Крайне интересно рассмотреть особенности самих программ - компиляторов (религий), как они отражаются на мировоззрении, а, следовательно, и поведении человека и общества.
С религиями все непросто.
1. Их очень много и они разнообразны по множеству критериев.
2. Каждая религия претендует на свою истинность, отметая такие же претензии всех остальных.
3. Этой борьбе тысячи лет, и идеологические наработки в этой борьбе стали железобетонными шаблонами в наших генах, не давая нам возможности сменить точку зрения.
4. В эту борьбу оказались вовлечены наука, искусство, СМИ и политика, окончательно все перемешав, оболгав и запутав.
5. Под прикрытием этого инструментария созданы либо гипертрофированы новые виды религий - материалистические, которые искусственно исключены из категории "религия".
Религия как социальный феноменСодержательное определение должно раскрыть, что отличает ее от любого другого явления.
В настоящее время на основе подхода, предложенного Тайлором, понятие “религия” определяется рядом ученых как вера в Существо или в существа, которые не воспринимаются обычными, эмпирическими способами.
Такое определение ничего, кроме обычного для науки состояния "незнаная, предоткрытия" не представляет.
Другие содержательные определения так же неудачны.
Функциональные определения религии,как правило, оказываются чрезмерно широкими. Действительно, если религия — система верований и действий, с помощью которых люди решают (или пытаются решать) “конечные” проблемы своего существования, человеческой жизни, то под это определение подпадает и вера в науку или класс, нацию, т. е. все то, что можно назвать секулярной верой.
Функционально она является эквивалентом религиозной веры, и невозможно провести грань между “настоящей” верой и ее суррогатом, подобно тому как христианские теологи различают истинную веру в бога и “идолопоклонство”.
С позиций функционализма любые убеждения и верования, в которых решаются фундаментальные вопросы человеческой жизни, — не только такие, которые связаны с представлением о сверхъестественном, — могут быть ( и должны быть) названы религией.
При этом должно соблюдаться еще одно условие — эти верования не остаются сугубо частным делом индивида, но становятся или являются достоянием группы, важным аспектом социального взаимодействия, основным синхронизирующим поведение фактором.
Религия есть социальный феномен, выполняющий интегративную функцию в
обществе.
http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/garad ... n/ec3.aspxТаким образом, привязываясь к уже определенному значению мировоззрения в предыдущей статье
можно определить религию, как теоретический комплекс воспитания мировоззрения вкупе с методологией ее применения и стабилизации.Нас интересует именно этот аспект и для наших целей сравнения влияния религий на социум этого будет достаточно.
Функции и задачи религии (сокращенно):
1. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Под знаменем религии люди объединяются (интегрируются), с другой.
2. Мировоззренческая функцию. Религия, наряду с мифологией, философией и наукой, представляет собой отдельную форму мировоззрения, то есть совокупность взглядов на мир, на место в нём человека, на взаимоотношения людей друг с другом.
3. Тем самым религия выполняет синхронизирующую роль. Социум понимает и принимает вызовы единообразно, реагируя слаженно и с максимальным быстродействием.
4. Аксиологическая (ценностная) функция. В религиозной философии чётко расставляются акценты, всегда подчёркивается, что хорошо, должно и нужно человеку, в чём его истинная цель и предназначение, а что –
плохо, второстепенно, отвлекает и заставляет «разбрасываться по мелочам».
5. Нормативная (регулятивная) функция. Любая религия вырабатывает систему норм – правил поведения, основанных на заповедях и идеалах этого учения. Нормы определяют границы дозволенного в поведении человека, а также регулируют взаимоотношения между людьми.
6. Компенсаторная функция состоит в том, что религия может восполнять некие «пробелы» в человеческой жизни, компенсировать нехватку чего-либо.
7. Агитационно-разлегитимизирующая функция религии связана с властью. Она состоит в том, что религия может дискредитировать существующий строй и общественные порядки как несправедливые, неугодные Богу, безбожные; призывать к их свержению; выступать идеологией революции, восстания, перемен; призывать к утверждению новых принципов жизни.
8. Легитимизирующая функция, наоборот, узаконивающая. Она заключается в том, что религия может
оправдывать общественные отношения силой божественного авторитета, поддерживать существующую власть и выступать её идеологией.
Вернемся в самое начало статьи, к возникновению "новых" материалистических религий. В первую очередь под ними подразумевают т.н. "идеологии".
Еще более замаскированная и мифологизированная, чем марксизм, идеология либерализма, развитие гуманизма, который как только не определяют, от мировоззрения, до течения в философии.
ИДЕОЛОГИЯ
— понятие, введенное в нач. 19 в. А.Л.К. Дестютом де Траси для обозначения науки, предметом которой должны стать всеобщие законы образования идей.
Постепенно термин совершенно сменил свое значение, на нечто очень напоминающее определение религий, только легитимизированным через научность. Интересно, что этими "научными теориями оказались либерализм и материалистический марксизм.
Таким образом, религии оказались разделенными на научные (атеистические) и ненаучные(теистические), правильные и неправильные.
Думаю, можно отвлечься от их так и не доказанной исключительности и рассмотреть в общем ряду как функционально соответствующих определению.
Итак, основные по влиянию на социум религии нашего общества и нашего времени:
1. Христианство
2. Либерализм
3. Левые идеи материалистической справедливости.
Именно в таком порядке. Почему - увидим чуть позже.