Фикрет писал(а):
Прибыль можно получить не эксплуатируя. Источником прибыли, без эксплуатации, является равноценный обмен, который появился вследствии разделения труда и роста производительности труда.
Я понимаю ваши затруднения, ведущие к заблуждениям:)
Прибыль
нельзя получить, не эксплуатируя, потому что прибыль и есть само
выражение эксплуатации неких условий сделки, ведущих к прибыли.
Иванов выше ссылаясь на
Маркса верно подметил, что
прибыль - есть неоплачиваемая часть обмениваемого, хотя сам с этим не согласился. И зря. Маркс в этом определении прав как сама правда.
Источником прибыли и накопления всех видов капитала в экономике является неоплаченная из-за
специально созданных капитализмом специфических условий сделки часть товара "рабочая сила" (по Марксу) или услугм труда, которую работник продает (оказывает) работодателю, по моему. При этом, разумеется, все сказки про
автоматизацию, которая приведет из капитализма хотя бы во всеобщее изобилие, не говоря уж про коммунизм, следует признать неистинными:) Ведь капитализм не может сам отказаться от своей сущности - получения прибыли при сделках. Некий нюанс, который позволил бы капиталистам перековатся в элитаристов, невозможен по причине невозможности качественного,
непреодолимого отделения элиты от всех остальных. Но это другая тема.
Итак, возвращаясь к заблуждениям Фикрета, следует опровергнуть заявление, что источником приыбли может быть равноценный обмен.
Дело в том, что равноценность обмена устанавливается по факту обмена, ибо стоимость обмениваемых вещей
ДО обмена может
котироваться их владельцами в каких угодно вариантах, но устанавливается лишь обменом, то есть, в результате сделки.
Поэтому в капитализме стоимость услуги труда (рабсилы) равноценна зарплате - по самому факту обмена. Вот и приехали! - обмен состоялся, обмен установил равноценность, но прибыль при этом - у работодателя капиталиста. Получается, что
Фикрет прав?
Именно эта кажущаяся правота и позволяет Фикрету заблуждаться.
Потому что не стоит забывать - основным, главным фактором обмена, толкающим людей к соврешению этого акта, является
условие сделки!
Равноусловность для контрагентов обмена (уточняю - обмена по капиталистически!) невозможна -
не может каждый обменивающийся создать своему визави такие же условия, которые тот создает ему. Если условия сделки одинаковы - обмен не состоится, потому что
равные условия сделки предусматривают и совершенно равный доступ к предметам обмена! Желающие могут загрузить себя примерами равноусловности, равности доступа к предметам обмена, и попытаться заставить гипотетических обменщиков совершить обмен. Не будет обмена. Не будет даже установлена равноценность, она останется только в представлениях несостоявшихся обменщиков. Соответсвенно, не будет и прибыли.
Цитата:
С точностью до наоборот. Обмен не будет иметь смысла и не состоится, если одна из сторон останется без прибыли.
Рассмотрим теперь это заблуждение Фикрета.
Рабочий меняет свою рабсилу (услугу труда) на зарплату - классический капиталистический обмен, повторяющийся триллионы раз. Как Маркс и говорил,
при этом прибыль остается у капиталиста (точнее, - у работодателя, так как рабочий тоже капиталист). Для защиты точки зрения Фикрета надо обязательно найти прибыль рабочего при состоявшемся обмене.
И она, прибыль рабочего, действительно - есть! Иначе бы рабочий, в самом деле, ни на какой обмен никогда не согласился. И, кстати, рабочий, являясь капиталистом, просто обязан искать прибыль и находить её.
В чем же прибыль рабочего? Да в том, что его товар - рабочая сила - не мог обеспечить его сущестование, - в магазинах, где всякие необходимые рабочему ништяки, рабочую силу не принимают к оплате. Рабочий берет свою рабсилу и обменивает на зарплату, которая котируется в магазинах. В этом и есть прибыль рабочего при совершении сделки с работодателем -
совершенно бесполезную для него рабсилу рабочий обменял на существенные стоимости. Только эту "прибыль" следует писать в кавычках, потому что в массовом случае
условия сделки диктует не он, а работодатель.
Можно взять другой пример, где колонизатор обменивает у туземца слоновую кость на бусы. С колонизатором всё понятно - слоновая кость по сравнению с бусами у него в европках вещь более ценная и он обменяет её на существенную кучку золота. А у туземца? У туземца тоже есть прибыль, ведь технология производства стеклянных бус в его краях неизвестна, а слонов - навалом. С точки зрения обменных операций совершенно равнозначно, - если б туземец явился в европу на корабле и купил все стеклянные бусы за горы никому не нужных в африке слоновьих бивней. И это была бы его колонизаторская прибыль.
Однако история отдала предпочтения евроколонизаторам в этом обмене. Потому что условия сделок начали диктовать (или перехватили диктат, что то же самое) именно евроколонизаторы. Потому что корабли, обеспечивающие доступ, были именно у них.