 |
Site Admin |
 |
Зарегистрирован: Пт авг 06, 2004 6:24 pm Сообщения: 9075
|
Постановление Правительства по ракетно-космическому комплексу «Алмаз» вышло в декабре 1964 г. Генеральным конструктором этого комплекса, если использовать терминологию более позднего времени, был Владимир Николаевич Челомей. Сам факт выхода этого Постановления говорит о том, как энергично «врывался» Владимир Николаевич в космическую тематику — святая святых Королева. Возможности этого, в значительной мере обеспечивались решительной поддержкой генсека тех времен — Н. С. Хрущева, который еще в конце пятидесятых годов смело разделался с дальней бомбардировочной авиацией, включая беспилотные «Бурю» и «Буран». Владимиру Николаевичу был свойственен широкий размах и комплексный подход к решению поставленных задач. В области ракет он предлагал к разработке серию ракет УР-100, УР-200, УР-500 и УР-700, способных на долгие годы обеспечить решение всех мыслимых задач по созданию ракетно-ядерного щита и ракет-носителей для запуска автоматических и пилотируемых космических аппаратов. Для лунной программы комплекс УР-700-ЛК-700 и для «ближнего» космоса предлагалась многоцелевая система «Алмаз» в составе трех основных объектов: орбитальной пилотируемой станции (ОПС), транспортного корабля снабжения (ТКС) и возвращаемого аппарата (ВА). При этом обвинить Челомея в авантюризме было нельзя: он создал мощную научно-исследовательскую и проектную организацию ОКБ-52 в подмосковном Реутово и обеспечил свои разработки производственной базой, отобрав, например, у Министерства авиационной промышленности его гордость — завод №22, известный как завод им. Хруничева. Этот завод в свое время должен был по чертежам известного авиаконструктора В. М. Мясищева, кроме «Бурана», изготовить и сверхдальний тяжелый бомбардировщик, аналог американского «Боинг-52». Для авиационных инженеров Челомея проектирование и изготовление ракет и космических кораблей оказалось более близким делом, чем для артиллеристов завода № 88 в Подлипках или автомобилистов Днепропетровска. Созданные этим коллективом изделия отличались авиационным изяществом, законченностью форм, легкостью и прочностью конструкций. Выходец с Украины, Владимир Николаевич свои взоры неоднократно обращал к ее научным и производственным возможностям. Для многих своих разработок в качестве головных разработчиков систем управления он избрал Харьковское ОКБ-692 и его Запорожский филиал, Харьковский завод им. Шевченко. Из всех перечисленных разработок только для ракеты УР-500 система управления была создана Московским институтом НИИ-885, да и то после того, как наша фирма отказалась, или, вернее, не проявила достаточной поворотливости для того, чтобы взять на себя эту работу. Авторитет нашей фирмы в глазах Челомея был очень высок и подтверждался всем ходом наших совместных работ. Этому в значительной мере способствовал тот факт, что к концу шестидесятых годов мы имели уже ряд завершенных работ с высоким качеством, а фирма Челомея только набирала обороты. Если ракетными системами УР-100 и УР-200 Челомей вторгался в вотчину Янгеля, то комплексом «Алмаз» не только вторгался в вотчину Королева, но и явно стремился к его вытеснению. Предпосылкой к этому было то, что знаменитая королевская семерка и ее последующие модификации, блестяще выполнившие задачи запуска первого искусственного спутника Земли, орбитальные полеты человека и автоматов к Луне . и планетам Солнечной системы, исчерпали свои возможности. В 1965 году Челомеем был создан несравненно более мощный носитель «Протон», способный вывести на околоземную орбиту полезный груз весом до 20 тонн. Однако в нашей стране наличие такого мощного и надежного носителя долгие годы практически игнорировалось фирмой Королева и оставалось в стороне от «столбовой дороги» развития космонавтика. Ракета-носитель «Протон» была четвертым элементом комплекса «Алмаз» и по своей грузоподъемности обеспечивала выведение на орбиту и станции ОПС, и тяжелого ТКС с пристыкованным к нему возвращаемым аппаратом. Однотипность конструкции, технология изготовления и стандартность многих технических решений в объектах разработок фирмы Челомея существенно облегчали их массовое изготовление, отработку и испытания. В частности, можно утверждать, что тяжелый носитель УР-700, документация на который была разработана в 1965 году, мог быть изготовлен через 1,5-2 года после создания носителя УР-500. Его грузоподъемность до 100 тонн в соединении с успешным созданием фирмой Королева лунных кораблей, уже в 1967 году обеспечивавших возврат на Землю объектов со второй космической скоростью («Зонды» 5 и 6, 1967 год), могли послужить базой для успешного соревнования с американцами по лунным экспедициям, по крайней мере, в пилотируемом полете в район Луны и ее облете. Ни Королев, ни Мишин не хотели ни с кем делить славу, упорно создавали «свой» тяжелый носитель H1 при явно неблагоприятном положении с двигателями. ... Приступая к созданию комплекса «Алмаз» как системы, обеспечивающей решение задач в ближнем, околоземном космосе, В. Н. Челомей сосредотачивал основное внимание на комплексном решении именно этих задач, а лунная пилотируемая программа, по его замыслу, должна была выполняться другим набором средств, начиная от нового носителя УР-700 и кончая лунными кораблем ЛК-700. При этом сохранялась преемственность во многих технических и производственных решениях. Продуманная, рассчитанная на многие годы ракетно-космическая система «Алмаз» прочно опиралась на базу носителя УР-500 («Протон»), предназначенного для выведения на низкие околоземные орбиты объектов весом 18-20 тонн. Разработка этого носителя, как уже упоминалось, велась параллельно с разработкой ракет УР-100, УР-200 и УР-700, его летные испытания начались в 1964 году, летные испытания суперракеты УР-700 предполагалось начать в 1966-1967 годах. Судьба этих проектов, которые могли существенно изменить ход освоения космоса в СССР, известна. Космические корабли, которые были использованы в СССР и США для запуска космонавтов на близкие орбиты Земли, только с известной долей условности можно назвать «космическими кораблями». ... В то время мой отдел не работал по этому комплексу. Я не помню точно всех событий, имевших место в течение 4-5 лет. когда наша фирма еще не была подключена к этой работе. Единственно знаю, что прошло оно в борьбе за выживание комплекса. Достаточно вспомнить, что первый запуск ОПС состоялся только через семь лет после выхода Постановления, причем, корпус был разработан и изготовлен фирмой Челомея, а «начинку» станции осуществляло ОКБ-1. Эта станция известна как «Салют-1». Это был заметный удар по комплексу «Алмаз». Один из его основных элементов — пилотируемая станция — был изъят из его состава и передан Королеву. Правда, Челомей передал только корпус станции, основная «начинка» была снята. Срочно изготовлялись следующие станции в надежде, что последующие запуски будут в интересах так хорошо задуманного комплекса. Королев оснастил станцию своей «начинкой», и запуск был произведен 19 апреля 1971 года. Таким образом, в противовес успехам американцев в лунной программе, выходу в космос Франции («Астерикс» 26.09.1965), Японии («Осуми» 11.02.1970) и Китая (24.04.1970) впервые в мире была создана орбитальная пилотируемая станция. Весь 1972 и половина 1973 года, т. е. два года после гибели космонавтов, в Советском Союзе не было пилотируемых полетов. Тем более рельефно выделялись успехи Соединенных Штатов: 5 января 1972 года Никсон принял программу «Space Shuttle», а корабли «Ароllо-16,-17» завершили лунную программу длительным пребыванием (до 75 часов) на ее поверхности. Постановление правительства о создании у нас космического корабля типа Шаттл вышло только четыре года спустя, 17 февраля 1976 года, но работы до 1979 года практически не велись. Время было опять потеряно в бесконечных спорах на тему: делать или не делать? Сложившаяся в этот период ситуация в нашем пилотируемом космосе в какой-то, мере способствовала Челомею в его проталкивании комплекса «Алмаз». Даже отсутствие решения о создании нашей многоразовой транспортной системы было им использовано. Комплекс «Алмаз» противопоставлялся американскому Шаттлу. Длительность существования станции на орбите была эквивалентна многоразовости Shuttle, транспортный корабль снабжения (второй элемент системы) имел большую грузоподъемность и мог доставлять на станцию необходимые материалы, в пристыкованном с ней состоянии, экономя ее горючее, совершать необходимые маневры. Он был своего рода складом и заправочной базой. Совершая полет рядом с орбитальной станцией, он мог многоразово с ней стыковаться в случае необходимости. И, наконец, третий элемент системы — возвращаемый трехместный аппарат действительно разрабатывался с условием его многократного запуска. Ракета-носитель «Протон», с помощью которого совершался запуск на орбиту элементов комплекса «Алмаз», сопоставлялась по стоимости запуска с теми элементами американского «Shuttle», которые терялись при запуске, т. е. были одноразовыми. Владимир Николаевич так умело доказывал эквивалентность «Алмаза», что это, безусловно, сыграло свою роль в том, что все три элемента системы «Алмаз» были созданы и испытаны, несмотря на сильнейшее противодействие целой правительственной группы высокопоставленных лиц, возглавляемых одно время Д. Ф. Устиновым, и непрекращающейся критикой со стороны руководства королевского ОКБ-1, особенно после того, как его возглавил В. П. Глушко (с 1974 года).
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/gon ... 03.html#05
ТКС четырежды летал в космос по почти полной программе (люди переходили на его борт после стыковки с орбитальными станциями «Салют») под названиями Космос-929, -1267, — 1443 и -1686— (1267-й стыковался с Салютом-6, 1443-й — с Салютом-7), Кроме того, три раза на околоземной орбите побывали экспериментальные связки из двух ВА, которые выводились одной ракетой на близкие орбиты, маневрировали и садились на Землю. Еще один пуск такой связки закончился аварией носителя, что — кстати — позволило проверить и систему аварийного спасения. Последний — Космос-1686— — летал уже без ВА и сгорел в атмосфере вместе с Салютом-7 после 5 лет совместного полета. Но пилотируемым кораблем ТКС так и не стал. Формальной причиной когда-то была — якобы — ненадежность Протона. Сейчас считается, что корень — в конфликте секретаря ЦК КПСС по оборонке Д.Ф. Устинова с главным конструктором ТКСа В.Н. Челомеем. Но даже сами разработчики ТКСа признавали спорность самой концепции постоянно действующего целевого и регулярно заменяемого служебного модулей. К сожалению, при всех своих достоинствах, Протон — не та машина, которую можно было бы регулярно, раз в 2-3 месяца, гонять к орбитальной станции, а перерывы и задержки в такой схеме недопустимы; для Салютов же ТКС был явно велик... Но если ВА занял достойное место в музее НПОмашиностроения, то ФГБ... В конце 1970-х гг. было решено использовать его при создании целевых модулей для орбитальной станции нового поколения, оставшейся в истории космонавтики под названием Мир.
http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/2004/rn9.html
|
|