Зарегистрирован: 09.02.2010 Сообщения: 456 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 3:23 pm Заголовок сообщения: О смысле религиозного пути.
О рефлексии (путь к духовному совершенству).
Кстати, нелишне будет напомнить о правильном переводе слова РЕЛИГИЯ: первое значение в Большом латинско-русском словаре слова religio (лат.) – совестливость, добросовестность, благочестие. А первое значение слова religiōsē (лат.) – добросовестно, по совести. То есть, в Древнем Риме под понятием религии подразумевалась совестливость в качестве основополагающей добродетели. Таким образом, римляне ещё обладали верным взглядом в отношении духовности, но уже впоследствии появились люди утверждающие, что можно верить не думая и думать не веря. И противопоставление Востока и Запада – это бесспорно идеологическая выдумка нашей эры, поскольку доказано, что греки учились у индусов.
Древние индийские мудрецы были очень наблюдательны. Живя в одиночестве, они занимались изучением своей психики и открывали очень важные аспекты, на которые даже в нашу эпоху прогресса большинство людей не обращают никакого внимания.
Так одним из открытий было установление того факта, что у человека существует способность к рефлексии, то есть отражение познания в самом себе: "Я знаю о том, что я знаю"; "Я познаю само познание". Что это такое? Это способность абстрагироваться от деятельности, заняв позицию наблюдателя над собственной деятельностью. В философии есть понятие "осознание", в психологии говорят об адекватности восприятия, оценки и поведения, а в психиатрии используется понятие "вменяемости".
Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собст. форм и препосылок; предметное рассмотрение самого знания, крит. анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутр. строение и специфику духовного мира человека. (ФЭС).
Как в разных контекстах значение одного и того же слова может варьировать, так и в разных понятийных схемах, системах представлений одно и то же явление может быть обозначено разными словами, которые придают понятию об этом явлении различные смысловые оттенки. В данном случае за всеми этими терминами скрывается определённая психическая способность, которая внешне никак не выражена, её нельзя потрогать и невозможно измерить никаким прибором. Судить о её наличии можно только косвенно.
Например, существует градация стадий алкогольного опьянения: "павлин", "обезьяна", "лев" и "свинья". С помощью этих образов описываются последовательные этапы изменения человеческого поведения при употреблении алкогольных напитков. Так "павлин" метафорически обозначает начальную стадию опьянения, которая проявляется в виде самолюбования, позёрства, кичливого выпячивания перед другими своей персоны. Наступление следующих стадий "обезьяны", "льва" и "свиньи" проявляется в манере поведения человека аналогично повадкам этих животных. Этими сравнительными образами обозначены стадии снижения уровня самоконтроля, чего пьяный человек не замечает, но и окружающие люди делают соответствующий вывод только на основании наблюдения и предположения (ведь может оказаться, что человек притворяется).
Также незаметно наступает снижение уровня осознания в результате нанесение вреда другим существам и в ряде иных обстоятельств. Поэтому все рекомендуемые требования и ограничения, открытые древними мудрецами, излагаются в учении Йоги именно как способы и средства, повышающие или (при невыполнении) снижающие уровень осознания (рефлексии).
Из вышеприведённого примера стадий опьянения следует вполне закономерный вопрос: "Если существует путь "вниз", то каким должен быть путь "вверх"? Именно поиску способов и средств "пути наверх", то есть к совершенству, посвящали всю свою жизнь многочисленные аскеты и мудрецы со времён неолита. Все эти приёмы и открытия в области психики были зафиксированы в Ведах, которые (примерно во II веке до н.э.) великий Патанджали объединил и систематизировал в своей "Йога-сутре".
http://yoga-sutra.narod.ru/
Технический смысл религиозного пути состоит в том, чтобы исключить условия, при которых развитие рефлексии снижается (причинение вреда другим, лживость, вредные привычки, социальная ориентированность сознания, ментальные помехи и пр.), а то и вообще прекращается (убийство и т.п.). Другими словами, существует множество помех на пути развития концентрации.
А, с другой стороны, сформировать условия, при которых уровень рефлексии повышается (контроль над поведением, физический тренинг, очищение, молитва, епитимья, самоанализ, аскетизм и пр.). Духовная наука, исходя из вышесказанного, очень не похожа на современную науку, которая преимущественно занята только интеллектуально-технической поддержкой и обслуживанием других социальных институтов.
Передо мной монография И.С. Беритова "Структура и функции коры большого мозга". Где сказано, что "Сознание является характерной особенностью психических процессов взрослого человека", а под сознательным действием понимается, "сознание плана и цели поведения". То есть по Беритову получается, что дети и подростки не обладают достаточным сознанием. Поэтому легко поддаются внушению.
Поэтому, когда человек говорит, что не верит в то, что моральные ограничения влияют на его жизнь, то это только указывает на низкий уровень осознания, самонаблюдения.
О сущности морали. В ЖЖ: http://community.livejournal.com/ru_philosophy/955073.html?thread=21416385
Ибо контролирование собственного поведения – это не вопрос веры, а условие обеспечения своей собственной психической стабильности, неуязвимости, и возможность достижения высших уровней. Поскольку человек, впадая в порок, психологически отождествляется с деятельностью, пытаясь воздействовать на ситуацию, а мудрость, наоборот, учит смотреть на ситуацию сверху и предвидеть её развитие. Очевидно, что снижение контроля над поведением закономерно ведёт к непредсказуемости (т.е. к утрате прогнозирования) результата. Человек при этом своим сознанием пребывает целиком в своём поведении и, как говорят, "не видит себя со стороны". А это и есть невменяемость, то есть состояние неадекватности самооценки и отсутствие контроля. Ведь и агрессивное поведение, и изворотливая лживость, и страстное влечение и прочее своим проявлением как раз указывают на отсутствие психологической уравновешенности, а значит и на снижение уровня рефлексии.
И в заключении: поскольку установлено, что ум течёт в двух направлениях – к добродетели или к пороку, то очевидно, что выбор весьма ограничен. _________________ "Мы открыли счастье," - говорят последние люди и моргают" (Ф. Ницше).
Последний раз редактировалось: Владимир Галка (Вт Мар 02, 2010 10:05 pm), всего редактировалось 1 раз
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 7:21 pm Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
Владимир Галка написал:
Цитата:
Кстати, нелишне будет напомнить о правильном переводе слова РЕЛИГИЯ: первое значение в Большом латинско-русском словаре слова religio (лат.) – совестливость, добросовестность, благочестие. А первое значение слова religiōsē (лат.) – добросовестно, по совести. То есть, в Древнем Риме под понятием религии подразумевалась совестливость в качестве основополагающей добродетели.
В общем, оно почти не вызывает возражений, это определение религии. Но хотелось бы его дополнить тем, что лат. religio — не "святыня" и не набожность или благочестие, а просто обратная связь,от Liga – (староитальянск.) связь.
Как, значительно ли меняется смысл?
Для простоты восприятия, вместо обратной связи правильно было бы употребить ответная связь. И далее, путем не сложных логических заключений придем к самому важному, а именно к ответственности. Возможно, в Древней Греции, позднее в Древнем Риме под религией понимали всё же ответственность, а не ... (извините за выражение) бла-бла-бла? И оно верно отражено именно в их верованиях, и соответственно в их мифологии. Чего не могу сказать о , опять извините, христианстве. Некоторые считают, и не без оснований, что христианство это система безответственности. И именно поэтому оно так успешно было внедрено в Древний Рим с его последующим почти моментальным развалом и деградацией. А нам всё варвары, варвары...
Я сослался на некоторых только потому, что я в этом вопросе откровенно не силен. И всё же?
С уважением, Алексей
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 7:46 pm Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
Ещё.
Владимир Галка написал:
Цитата:
поскольку установлено, что ум течёт в двух направлениях – к добродетели или к пороку, то очевидно, что выбор весьма ограничен.
Кем установлено, как и когда? А то как в рекламе - Ученые доказали... Какие такие ученые, кем ученые, кому доказали, нам это неизвестно и, судя по всему, известно не будет.
Возвращаясь к Вашей фразе, хочу спросить, здесь заложен принцип "или - или"? Либо в одном направлении, либо в другом, по смыслу противоположном? И как это ум "течёт"?
Цитата:
Технический смысл религиозного пути состоит в том, чтобы исключить условия, при которых развитие рефлексии снижается ... , а то и вообще прекращается ... . Другими словами, существует множество помех на пути развития концентрации.
Если понимать религию в том состоянии, как я привёл выше, то в принципе соглашусь с Вами. Но всё же как-то маловато будет, хотя ... и этого бы добиться
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 7:55 pm Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
Цитата:
Кем установлено, как и когда?
А это имеет значение? Если я дам Вам ссылки на авторитетные источники, то Вы сразу, безоговорочно, примете эту истину и она повлияет на Вашу жизнь?
Цитата:
И как это ум "течёт"?
Вам, для понимания сути сказанного, как раз не хватает устройства и работы ума? Т.е., если Вы разберётесь, в нейро-сетях, в способах хранения информации в мозгу, способах обработки и т.д., то это сразу позволит уяснить суть сказанного?
Цитата:
здесь заложен принцип "или - или"? Либо в одном направлении, либо в другом, по смыслу противоположном?
Зарегистрирован: 09.02.2010 Сообщения: 456 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 9:00 pm Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
Beginner писал(а):
religio — не "святыня" и не набожность или благочестие, а просто обратная связь,от Liga – (староитальянск.) связь.
Как, значительно ли меняется смысл?
Для простоты восприятия, вместо обратной связи правильно было бы употребить ответная связь. И далее, путем не сложных логических заключений придем к самому важному, а именно к ответственности. Возможно, в Древней Греции, позднее в Древнем Риме под религией понимали всё же ответственность, а не ... Я сослался на некоторых только потому, что я в этом вопросе откровенно не силен. И всё же?
С уважением, Алексей
Уважаемый Алексей!
Что значит (староитальянск.)??? Я даю латинский перевод (Древний Рим).
Благочестие - это значит благо = честь, антоним: бесчестие.
А совестливость - это разве не ответственность??
Может я чего-то не понимаю, но по-моему, бессовестный - это и есть безответственный.
В переводе "Й.-С." английский термин обозначающий Душу - Con-Science-Power, то есть Могущество Со-вести.
Цитата:
Кем установлено, как и когда? А то как в рекламе - Ученые доказали...
"Й.-С.", глава 1, афор. 12.
Цитата:
И как это ум "течёт"?
Имеется в виду поток мыслей. _________________ "Мы открыли счастье," - говорят последние люди и моргают" (Ф. Ницше).
Последний раз редактировалось: Владимир Галка (Вт Мар 02, 2010 10:04 pm), всего редактировалось 3 раз(а)
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 9:11 pm Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
Beginner
писал(а):
хотелось бы его дополнить тем, что лат. religio — не "святыня" и не набожность или благочестие, а просто обратная связь,от Liga – (староитальянск.) связь.
Мне кажется латинский все-таки был раньше староитальянского. А значение действительно весьма емко.
ВИКИ
- "Основная лексика — латинская, но есть заимствования из германских языков. Предшественником итальянского был староитальянский язык"
-"Лати́нский язы́к (lingua latina), или латы́нь, — язык латино-фалискской подгруппы италийских языков индоевропейской языковой семьи. На сегодняшний день это единственный активно употребляемый италийский язык (является мёртвым языком)"
Цитата:
Возможно, в Древней Греции, позднее в Древнем Риме под религией понимали всё же ответственность, а не ... (извините за выражение) бла-бла-бла?
ДА, И,
Тов.антер.
Если у вас есть чем ответить тов.Beginner-у, так отвечайте корректно, а не вопросом на вопрос.
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 10:23 pm Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
Цитата:
Тов.антер.
Если у вас есть чем ответить тов.Beginner-у, так отвечайте корректно, а не вопросом на вопрос.
Да, мистер х, Вы забыли одну старую истину, что правильно поставленный вопрос содержит в себе половину ответа. И да, позвольте Beginner-у самому отвечать. Я думаю, он не нуждается в Вашей защите. Вы сами то беззащитны
Добавлено: Вт Мар 02, 2010 10:36 pm Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
Владимир Галка писал(а):
Уважаемый Алексей!
Что значит (староитальянск.)??? Я даю латинский перевод (Древний Рим).
Благочестие - это значит благо = честь, антоним: бесчестие.
А совестливость - это разве не ответственность??
Может я чего-то не понимаю, но по-моему, бессовестный - это и есть безответственный.
В переводе "Й.-С." английский термин обозначающий Душу - Con-Science-Power, то есть Могущество Со-вести.
Прошу прощения, я не точно указал, что я не являюсь автором "перевода". Я всего лишь по ходу написания преобразил "обратную связь" в "ответную" и далее в ответственность. У автора это было в контексте его статьи.
Совестливость не есть ответственность, отнюдь. Бессовестный человек может быть весьма ответственнен и наоборот. Это разновесовые категории в современном восприятии. Возможно, в Древней Греции это были синонимичные понятия, не знаю пока. Ответственность в приведённом мною выражении воспринимается (должна восприниматься) как личная ответственность перед богом, или перед всем пантеоном древнегреческих богов. Как в прочем и неотвратимость наказания за попытку уйти или избежать ответственности за свои деяния.
Еще ре-лигио предусматривает некий "формат" прямого диалога, что мне представляется весьма важным процессом. Не просто "дай мне, боже", но что типа " я для тебя и за тебя, но прошу и меня не забыть". Это точно только моё личное мнение!
Спорно, Владимир, и утверждение "Душа - Con-Science-Power, то есть Могущество Со-вести". Что-то здесь не так, но это не по теме. Сдается мне, что уважаемый всевидящий Максон пресечёт такие попытки увода основной означенной темы. Коротко вряд ли выйдет у меня.
"Способность понимать — дар, который мало кто соглашается принять"
anter написал:
Цитата:
Вам, для понимания сути сказанного, как раз не хватает устройства и работы ума? Т.е., если Вы разберётесь, в нейро-сетях, в способах хранения информации в мозгу, способах обработки и т.д., то это сразу позволит уяснить суть сказанного?
Ну, в общем то, да. Мне лично не хватает именно понимания процесса "течения" ума. Точность определений и дефиниций важная штука для однозначного понимания дискутирующих.
Цитата:
Кроме добра и зла что Вам ещё известно?
Еще, уважаемый anter, мне известно что одно из самых страшных зол это равнодушие добрых людей. Двоичность (или бинарность) часто вредит пониманию.
С уважением, Алексей
Добавлено: Ср Мар 03, 2010 12:23 am Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
Цитата:
Ну, в общем то, да. Мне лично не хватает именно понимания процесса "течения" ума.
Вы лукавите!
Цитата:
Точность определений и дефиниций важная штука для однозначного понимания дискутирующих.
Согласен. Но в данном случае внимание было сконцентрировано на "двух направлениях – к добродетели или к пороку", для понимания которых совершенно неважно точное определение термина "течения ума". Так что, с Вашей стороны, это было цепляние к словам. Если не согласны, то приведите примеры, как разные толкования в данном контексте, могут привести к различному пониманию.
Цитата:
мне известно что одно из самых страшных зол это равнодушие добрых людей
Зарегистрирован: 09.02.2010 Сообщения: 456 Откуда: Санкт-Петербург
Добавлено: Ср Мар 03, 2010 8:57 am Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
Beginner писал(а):
Я всего лишь по ходу написания преобразил "обратную связь" в "ответную" и далее в ответственность. У автора это было в контексте его статьи.
Совестливость не есть ответственность, отнюдь. Бессовестный человек может быть весьма ответственнен и наоборот. Это разновесовые категории в современном восприятии.
Еще ре-лигио предусматривает некий "формат" прямого диалога, что мне представляется весьма важным процессом. Не просто "дай мне, боже", но что типа " я для тебя и за тебя, но прошу и меня не забыть". Это точно только моё личное мнение!
Спорно, Владимир, и утверждение "Душа - Con-Science-Power, то есть Могущество Со-вести". Что-то здесь не так, но это не по теме. Сдается мне, что уважаемый всевидящий Максон пресечёт такие попытки увода основной означенной темы. Коротко вряд ли выйдет у меня.
"Способность понимать — дар, который мало кто соглашается принять"
[С уважением, Алексей
Алексей!
Я тоже прошу прощения, но Вы же надеюсь понимаете, что у каждого человека своя система (или набор) представлений.
Соответственно этой системе он использует термины, а другой человек имеет другую систему представлений (или понятий) и использует тоже соответствующую терминологию. И когда они встретились и начали беседу, то используя одинаковые слова, вдруг начинают спорить.
Надеюсь знакомая ситуация.
А в нашем случае я представляю, что человек совестливый совершает ответственные действия, то есть он соизмеряет их с со своими моральными (или нравственными) принципами.
Далее. Вышеприведёные два собеседника читают один и тот же текст, а понимают его по-разному, в соответствии со своими представлениями, личным опытом, темпераментом и пр.
И опять возникает спор о словах.
У каждого человека свой "Я-зык".
Далее.
Способность понимания - The Intelligence;
Совесть - The Conscience;
То есть это разные вещи даже в английском.
Если Вы скачали книжку, то в конце есть комментарии.
Вообще технически выражаясь, Совесть - это наблюдатель, контроллёр над интеллектом, Зритель над кичливым и тщеславным умом. _________________ "Мы открыли счастье," - говорят последние люди и моргают" (Ф. Ницше).
Добавлено: Ср Мар 03, 2010 10:07 am Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
Владимир Галка писал(а):
Я тоже прошу прощения, но Вы же надеюсь понимаете, что у каждого человека своя система (или набор) представлений.
И опять возникает спор о словах.
У каждого человека свой "Я-зык".
Нет, Владимир, не спор. Это нахождение "точек" однозначного взаимопониания. Ведь многие понятия должны восприниматься взаимооднозначно.
Цитата:
Способность понимания - The Intelligence;
Совесть - The Conscience;
То есть это разные вещи даже в английском.
Если Вы скачали книжку, то в конце есть комментарии.
Вообще технически выражаясь, Совесть - это наблюдатель, контроллёр над интеллектом, Зритель над кичливым и тщеславным умом.
Я в аглицком ни бум-бум, да и сдается мне, что и Вы не просто так пишите совесть, как со-Весть, нечто сообщее, совместное чего-то с чем-то. И всёже, даже на глаз, в руссом языке означение и смысл иные.
Комментарии и книгу читаю, но не быстро, чуть отстраннено...
Вы написали, что Совесть это наблюдатель, контроллер. Мне надо "переварить", хорошее определение.Спасибо.
Добавлено: Ср Мар 03, 2010 10:26 am Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
anter писал(а):
Цитата:
Ну, в общем то, да. Мне лично не хватает именно понимания процесса "течения" ума.
Вы лукавите!
Зачем? Начальная фраза Владимира: "...Установлено, что ум течёт в двух направлениях - к добродетели или к пороку".
На одной этой фразе можно (а может и нужно) остановиться и промзвести уточнения. А именно, что есть добродетель, что порок, течёт ли ум или иной процесс происходит. А ум ли направлен в эти означенные пути? А куда еще и нужно ли что-либо ещё? В результате исследований мы можем прийти к тому, что эта фраза в корне своем формирует неверный посыл. А Вы пишите, что я лукавлю. Я пока не знаю ответы и не хватает сейчас времени на их поиски. Позже продолжу.
Цитата:
... в данном случае внимание было сконцентрировано на "двух направлениях – к добродетели или к пороку", для понимания которых совершенно неважно точное определение термина "течения ума". Так что, с Вашей стороны, это было цепляние к словам. Если не согласны, то приведите примеры, как разные толкования в данном контексте, могут привести к различному пониманию.
Я выше написал, что чрезвычайно важно и это, поверьте, не цепляние, а акцентирование.
Цитата:
Цитата:
мне известно что одно из самых страшных зол это равнодушие добрых людей
Цитата:
С чего, тогда, Вы решили, что они добрые?
По всем признакам и критериям выходит, будто они добрые, или добренькие. Оглянитесь кругом.
С уважением, Алексей
Добавлено: Ср Мар 03, 2010 11:05 am Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
Цитата:
А именно, что есть добродетель, что порок, течёт ли ум или иной процесс происходит.
Как говориться, что именно Вам не понятно в слове "нет"... Если у Вас возникают вопросы по поводу "что есть добродетель, что порок", обратитесь к толковым словарям, начните, наконец, новую тему, если Вы не согласны с общепринятой трактовкой этих понятий. Не стоило, тогда, писать в эту тему.
Цитата:
По всем признакам и критериям выходит, будто они добрые, или добренькие.
Не понятна Ваша логика. Вы же сами пишете, что равнодушны, значит уже не по всем признакам. Ну да ладно...
Добавлено: Ср Мар 03, 2010 11:51 am Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
Anter,
если Ваш ум способен течь только в двух направлениях, ну так это же здорово. Для Вас! Так и " теките" умственно в любом из двух выбранных, попутно почитывая Википедию. Скучно, зато без сомнений и глупостей. Надеюсь, Ваш ум течёт всё же к добродетели?
Намерением обидеть Вас моё сообщение не вызвано. Это простой пример логической связки Ваших комментариев.
Добавлено: Ср Мар 03, 2010 4:52 pm Заголовок сообщения: Re: О смысле религиозного пути.
Beginner, обиделся? А напрасно. Просто, прежде чем цепляться к чужим словам, проследите за своими. Я ведь не хамил, а задал пару простых вопросов, которые, по идее, Вы сами должны были себе задать, прежде чем писать. Но если уж, Вы их сами себе не задали, то примите их от меня в подарок. И учитесь признавать свои ошибки, и не принимайте это на свой счёт, ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах