Вмешаюсь в спор Максона и неомарксиста своей репликой.
Разумеется, я согласен с Максоном практически во всем:
maxon писал(а):
неомарксист писал(а):
Эксплуатация существует вообще при капитализме?
Существует и формула даёт её реальное экономическое значение. Но где в формуле "прибавочный труд"? У меня его нет. Механизм эксплуатации спекулятивный - на разнице цен покупаемой рабочей силы и результатов труда.
Согласен - и что механизм спекулятивный, и что разница цен рабсилы и результатов труда показывает величину эксплуатационной составляющей, которую Маркс опрометчиво назвал прибавочной стоимостью, связанной с прибавочным трудом. По моему очевидно, что эта разница стоиомсти, которую капиталист недодал в качестве зарплаты или, что то же самое, удержал в свою пользу из суммы дохода, должна носить название
изъяточной.
Капиталист изымает изъяточную стоимость из дохода - цены реализации результатов труда, отдавая рабочему оставшуюся часть - зарплату.
Вот только затем Максон сделал допущение
излишней сущности, говоря, что капиталист присваивает весь труд рабочего целиком, а у раба присваивает не только труд, но и кожу с костями плюс душу:
Цитата:
Трудовой договор - это сделка по продаже труда в рабочее время и он, согласно любой логике, после продажи принадлежит капиталисту весь без разделения на "необходимый" и "прибавочный".
Раб же продаётся весь, целиком, не только его рабочая сила и рабочее время. Тело, мозг, душа (если есть
Однако, неслучайно Маркс писал, что продается (и соответсвенно присваивается) не труд, которые есть
целесообразная осмысленная деятельность, а
рабочая сила. Маркс заявил так потому, что отобрать и присовить осмысленную деятельность, оставив человека без таковой - невозможно. А если и была бы такая возможность, то она была бы либо одноактной и плодила из рабочих "тупых зомбей", лишенных возможности трудиться, либо - лишала челвоека осмысленнйо деятельности постепенно, то есть, человек деградировал бы. А это противоречило бы не только теории Маркса, что с развитием производительных сил сознательность рабочих растет и в итоге заставляет их перехватить управление капиталом. Это противоречило бы еще и реальности - трудящийся человек даже на коротком отрезке своей деятельности повышает свою квалификацию, а не деградирует.
Собственно, это я к тому, что Маркс совершенно справедливо привел еще и синоним продаваемого товара "рабочая сила" - способность к труду.
Рабочий продает (а капиталист присваивает) не труд, а способность к труду. Она же совершенно
неправильно именуется рабсилой, уводя марксистов-последователей, которые почему-то предпочли именно этот термин, от понимания сути процессов и приводя к неправильным выводам по другому вопросу.
Конечно, очевидно, что способность к труду так же, как и осмысленную деятельность, у человека нельзя прямо изъять-присвоить. Поэтому
способность к труду продается-присваивается в виде услуги трудаИ при этом стоит в очередной раз выразить признание товарищу
Rudy, за приведенное некогда смыслообразующее уточнение, что
любой товар представляет собой услугу труда, а точнее - сумму сиюминутных и прошлых ("законсервированных" в нем) услуг труда цепочки производителей. Сведя все товары к услугам, мы так же свободно можем оперировать понятием "способность к труду, как товар".
Таким образом, исследуя любую ситуацию, - хоть с рабочим, хоть с рабом, хоть даже с капиталистом, мы можем прийти к выводу, что все они продают (и покупают) имеющиеся у них способности к труду в виде услуг труда.
Рабочий например, обладает способностью заколачивать гвозди в доски. Капиталист покупает эту его способность на
определенное время, в течение которого рабочий заколачивает предоставленные капиталистом в качестве средства труда гвозди в нужные капиталисту предметы труда - доски. Рабочий выступает как продавец этой услуги (на так называемом "рынке рабочей силы" или "рынке труда") и получает за неё вознаграждение от капиталиста в виде зарплаты. И здесь мы замечаем, что никакой эксплуатации выявить в данном процессе мы не можем. Для того, чтобы эксплуатация состоялась, капиталист должен эти доски с гвоздями продать на другом рынке - "рынке реализации изделий" и получить за товар сумму, превышающую зарплату рабочего. Это превышение - эта прибыль - и будет "прибавочной", а на самделе "изъяточной" стоимостью.
Раб в отношениях со своим хозяином в совершенно сходной ситуации поступает совершенно сходным образом. Различие между рабом и рабочим состоит только в количестве времени, в течение которого оказывается услуга, а также - в размере вознаграждения за предоставленную услугу. То есть, различие между рабом и рабочим совершенно недискретно
. Его практически нет.
Принадлежит ли раб хозяину с костями и душой? Вынужден возразить этому заявлению Максона.
Раб, как и рабочий, выступает на рынке продавцом своей услуги труда. Это очевидно из того факта, что он получает плату за услугу - миску баланды, рубище и место ночлега. И у него так же, как и у рабчоего,
есть свобода воли не продавать свой товар - отказаться работать на хозяина. Последствия этого отказа практически точно такие же, как и у рабочего - не продавая услугу труда и раб и рабочий лишаются зарплаты - средств к сущестованию и умирают от невзгод.
То обстоятельство, что хозяин может убить раба-отказника, является в экономической ситуации лишним действием - раб (и рабочий) так и так должен умереть, не имея средств к существоанию. Для этого, конечно, должна существовать (и она формируется капиталистической системой!) ситуация, когда ни раб ни рабочий не могут добыть средства существоания помимо хозяина (работодателя), ибо всё вокруг, все потенциальные средсва и предметы труда, должны быть собственностью хозяина (работодателя) и охраняться им от доступа несобствеников.
Так что, несмотря на перспективу быть убитым, несмотря на зависимость от хозяина-рабовладельца, раб является самостоятельным продавцом своей услуги труда. То бишь, душа с телом и мозгом раба, другими словами, его собственное
Эго - выступает продавцом его услуги и покупателем платы за услугу, - точно так же, как Эго любого другого индивида в капиталистической системе выступает на капиталистическом рынке в этих ипостасях. И очевидно, что это Эго может продавать не только услугу труда, но и, буде кому понадобится, собственное тело по частям, с костями и органами, но, естественно, - только до тех пор, пока Эго в состоянии существоать в виде Эго и потреблять (использовать) полученную за проданное плату.
Капиталист...в сходной ситуации поступает сходным образом.
Капиталист отличается от раба и рабочего только более выгодным положением, которого он достиг, накопив капитал в виде собственности. И совершенно очевидно, что статуса капиталиста может достигнуть рабочий и теоретически - даже раб. Всё что нужно для достижения статуса капиталиста в капиталистической системе - превышение доходов над расходами (в случае рабочих и рабов, расходы - это их потребление), то есть, появление прибыли в отношениях купли-продажи своих услуг за вознаграждение. Эту прибыль в дальнейшем можно инвестировать в качестве капитала, освобождая свою способность к труду от необходимости ею торговать. Попутно можно заметить, что и сама продаваемая способность к труду - по своему свойству ликвидности - является капиталом! Самый первоначальный капитал любого субъекта - это его способность к труду. С его помощью можно получать прибыль, - извлекая её в виде изъяточной стоимости сначала из себя (сокращая свои расходы), а затем - и из других.
То есть, и здесь - между рабочим и капиталистом, как ранее между рабочим и рабом, - мы вынуждены констатировать отсутвие дискретной границы.
Рабы-рабочие-капиталисты - все они являются операторами доступного им капитала в капиталистической системе. При этом все они выстраиваются в пирамиду, верхние слои которой извлекают прибыль (изъяточную стоимость) из нижних слоев. Именно таким образом верхние слои пирамиды эксплуатируют нижние слои.
Хотел было еще развернуть тему неадекватности термина "рабочая сила" по сравнению с термином "способность к труду", но это - в следующий раз.