maxon писал(а):
И я склонен считать решён он финансистами ЦБ неверно. Почему? Потому что наличие таких денег на счетах ЦБ ничем не отличается от наличия такой же суммы в любом коммерческом банке - правительство в любой момент может пустить их в ход по исполнению бюджета.
Нет, очень отличается. Смысл базы состоит в том, что коммерческие банки могут свои резервы выдавать в кредиты, после чего начинается мультипликация, и она ограничивается обязательными резервами. А ввод центробанком денег в обращение (например, их пуск на исполнение бюджета) никакой мультипликации не вызывает. Только ради учёта мультипликации отделение базы от общего количества денег и нужно.
maxon писал(а):
Такая ситуация аналогична даже наличию наличных денег у казначейства, что уже ТОЧНО доказывает, что деньги эти должны учитываться в денежной базе.
Нисколько не точно. Наличные деньги в казначействе точно так же не учитываются в базе, как и наличные в резервном банке. В денежной базе правительственные деньги должны учитываться только после того, как будут перечислены на любой счёт в банке либо будут выданы наличными, т.е. попадут на уровень обращения.
maxon писал(а):
И раз уж счета комбанков учитывают в базе, то и счета правительства тоже должны туда включаться. Логика должна соблюдаться.
Логика соблюдается. База определяет первый уровень двухуровневой банковской системы, в которой деньги, выпущенные центробанком в обращение, либо крутятся в сделках в виде наличных, либо попадают на корсчета коммерческих банков, после чего могут выйти на второй уровень уже как безналичные деньги. Счета правительства до того, как был исполнен бюджет, не выходили в обращение и не попадали на корсчета, то есть на второй уровень. Поэтому в базу их включать никак нельзя — точно так же, как и наличные деньги в сейфах центробанка. Счета правительства было бы логично включать в базу, только если бы они поступили на счёт какого-то коммерческого банка, т.е. вышли бы на второй уровень.
Может быть, есть смысл задуматься, почему вообще эту систему называют двухуровневой? Давайте предположим (хотя бы просто гипотетически, ведь Вы, я знаю, с этим несогласны), что средства, привлечённые с текущих счетов, банки могут выдавать в кредит. Тогда появляется возможность мультипликации, это уже чистая арифметика. И тогда для того, чтобы контролировать денежную массу, центробанку нужно управлять только двумя параметрами: массой наличных денег, выпущенных в оборот, и нормой обязательных резервов (при условии, что банки будут ссужать все свободные резервы, как это и было до 2008 года). Все выпущенные наличные вместе с резервными счетами будут определять базу (обязательства центробанка), а норма резервирования будет определять верхний предел суммы текущих счетов, т.е. денежную массу М1. И тогда центробанку есть очень большой резон подсчитывать именно денежную базу, которая не совпадает с М1. И счета правительства учитывать в базе никак нельзя, потому что они ещё не вышли в обращение, это ни наличные, ни резервы коммерческих банков. Как только будет сделана какая-то транзакция, эти деньги попадут в обращение и будут учтены как в базе, так и в денежной массе. То есть неучтёнными эти деньги не останутся.
maxon писал(а):
igrek писал(а):
Так что произвола нет: деньги внутри ЦБ или казначейства не входят ни в денежную массу, ни в базу, чёткое и ясное правило.
Про депозиты комбанков в ЦБ вам ничего не известно, надо полагать?
О да, спасибо за поправку. Уточняю: деньги внутри ЦБ не входят в денежную массу, но в базу депозиты комбанков, конечно, входят. Однако счета правительства депозитами комбанков не являются, поэтому в базу их включать не нужно.
Правило всё-таки чёткое, произвола нет.
maxon писал(а):
igrek писал(а):
С чего Вы взяли, что база должна совпадать с пассивами ФРС?
Потому что обязательства ФРС служат платёжным средством.
Совершенно не аргумент. В-первых, не любые обязательства ФРС служат платёжным средством. Некоторые служат, некоторые нет. Например, соглашения репо об обратном выкупе. Обязательства ФРС, но платёжным средством они не являются.
Во-вторых, не всякое обязательство, даже если оно и является платёжным средством, можно отнести к базе. Наличность в хранилищах ФРС платёжным средством является, но относить её к базе никак нельзя. Соответственно и статья Deferred availability cash items в базу включена не будет, хотя это и платёжное средство.
Спорным моментом является отказ ФРС учитывать в базе счета правительства. Есть аргументы и за, и против. Но в любом случае невключение этих счетов не приводит к выпадению каких-то сделок из учёта на макроэкономическом уровне, потому что как только будет сделан какой-то перевод с этого счёта, сумма тотчас же окажется на счету в каком-то коммерческом банке и будет включена в базу. Не пропадёт ничего.
maxon писал(а):
Удивительная демагогия. Типа если деньги комбанков - то это деньги, а деньги правительства - не деньги. Как будто деньги - это только то, что в кредит выдаётся.
Распутываем путаницу, и для этого нужно начинать с азов. Банковская система называется двухуровневой. Уровни, которых два, создают: первый уровень центробанк, второй уровень коммерческие банки. Центробанк создаёт уровень под названием база. Это его обязательства — банкноты и депозиты коммерческих банков. Второй уровень создают банки, это безналичные счета клиентов, которые опираются на базу. Если мы собираемся подсчитывать полное количество денег, участвующее в реализации совокупного продукта, то нам нужно исключить двойной счёт — а для этого в денежной массе нужно учитывать либо корсчета, либо счета вкладчиков.
В принципе, оба подхода имеют смысл. Но смешивать их нельзя. Если бы для текущих счетов было стопроцентное резервирование, то сумма всех текущих счетов (М1 минус М0) не могла бы быть больше суммы резервов. Но она до 2007 г. всегда была больше, это видно по отчётам ФРС — значит, полного резервирования нет. И тогда эти два подхода к подсчёту денежной массы дадут разные цифры — учёт самих счетов вместо резервов даст цифру большую.
Мы можем, конечно, считать деньгами только сумму в резервах, как предлагаете Вы, в этом есть своя логика. Но тогда возникает вопрос: а почему текущие счета, которых в несколько раз больше, чем резервов, мы не должны считать деньгами? По всем признакам именно они являются платёжным средством, а не резервы. Именно они являются активами для клиентов, а не резервы, и логичнее было бы именно их учитывать при подсчёте денежной массы. А резервы, таким образом, как и наличные внутри банков, в денежную массу не включать (хотя деньгами они всё-таки являются, просто не находятся в обращении).
В случае со счетами правительства, которые не учитываются ни в базе, ни в денежной массе, логика вполне соблюдается: деньги считаются пущенными в обращение, когла они вышли за пределы центробанка и казначейства. Внутри этих пределов денег может быть хоть триллион триллионов, на макроэкономику они не повлияют. А как только они пущены в оборот — например, при исполнении бюджета, — они тут же попадают в денежную массу в обращении, т.е. в М1. И тогда уже учитываются.
maxon писал(а):
Во-первых, заметим, что счета правительства и вклады иностранных официальных учреждений вполне создают деньги в обращении. Иначе зачем бы они ВООБЩЕ выделялись в пассиве? Они там НЕ заморожены и в любой момент могут быть использованы для ПЛАТЕЖА. Деньги в виде банкноты в кармане тоже таким образом используются. В чём принципиальная разница?
Разницы между счётом правительства и банкнотами нет. Но есть разница, где находится карман. Банкноты в сейфах ФРС тоже в любой момент могут быть использованы для платежа, но это не является основанием включать их в денежную массу. А вот как только ФРС достанёт их из своего кармана и выпустит в обращение (например, выдаст коммерческому банку с одновременным списанием соответствующей суммы с резервного счёта, а банк выдаст эти деньги вкладчику), они тут же будут учтены как М0.
То же самое и со счетами правительства. Пока эти деньги внутри ФРС, они ещё не выпущены в обращение, как и банкноты в сейфах, и в денежной массе не учитываются. Как только правительство переводит сумму на какой-нибудь счёт в коммерческом банке, деньги покидают пределы ФРС и становятся частью денежной массы.
maxon писал(а):
С другой, для макроэкономики, нужно учесть все деньги, вне зависимости проходят ли они через банки или нет.
Для макроэкономики важно учесть только деньги, поучаствовавшие в сделках. Деньги, крутящиеся между банками, макроэкономике неинтересны, поэтому резервы не учитываются в денежной массе. Но с этим как раз всё в порядке: как только правительство проводит какой-то платёж, деньги тут же попадают в М1 и, таким образом, уже учитываются. Ни одной неучтённой сделки нет.
maxon писал(а):
Это-то понятно. Не понятно, как тут считать мультипликатор. Это я пытаюсь вас вернуть к сути дискуссии вообще. Как это банки так "мультиплицируют" базу, что умудрились сделать денежную массу меньше базы???
Да вот так и умудрились. За счёт свободных резервов, полученных не через вклады, база оказалась больше денежной массы, и мультипликатор стал меньше единицы. Что именно здесь непонятно?
maxon писал(а):
Ещё раз повторяю вопрос, почему это "мультипликаторы" стали вдруг меньше базы? При том, что "денежная масса" должна включать в себя "базу".
Денежная масса не должна включать в себя базу. Денежная масса М1 включает в себя только наличные деньги и текущие счета, резервы банков (часть базы) в неё не включаются, иначе будет двойной счёт. А вот база как раз текущие счета не включает, а наличные и резервы включает. И если сумма резервов окажется больше, чем сумма счетов, мультипликатор будет меньше единицы.
maxon писал(а):
Обалдеть! Вы объясните, куда деньги-то делись??? Из оборота. Ведь из понимания данного факта следует, что либо в базу включают какие-то лишние деньги, не имеющиеся в обороте, либо в М1 не все деньги включили.
Да, в базу включают деньги, не имеющиеся в обороте. Часть свободных резервов не находится в обороте. Это помощь от правительства, которую банки решили не использовать. И в М1 резервы не включили — как, собственно, и положено. Резервы в М1 включаться не должны, а в базу должны. По определению.
maxon писал(а):
Но, по крайней мере видно, что не вся база в М1 входит. Это-то понятно?
Абсолютно. База и не должна входить в М1. В М1 должны входить текущие счета, а не резервы.
Однако я так и не услышал ответа на вопрос:
как объяснить превышение массы М1 над базой на 549 млрд, если мультипликации не было? Почему до 2008 г. сумма резервов была в несколько раз меньше, чем сумма текущих счетов? Ведь мультипликации не будет, только если резервирование текущих счетов будет стопроцентным. Если резервирование неполное, то мультипликатор заработает.