млрд долларов, но при этом продолжить военные кампании в Афганистане, Ираке, а теперь и в Ливии.
Парадокс
AFP/ Saul LoebЛеон ПанеттаВ то же время Панетта оставляет своему приемнику генералу Дэвиду Петреусу для решения примерно такую же головоломную задачу - сократить непомерно разросшийся штат агентства, да и всего разведывательного сообщества США. Причем процесс этот приобрел совершенно парадоксальный характер. С одной стороны, все увеличивается отток специалистов ЦРУ и других разведывательных ведомств в частные компании такого же профиля. С другой стороны, учитывая все разрастающееся количество фронтов "борьбы с терроризмом", ЦРУ и остальные 15 разведслужб США постоянно испытывают острый недостаток в специалистах в самых разных областях, и вынуждены нанимать их в тех же частных фирмах. И зачастую это все те же бывшие сотрудники ЦРУ или Агентства национальной безопасности или еще какой-нибудь спецслужбы, вышедшие на пенсию или перекупленные "частниками".
На памятном обелиске в штаб-квартире ЦРУ выгравированы имена 22 сотрудников агентства, погибших на "войне с международным терроризмом". И 8 из них не действующие офицеры, а нанятые "частники".
По оценке газеты Washington Post сейчас в США тот или иной уровень доступа к информации "top secret" имеют 854 тысячи человек, и 265 тысяч (30%!) из них частные контракторы. В это число не включаются специалисты частных военных компаний, работающих с министерством обороны. Их посчитать не могут даже в Пентагоне, в чем недавно признался Роберт Гейтс, отметив, что это "ужасное признание".
Начало
Начиная с 1990 года, бюджет и численность американского разведсообщества ежегодно урезались, ведь с окончанием "холодной войны" его значимость сильно уменьшилась. Поэтому к началу "мировой войны с международным терроризмом" 11 сентября 2001 года разведслужбы США оказались практически не готовы. Неожиданно потребовалось огромное количество IT-специалистов, аналитиков, телохранителей, переводчиков и полевых оперативников. Готовить их было некогда, и набирать их стали в частных военных компаниях и компаниях по безопасности.
Одновременно ежегодно создавались все новые подразделения по борьбе с терроризмом и ядерной угрозой. Всего их было сформировано за десять лет более 260, в том числе и венец системы - Офис директора национальной разведки, который с 2005 года возглавляет все разведсообщество. И всем этим организациям тоже нужны были сотрудники, и не только конкретные специалисты, но и секретари, офис-менеджеры, плотники, слесари, строители, даже вахтеры - и все с уровнем доступа к секретной информации.
В департаменте (министерстве) внутренней безопасности - число контракторов равно числу госслужащих. На департамент работают 318 частных компаний. Агентство национальной безопасности, - ранее полностью закрытое для "частников" ведомство, - теперь сотрудничает с 484 частными фирмами.
Теперь годовой бюджет американского разведсообщества составляет 75 млрд долларов - в 22,5 раза больше чем до 11 сентября 2001 года. Сюда не входят деньги на военную разведку и контртеррористическую деятельность.
Потери и проблемы
Разведсообщество начало терять бойцов примерно с 2002 года, они "косяком" пошли в частный бизнес. Причина только одна - деньги. В среднем менеджер высшего звена в разведслужбе в год зарабатывает до 180 тысяч долларов, но частные фирмы сразу предлагают как минимум вдвое больше плюс различные бонусы.
В результате только из ЦРУ в частный сектор в течение десяти лет ушел 91 менеджер высшего уровня. Из них три директора, четыре заместителя, три руководителя антитеррористического центра, пять руководителей отделов. О рядовых сотрудниках и говорить нечего - их десятки тысяч. Многие уходят в такие гиганты военно-промышленного комплекса как Northrop Grumman или General Dynamics, но работают также по профилю. Только General Dynamics имеет контракты с 16 фирмами, работающими в области разведки.
Есть и такие частные компании как ArcSight, которая была создана самим ЦРУ и куда же набираются его бывшие сотрудники. Компания успешно разрабатывает программное обеспечение для защиты сетей от хакеров. Hewlett Packard предложила недавно купить ее за 1,5 млрд долларов.
Долгое время господствовала теория, что наем частных обходится дешевле, однако исследования, проведенные в 2008 году Офисом директора национальной разведки США, показали обратное. Объем работ, выполненных частниками, стоит на четверть дороже, чем тот же объем, выполненный госслужащими. В итоге администрация Барака Обамы отказалась от этой идеи и задалась целью сократить присутствие частников в силовых госструктурах. За два года их число удалось уменьшить примерно на 7%, но все равно они составляют примерно треть от общей численности.
Леон Панетта, ставший директором ЦРУ в феврале 2009 года, немало сделал для того, чтобы остановить эту утечку "разведмозгов" и одновременно уменьшить зависимость ведомства от наемных специалистов, но и ему пришлось признать, что изменение сложившейся ситуации - очень отделенная перспектива. Кроме того, Панетта признал, что проблема заключается еще и в том, что частные контракторы держат ответ за свою работу, прежде всего, перед руководством компаний и держателями акций этих компаний, а защита интересов государства - это для них уже вопрос второй.
P. S. Как сказал бывший высокопоставленный сотрудник КГБ, а потом одной из российских спецслужб, сравнивать ситуацию в России и в США по поводу отставных разведспецов можно только в одном. И тут, и там они уходили "пачками" после окончания "холодной войны". Но на этом сравнение заканчивается.
Послеперестроечное расчленение КГБ на отдельные структуры, резкое снижение социального статуса привело к тому, что новое поколение сотрудников спецслужб, которые должны были стать опорой новой системы госбезопасности, ушли в бизнес, частные охранные структуры и в организованные преступные группы, где они были очень востребованы. И в отличие от американцев, они официально потеряли связь с системой. Но при этом продолжают пользоваться наработанными связями в своих интересах, а зачастую эти интересы далеко расходятся с государственными
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах