ekvala писал(а):
Процесс воспитания и тем более его результат крайне слабо детерминируется какой-либо "теорией" - хоть материалистической, хоть идеалистической.
Все человеческие теории несовершенны, потому что все они - не всеобщие, а частные случаи познания, основанные на системе взглядов одного индивида или группы любой численности, принятые силу авторитета более обширной частью человечества.
Поэтому ценность любой такой теории в том, что она открыта для совершенствования. Теория, которая априори отказывается от каких-либо реальностей, замалчивает их, закрывает себе путь к совершенствованию, замыкается в догме.
В следовании этому пути была сначала замечена религия и человечество предпочло отказаться и высмеять её теоретические основы, вместо того, чтобы очистить от закрывающих шор. И разумеется, сделано это было не в целях освобождения процесса познания, а вцелях освобождения пути для догматизировния других теорий. То есть, с мелко-корыстной целью слабых духом индивидов.
И теперь эти индивиды довели до догматизма противоположную атеистическую теорию.
Цитата:
Все основные черты характера закладываются у ребенка до 4-х лет, когда основной механизм воспитания - это подражание взрослым.
Это смелое утверждение для теории, которая еще до конца не выяснила, что такое человек и даже - на чем зиждется его характер. Следовательно, это материалистическая догма.
Что входит в понятие "основные" и "неосновные"? Влияют ли неосновные, полученные позже 4 лет, на поведение человека на протяжении жизни? Если да, то в чем отличительная особенность остальных?
Определяет ли сам характер поведенческий стереотип человека или только влияет на него и до какой степени? Характеристических типов - темпераментов - всего четыре. "Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности."
Можно ли подозревать, что вся содержательная часть личности складывается в первые 4 года, а после этого человек не получает ничего важного? Ни один здравомыслящий ученый не будет утверждать этого. Важные реперы своей личностной характеристики человек получает всю свою жизнь, вплоть до стадии маразма. Иногда они круто меняют его отношение к жизни, систему взглядов уже в зрелом возрасте. Это - реальность.
Цитата:
Поэтому любая самая совершенная теория мало влияет на ребенка- а влияют конкретные поступки родителей. А зачастую даже не поступки, а эмоциональное состояние родителей.
Теория и не может влиять на ребенка, потому что теория ребенку недоступна в силу несовершенства его мышления:) Теоря может быть доступна его родителям и влиять на их конкретные поступки. Если эта теория догматически устанавливает им срок в 4 года, после которого ничего "основного" в формировании личности сделать нельзя, то эта теория убивает возможность появления еще одного полноценного члена общества, отсылает в брак по надуманному предлогу.
Цитата:
Да, религия воспитывает в своих адептах способность регулировать свое эмоциональное состояние, но в арсенале психологов есть масса вполне материалистически - ориентированных техник, помогающих достигать такого же - или близкого - эффекта.
В арсенале психологов существует масса техник, природу которых, а значит и силу воздействия сами психологи-материалисты, не говоря уж об их объектах, не сознают из-за ограниченности самой теории.
Религия, особенно воинствующая, которая воздействует на человека тоже через штатного психолога, страдает тем же недугом, что и материалистическая психология.
Поэтому штатные психологи обеих теорий могут получить и получают в результате своих техник совсем не то, что подразумевали, могут столкнуться с обратным эффектом.
Однако религия, в отличие от материалистической научной психологии, по самому своему главному правилу, не стремится создать впечатление о могуществе штатного психолога, сохраняя постулат, что он - всего лишь человек и в любом своем проявлении - слаб. Наоборот, материалистическая психология, в целях поддержания своего антропоцентризма, стремится создать впечатление, что только штатный психолог есть могущественный представитель теории, способный сделать с объектом что угодно.