VPolevoj писал(а):
У каждого конкретного юнита будет практически всегда получаться какого-то продукта больше (ему будет хватать его на удовлетворение своих потребностей и даже будет немного оставаться), а какого-то - почти всегда будет не хватать.
Боюсь, с таким подходом модели, отражающей реальность, Вы не получите. Дело в том, что потребности редко бывают удовлетворены на сто процентов. Обмениваются люди не тем, что им не нужно на то, что нужно, а тем, что им
менее нужно на то, что
более нужно. То есть любой нужный продукт субъект вдруг может захотеть обменять, как только ему предложат более нужный для него продукт. Обмен происходит, даже когда вообще нет излишков.
Как я понял, Вы собираетесь задать юнитам конкретную потребность в каждом продукте — например, нужен 1 кг хлеба в день, остальное юнит предлагает к обмену. А в жизни такого нет. Человеку первые сто грамм хлеба нужны так, что он всё готов за них отдать, ибо иначе помрёт с голоду. Вторые сто грамм нужны уже меньше, но тоже всё ещё очень сильно нужны, ибо он всё ещё остаётся голодным. Третьи сто грамм нужны ещё меньше и т.д., и нужны ему даже сотые сто грамм, ибо, съев килограмм хлеба и полностью удовлетворив голод, он может остальные девять килограмм, к примеру, скормить птичкам и получить от этого удовольствие. Но потребность в этих девяти килограммах будет настолько малой, что человек предпочтёт обменять их на что-нибудь более полезное — молоко, мясо, одежду и т.д. Способность продукта удовлетворять какую-либо потребность называется полезностью, у классиков она называлась потребительной стоимостью.
Ваш же подход с делением всех продуктов на необходимые и излишки приводит к явному протворечию с действительностью. Допустим, есть два человека, и для каждого потребность в хлебе составляет 1 кг, а в молоке 1 л в сутки. У одного есть 1 кг хлеба, а у второго 1 л молока. При Вашем подходе придётся признать, что никакого обмена быть не должно, потому что излишков нет ни у кого вообще, все продукты необходимые. Тем не менее, если это рационально мыслящие люди, то они захотят обменять 0,5 кг хлеба на 0,5 л молока, потому что для одного молоко нужнее хлеба, а для второго хлеб нужнее молока. Хоть потребности и не будут удовлетворены полностью, но они будут более удовлетворены, чем в начальной ситуации. В Вашей модели такая раскладка приведёт к обмену? Если нет, то модель не отражает реальность. Потому что люди обмениваются не только излишками, но и необходимыми продуктами.
Напрасно Вы не желаете читать книги. У Карла Менгера это всё расписано, и лежит этот Менгер в библиотеке Мальчиша.
VPolevoj писал(а):
Чем труднее найти себе пару, тем длительнее будет время, в течении которого данный юнит не будет удовлетворять свою потребность в нужном ему продукте, а это значит, что тем важнее и следовательно ЦЕННЕЕ будет становится для него возможная сделка.
Если Вы введёте отдельный параметр по подсчёту времени на поиск товара и поставите выбор субъекта в зависимость от этого параметра, то, конечно все предпочтут двухступенчатый обмен и самый популярный товар в качестве промежуточного, то есть приём сработает. Но появится одна загвоздка: чтобы такой выбор произошёл, товар уже должен быть популярным. Автоматически так деньги не появятся. Чтобы товар стал популярным в качестве промежуточного, он изначально должен иметь некое качество, благодаря которому люди предпочтут его использовать вместо прямого обмена. Транзакционные издержки как раз и являются таким качеством.
Вы можете, конечно, сразу раздать всем юнитам в нужном количестве товар, подходящий для промежуточного обмена, и это будет работать. Но тогда Вы не сможете наблюдать зарождение денег.
Выходом может быть введение временной задержки обмена для каждого типа товара. Тогда, если у какого-то товара такая задержка намного меньше, чем у остальных, его могут начать использовать для промежуточного обмена ещё до того, как он стал популярным. А если эта задержка будет отнимать личное время юнита, то она и будет представлять собой транзакционные затраты. Я думаю даже, что при введении такой задержки подсчитывать время поиска уже нет нужды.
VPolevoj писал(а):
Поэтому отнять (за невыполненные обязательства по кредитам, например) можно лишь эти продукты (если они, конечно, у юнита есть), либо его способность производить, либо жизнь. Больше отнять у юнита (в моей модели) нечего.
Вы хотите ввести кредитные деньги. А как Вы себе представляете ввод их в обращение? Какой-то юнит печатает бумажку со своими обязательствами, и все вдруг захотят использовать её в качестве денег? А в чём будут состоять эти обязательства? Очевидно, в обещании отдать какой-то продукт (или другое обязательство) по требованию предъявителя. А как должник сможет его отдать, если в модели не предусмотрено имущество? Никак. Получается, Вы изначально закладываете в свою модель обманщиков, выпускающих заведомо невыполнимые обязательства.
Если Вы собираетесь вводить кредитные деньги, то придётся ввести и имущество, которое будет обеспечением для этих денег. Можно законодательно определить размер этого обеспечения. Если сделать 100%, то дефолтов вообще не будет. Если меньше, то дефолты возможны в случае массового предъявления долговых обязательств к оплате, и вероятность дефолта будет тем выше, чем ниже порог обеспечения. Но совсем без обеспечения нельзя, иначе Вы получите гиперинфляцию: станет выгодно выпускать свои обязательства по максимуму, и это ничего не будет стоить.
VPolevoj писал(а):
А вот "пролетарий" - тот уже свои "деньги" выпускать не может. Или может?
Если Вы собираетесь получить пролетариев, вводя закон, запрещающий юнитам заниматься производством, то Вы получите индийскую кастовую систему, весьма далёкую от свободного рынка. На самом деле пролетарии получаются из обычных производителей, когда самые бедные из них обнаруживают, что в качестве наёмных работников они получают больше благ, чем в качестве самостоятельных производителей. Никаких запретов тут не нужно.
Вводить запреты для нерадивых должников, выпускающих деньги, тоже незачем — достаточно лишь ввести параметр «доверие», как я уже говорил, и народ перестанет пользоваться их деньгами, предпочтёт другие. Но я советую вообще не допускать появления должников, то есть ввести деньги с полным обеспечением. Это упростит модель, которая и без того уже получается сложная неимоверно. Если она заработает, можете попробовать и с банкротами, но сначала пусть заработает. Но «сомневаюсь я, однако, чтобы эта сковорода заговорила».©
VPolevoj писал(а):
Итого, для расчета затрат на транзакции при обмене у меня получается три фактора: время (на поиск партнера, на производство нужного количества продукта, степень неудовлетворенности потребности, который постоянно накапливается - это все факторы времени), срок хранения продукта, и "доверие" к долговым обязательствам данного конкретного юнита.
Достаточно ли будет этих трех факторов для учета затрат на транзакции?
Степень неудовлетворённости — это вообще что-то непонятное. Тут нечего изобретать, существует понятие полезности, которое полностью определяет эту самую неудовлетворённость. Чем выше полезность — тем выше неудовлетворённость. Но к затратам полезность не имеет отношения, это непроизводственная характеристика.
Время на производство товара тоже не имеет отношения к транзакционным затратам. Это определяет лишь затраты на изготовление товара, а нужны затраты на обменную операцию.
Доверие также не определяет затраты, оно необходимо только для отсева нерадивых должников. Если обязать всех выпускателей денег держать полное обеспечение, то можно вообще обойтись без этого параметра.
Таким образом, из пяти факторов остаются только два — время на поиск и срок хранения. Но, как я же сказал выше, вместо времени поиска удобнее использовать заранее заданную задержку. Она будет полностью характеризовать затраты, и хотя срок хранения тоже влияет на выбор денежного товара, он уже будет излишним. Учитывать можно, а смысла в этом нет. Таким образом, остаётся одна-единственная характеристика, причём совершенно неважно, в чём её измерять — в единицах времени или в бубликах. Систему незачем усложнять, она и без того получается такая сложная, что я очень удивлюсь, если эта модель заработает.