stago писал(а):
Философия стоиков мне была симпатична в децтве

Но потом я понял, что рамсы там попутаны конкретно.
А может Вы "попутали рамсы в децтве" ?

Какое отношение к стоикам имеет философия Спинозы? По двум основополагающим вопросам Спиноза был противоположен стоикам: логику он не отделял от физики ( протяжённость и мышление два атрибута одной и той же субстанции) и по вопросу свободы воли ( ну Вы сами в курсе).
Цитата:
Спиноза был прав, когда называл пространственные характеристики одним из главных атрибутов субстанции, то есть
НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ определил верно, однако термин "мышление" не совсем верно (а, точнее, совсем неверно) отражает свойства объектов на уровне ВЕРХНЕГО ПРЕДЕЛА.
Пространственную характеристику - протяжённость- можно понять только через мышление. Декарт в своей метафизике разделил пространство и мышление на два изолированных мира. Возникла "картезианская пропасть". Её только что и остаётся заполнить всемогущим библейским божеством, связующим ( непостижимым способом- вот откуда агностицизм

) два мира. Спиноза преодолел эту "пропасть".
"Вся трудность картезианской метафизики получается оттого, что специфическое отличие реального мира от мира лишь воображаемого, мыслимого усматривается в протяженности, в пространственно-геометрической определенности. Между тем протяженность как таковая как раз и существует только в воображении, только в мышлении. Ведь как таковую ее вообще можно мыслить лишь в образе пустоты, то есть чисто негативно, как полное отсутствие всякой определенной геометрической формы. Приписывая природе только пространственно-геометрические свойства, ее и "мыслят несовершенным образом", как выражается Спиноза, то есть заранее отрицают за нею одно из ее собственных "совершенств". А потом спрашивают, каким же образом отнятое у природы "совершенство" опять присоединить к ней.
То же самое рассуждение относится и к мышлению. Мышление как таковое – такая же ложная абстракция, как и пустота. На деле оно лишь свойство, предикат, атрибут того же самого тела, которому принадлежат и пространственные определения. Иными словами, о мышлении как таковом можно сказать лишь очень немногое: оно не самостоятельно и отдельно от тел существующая реальность, а лишь способ их существования. Реально существуют не мышление и протяженность сами по себе, а только тела природы, увязанные цепями взаимодействия в безмерное и безграничное целое, обладающее и тем и другим." Диалектическая логика Э.В. Ильенков Цитата:
Рассел правильно пишет:
Метафизика Спинозы является лучшим примером того, что можно назвать "логическим монизмом", а именно доктрины о том, что мир в целом есть единая субстанция, ни одна из частей которой логически не способна существовать самостоятельно. Исходной основой этого взгляда является убеждение в том, что каждое предложение имеет один субъект и один предикат, что ведет нас к заключению о том, что отношения и множественность должны быть иллюзорными. Спиноза думал, что природа мира и человеческой жизни могла бы быть логически выделена из самоочевидных аксиом; нам нужно так же покориться событиям, как мы покоряемся факту, что два плюс два - четыре, так как то и другое в одинаковой степени есть результат логической необходимости. В целом эту метафизику принять невозможно: она несовместима с современной логикой и научным методом. Факты, нужно раскрывать наблюдением, а не рассуждением: когда мы успешно делаем вывод в отношении будущего, мы делаем это при помощи принципов, которые подсказаны эмпирическими фактами, а не являются логической необходимостью. И концепция субстанции, на которую опирался Спиноза, есть концепция, которую ни наука, ни философия в наше время принять не могут.
Это можно будет рассмотреть подробнее. Сейчас только скажу , что Рассел забывает, что не только "современная наука" ( под которой он понимает позитивистов- неокантианцев и агностиков) не принимает метафизику Спинозы, но теологи всех мастей третировали Спинозу "как дохлую собаку". Странное единодушие , не правда ли?

Цитата:
Именно что не могут, поскольку очевидно, что кроме миров, которые в некотором аспекте можно рассматривать как единое целое (к примеру, Земля как биосфера), есть и миры (МИР ТОЖДЕСТВЕННОСТИ - мир элементарных частиц, к примеру), физика которых опровергает всю метафизику Спинозы напрочь

Можно подробнее? В мире элементарных частиц нет единства и неделимости субстанции?
Цитата:
И Спиноза не учел самого главного - БЫТИЕ человека на размер БОЛЬШЕ, чем его СОЗНАНИЕ,
А ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ больше БЫТИЯ . И это то и учитывал Спиноза, веря в то, что человечество придёт из царства необходимости в царство свободы ( через осознание необходимости).
Цитата:
т.е. Спиноза всю жизнь пытался логически постичь то, что в принципе непостижимо. Глядя на муравейник, такой спиноза увидел бы кучу мусора и шныряющих муравьев, но никогда не смог бы логически понять принципы его существования, а тем более увидеть энергетические связи, которые превращают эту кучу мусора и муравьев в единое целое - муравейник. "Воля бога", - говорит Спиноза и улыбается.
Вы точно не путаете Спинозу со стоиками?:)
Цитата:
Более того, Спиноза отрицал самое главное - свободу воли, заменяя ее на цепь причин и следствий, - еще один признак того, как конкретно он заблуждался.
Свобода воли очень интересный предмет. Может надо будет вообще открыть новую тему про соотношение бытия и сознания и там обсудить эту пресловутую свободу воли. Но сейчас у меня есть вопрос к вам: У Вас есть свобода воли не признавать, что дважды два четыре?