АЛанов писал(а):
Ведь, теоретически может быть ситуация, когда прибыли в денежном выражении нет, а физически она есть.
"Физическая прибыль" - это не прибыль в финансовом смысле. Я уже пояснял это Игреку. Конечно прирост материального богатства возможен при отсутствии прибыли. Ну взял ты топор, пилу пошёл в лес и срубил себе дом. Без всяких денег вообще. Прибыли нет, дом есть. Прибыль начинается с того места, если ты решил продать тот дом. За
ДЕНЬГИ. Полученную
денежную сумму и нужно считать прибылью.
Обсуждаемая проблема не связана с возможностью прироста материальных богатств. Взять топор и нарубить в лесу дрова всегда можно. Это в чистом виде будет приростом материальных ресурсов, или "богатства", как угодно можно назвать. Но это не будет приростом
денежного капитала. А именно с этим процессом связаны проблемы современной экономики. Ведь собственников автомобильных заводов не интересуют сами автомобили, которые они производят. Их интересует возможность получения денежных знаков в результате продажи этих автомобилей. Благодаря этим новым денежным знакам они могут расширить свои возможности в смысле производства - купив, например, новые заводы (не обязательно автомобильные) или купив землю. Денежный капитал универсален, в отличии от конкретного физического, его можно преобразовать в очень многие варианты физических активов. Но он же определяет влияние его владельца на общество в целом - чем больше у капиталиста заводов, земли, СМИ, банков, нефтяных месторождений, тем больше общество зависит от его желаний вести какие-то дела.
Обсуждаемая проблема связана с
процессами обмена на рынке. Именно обмен между производителями разными товарами и привязан к обороту денежной массы, которая должна вращаться на рынке без потерь. Иначе прирост производства вовсе не приведёт к росту потребления - произведённая масса товаров не сможет попасть к своим потребителям.
Цитата:
Это тот случай, когда все производители продают продукцию по себестоимости, а покупатели всю её покупают (к чему в своё время призывал Генри Форд). При этом все - и производители, и потребители - от цикла к циклу ускоряются за счёт роста производительности (труда и покупок). В результате такой деятельности происходит ускорение оборота денег (без увеличения их физического количества) и увеличение оборота товаров (с увеличением их физического количества в виде потребляемых продуктов).
Это всё правильно. Это идеальная модель, где производитель вовсе не заинтересован в накоплении денежного капитала. Это социалистическая модель, ориентированная не на рост частной собственности, а на удовлетворение потребностей общества.
Цитата:
И наоборот - если каждый производитель будет рассчитывать на физическое развитие за счёт "тупой" продажи дороже себестоимости, то вместо развития (за счёт маржи) он столкнётся с "вдруг" возросшей ценой воспроизводства, и вся маржа уйдёт на оплату прежних затрат по увеличенной цене (а чем поставщики хуже? Да и куда им деться, кроме как повысить цену?). При таком раскладе, во-первых, появляется нужда в эмитентах (банках), во-вторых, деньги дешевеют (для обозначения одних и тех же имущественных прав их требуется всё больше), их становится больше физически, а в плане благосостояния общество топчется на месте. Такую деятельность назвать прибыльной никак нельзя.
И это правильно. Только поправлю - прибыль тут отсутствует в сумме по всем производителям. А вот для конкретного производителя она возможна за счёт убытков других. За что и идёт конкуренция.
Цитата:
Капиталистическая же экономика тяготела ко второму варианту. Однако возникающий в ней по объективным причинам ссудный процент не позволяет такой экономике топтаться на месте. Независимо от своих предпочтений - хочется человеку или нет - ему поневоле приходится ускоряться, иначе процент не вернуть.
Здесь есть изъян в рассуждениях. Тут не ссудный процент ускоряет, а система конкуренции, где к одному пирогу тянется куча рук. Не успел, остался с убытками, продавай имущество и переходи в разряд наёмной рабсилы - современного раба. "Ускоряться" для совокупного капиталиста бесполезно - больше денег, чем есть на рынке не заработать. И потому отдать процент тоже невозможно. Процент - не ускоритель, а тормоз развития. Западная экономика живёт не за счёт него, а за счёт малого размера ссудной ставки. Деньги сравнительно дёшевы и потому обмен в такой экономике идёт более эффективно. Проблема западной экономики в том, что и при таком малом проценте они зашли уже слишком далеко - долги превысили критический размер. Этот накопленный за годы развития долг и привёл ко всем современным проблемам экономики. Хотя кому-то это не проблемы, а метод захвата власти. Ведь ликвидация долгов - это переход имущества должников в руки кредиторов. Если это имущество представляет собой все
накопленные материальные богатства, возможность накопления которых я вовсе не отрицал, то не сложно представить в какую форму правления превратиться нынешняя "демократия". Становится также ясно, почему так много защитников у существующей системы, почему так сложно донести до людей смысл будущих преобразований...
Цитата:
Это всё в ту же копилку – в очередной раз убеждаюсь, что искать причины всяких несправедливостей и прочих показателей плохой жизни в видах экономики, способах производства, государственных устройствах и видах собственности бесперспективно. Испорченная человеческая натура всё равно "окрасит" любое общественное устройство и экономику в безрадостный цвет. Греховность человеческой натуры - вот что надо изучать.
Короче. «Экономисты», учите Православие...
С моей точки зрения, точки зрения материалиста и агностика, нравственность зависит от условий жизни. Она растёт вместе с благосостоянием. Человек склонен проявлять заботу о других только когда сам сыт. История человечества идёт от каннибализма, через рабовладение, крепостничество, к равноправию, демократии и социализму. Маркс связывал этот процесс с ростом производительных сил общества и, я полагаю, был прав в этом. О связи сознания с условиями жизни есть множество исследований биологов и социологов. На них и опираюсь в таком мнении.
А православие, как ветка христианства процветало ещё в Риме. При рабовладении. Неплохо так сочеталось с ним. Рабская религия.