Грибник писал(а):
...Кудрин упомянул о нерациональных тратах, неправильном проведении закупок,
завышениях цены. В целом, своровано много миллиардов, подытожил политик.
Пару слов в отношении "завышений цен и неправильно проведённых закупках". Давеча беседовал с одним компетентным человеком, узнал, что на ВАСО (Воронежский авиазавод) полетели головы, сейчас там работает прокуратура - случайно выяснилось, что одну ответственную деталь для нового президентского борта сделали из титанового сплава неизвестного происхождения. Товарищ работает на другом аналогичном предприятии, но говорит, что и он тоже ходит под дамокловым мечом. Дело тут в требованиях по проведению закупок. Нельзя просто купить. Сначала надо разослать заявки, получить от поставщиков коммерческие предложения, провести конкурс-аукцион и т.д. Если хоть чего-то из этой последовательности действий не сделано, или сделано с нарушениями (например, выбор всего из двух поставщиков или срок действия договора поставки слишком маленький и куча других "если"), то это уже причина для как минимум служебного расследования. В принципе, идея правильная и направленная на минимизацию воровства, откатов и пр. НО: лишь когда речь идёт о широко распространённых вещах - соли, угле, металлопрокате, удобрениях, ..., навозе.
В отношении многих авиационных материалов бывает так, что все эти пункты выполнить нельзя физически. Например, некоторые сорта высоколегированных сталей в России производит всего три предприятия: "Электросталь", "Красный октябрь" в Волгограде и (кажется) Верхняя Салда. Ещё есть завод в Днепропетровске, но, тут "сами понимаете". При этом все заводы клянутся, что никаких дилеров, дистрибьюторов и прочих "помогателей" у них нет - все продают только сами. А учитывая, что у заводов есть ещё и некоторое разделение по сортаменту (кто-то делает пруток и , проволоку, кто-то в основном поковки, кто-то плиты, листы и пр.), то получается, что купить нужный металл в нужном виде можно только у одного, максимум двух производителей. Плюс, военная приемка есть только на указанных предприятиях. То есть, фактически, имеем монополию.
Однако, организаций, готовых поставить данную марку стали оказывается на порядок больше, чем производителей. А дальше у начальника отдела снабжения возникает дилемма: заказать легальный материал, соответствующий ТУ, у настоящих, аттестованных и лицензированных поставщиков-производителей и потом нарваться на как минимум депремирование, а то и увольнение с подозрением в сговоре с поставщиком; или задавить в себе совесть и ориентироваться исключительно на соблюдение формальностей. Так вот, при последнем варианте очень велика вероятность поставки металла "неизвестного происхождения" китайского производства (что и произошло в Воронеже). При этом на всех сопроводительных документах стоят все печати и штампы, вплоть до военной приемки. Естественно, липовые. Но никто этого проверять не будет, потому что нет такого пункта в инструкциях - выяснять подноготную поставщика, кто он и что он. Формальности соблюдены - оснований для отказа в приёмке товара нет. Кроме того, все эти конкурсы и отборы поставщиков производят, как правило, не специалисты из снабжения, а "эффективные менеджеры", которые хорошо соображают в биржах, котировках и пр, и при этом никакой ответственности за поставленный материал не несут - за него отвечает отдел снабжения. В итоге, откаты получают принимающие решение и ни за что не отвечающие инстанции, а за результат отвечает отдел снабжения, который ни на что повлиять не может.
Понимаете, что происходит? Меры по борьбе с коррупцией разработаны и утверждены таковыми, чтобы вывести коррупционеров из-под ответственности. Раньше отделы снабжения сами все делали - определяли поставщиков и условия поставок. Ну, и откаты (если было возможно) тоже сами получали (и делились с руководством). Но при этом они и отвечали за полученный товар, потому откровенная шняга, вместо соответствия ТУ, не проходила. Теперь, в результате разработанных "мер по борьбе с коррупцией", откаты получают те, кто вообще не отвечает за качество поставок. А учитывая некоторый монополизм в производстве материалов для авиа-космической промышленности, в связи с чем получение откатов оказывается сильно затруднено (реальный ответ поставщика: никаких откатов, идите на хер, я монополист), то поиметь что-то от закупок оказывается возможным лишь от нелицензированных поставщиков. Что и происходит.
Вот прямо сейчас мой знакомый находится в тупике - будучи напуганным событиями в Воронеже, он таки выяснил, что поставщик, определенный высшими инстанциями по всем утвержденным правилам, является "Рогами и копытами". У них не то, что завода - офиса даже по юр.адресу нет. Но зато все сопроводительные документы в порядке. Плюётся и жалеет, что опять пошёл в снабжение.
Возможно, что и к вопросу, почему на "Союзе", сто лет летающему, на устройствах отстрела ускорителей "вдруг" штоки оказались кривые, это тоже относится. Мы только и слышим про воровство и борьбу с коррупцией, но вполне возможно, что к браку в производстве эта "борьба с коррупцией" имеет прямое отношение.