Грибник писал(а):
справедливость близка к центральному смыслу
несформулированной ещё национальной идеи
А_Ланов писал(а):
На счёт справедливости.
Еще раз повторю свою мысль, что справедливость является центральной (ключевой) нитью любой "национальной идеи". Так как она, на самом деле, все лишь отражает тот факт, что всё должно быть именно так, как мы сами для себя считаем правильным. Поэтому и "справедливость" у всех получается разная.
Возьмем, к примеру, рабовладельческий строй. Любой рабовладелец считает себя вправе держать других людей в качестве рабов; рабы, кстати, тоже особо против этого не возражают, и при случае сами не против поменяться со своим рабовладельцем местами. И если какой-нибудь раб поднимет руку на своего хозяина, то хозяин может убить этого раба - и это, с его точки зрения, вполне справедливо, так как отражает суть их отношений.
В странах с расовой сегрегацией вполне справедливым считается положение вещей, когда "черный" не может пользоваться общественным транспортом "для белых", входить с ними в дом через одну и ту же дверь, пользоваться одним туалетом, покупать продукты в одном с ними магазине и т.д. А если кто-нибудь из этих "черных" забудет об этих "правилах", то любой "белый" имеет право напомнить ему про существующие "цивилизованные законы" всеми доступными ему методами, и даже может убить "этого наглеца", если тот будет упорствовать в своём отрицании приличествующих норм и правил поведения, и за это убийство "белому" ничего не грозит, потому что это - справедливо.
Или давайте рассмотрим "священное право частной собственности". Вот, к примеру, если некий "нарушитель границ" незаконно проник на "частную территорию", то "хозяин" этой территории имеет полное право "защищать свою собственность" с оружием в руках, и может даже убить этого нарушителя. И это будет с его точки зрения - справедливо.
И таких примеров "справедливости" можно насобирать "вагон и маленькую тележку". Потому что все (абсолютно все) стараются жить по-справедливости. Ведь даже воры (нарушители закона по-умолчанию) и те - имеют свои представления о том, что по их "понятиям" считается "справедливым", и стараются не только придерживаться этих придуманных ими правил, но и всячески их навязывают и отстаивают. Они тоже, выходит, борются "за справедливость". А те, которые выступают за "главенство закона", считают, что только Государство должно иметь право судить и наказывать своих граждан, и они тоже, в этом плане, выступают "за справедливость", причем, для всех. "Закон," - говорят они - "должен быть един для всех!", и это, по их представлениям, и есть настоящая "справедливость".
А вот, к примеру, у цыган обмануть или обокрасть лицо нецыганской национальности считается чуть ли не доблестью, и уж никак не преступлением. Зато, если цыган обманет, или, не дай бог, обкрадёт другого цыгана - за это он повинен смерти. Такая вот у них своеобразная "справедливость"...
Так что, когда вы говорите о справедливости, то не забывайте при этом уточнять, какую именно "справедливость" вы в данном конкретном случае имеете ввиду. Потому что, у каждого, что называется, своя правда, а значит - и своя справедливость, как соответствие окружающей его жизни этой самой "правде".
Чтобы нам вырваться из этой порочной субъективности можно, к примеру, воспользоваться древним как мир правилом: "Око - за око, зуб - за зуб", или приспособить под себя новозаветную парадигму: "Какою мерой Вы сами меряете, такой и Вам отмеряно будет". И такой порядок установления равновесия теоретически можно было бы принять за "справедливость", если бы такое "равновесие" в принципе было бы достижимо. Хотя, казалось бы, что может быть проще: украл - отобрать, ударил - выпороть, убил - убить самого убийцу. Но, вот, к примеру, Брейвик: взял и убил что-то около 60-ти человек, и что нам теперь с ним делать? Убить? Но не слишком ли неравный размен? Одна его жизнь против 60-ти? А если, к примеру, террорист сам взорвал себя в толпе народа! То что нам в этом случае делать? Так сказать, "для справедливости"? Кого прикажете убивать?
А вот, к примеру, М.Веллер, которого я часто цитирую, предлагает вернуться к одной давно забытой практике наказания - лишению различных гражданских прав (было такое в досоветский период, если кто помнит, так, например, наказали Чернышевского). Все мы знаем, что существуют так называемые "права человека", и что каждый человек с рождения обладает этими правами. Это - нормы современного общества. Вот только применяем мы эти нормы несколько извращенно: когда какой-нибудь маньяк или серийный убийца попадается в руки правосудия, так тут же набегают так называемые "правозащитники" и начинают защищать "права" этого "человека", забывая при этом о правах их ни в чем не виновных жертв. Так вот, Веллер и предлагает нам лишать гражданских прав всех тех, кто вольно или невольно нарушает такие же точно чужие права. То есть, к примеру, не убивать за убийство другого человека, а - всего лишь - лишать его "права на жизнь", что означает, что государство больше не будет защищать жизнь и здоровье этого человека и заботиться о нём, так сказать, снимает с себя ответственность за него, и что там с ним дальше будет - это больше не его дело. Хотя, на мой взгляд, это тоже путь к беззаконию.
Так что, попрошу Вас быть поаккуратнее, когда вы упоминаете про "справедливость". А то, к примеру, некоторые страны Запада спят и видят, как Россия прекращает своё существование, распадается на несколько мелких независимых княжеств, её природные богатства расхватывают и распределяют между собой транс-национальные корпорации, русские, как народ, существенно сокращают свою численность, а еще лучше - вовсе исчезнут, и остаются вместо них всякие там украинцы с белорусами, грузины с прибалтами, да шведы с финнами. И если такое вдруг произойдёт, то они, все как один, облегченно вздохнут и поставят каждый своему Богу свечку, так как этот сценарий будет с их точки зрения ну очень СПРАВЕДЛИВЫМ, чего не скажу о нас - о русских. Нам такой сценарий точно не нравится. И это для нас - никакая не справедливость.
Справедливость справедливости - рознь.