АЛанов писал(а):
maxon писал(а):
Однако что же следует из ваших слов? Что вы ничем другим не озабочены кроме как удовлетворить свои материальные потребности?
Помилуйте, Максон, это не я, это Вы озабочены задачей удовлетворения материальных запросов человечества. Это Вы ставите их во главу угла человеческих проблем. Я-то как раз говорю об обратном – что от материального изобилия человеку становится только хуже, он теряет человеческий облик.
Я не озабочен. Я лишь декларирую научный взгляд на эту проблему. Маркс увязывал ход развития общественных отношений с ростом производительных сил. Он не вдавался в психологию. Но она подтверждает его взгляды - человек перестаёт быть озабочен материальным, если его материальные потребности удовлетворены. И это совершенно очевидный тезис - даже хищные животные не выходят на охоту с полным желудком. Так почему вы человеку приписываете такую глупость? По вашему получается, что чем более человек удовлетворён материально, тем более он оскотинивается, то есть, тем более желает материального. Ну с чего бы?
Потребность, если удовлетворена, исчезает. Это требует доказательств? Ведь тут простые биологические механизмы.
Спор реально может идти только по неким особенностям социального поведения человека -
стремление к доминированию, которое может приводить к конкуренции за ресурсы даже в условиях их изобилия. То есть, можно представить себе ситуацию, когда есть, допустим, источник воды, которой хватает всем, но некий клан захватывает его и ограничивает допуск к ресурсу с целью получения контроля над обществом. Этот момент есть и я не собираюсь отрицать такие тенденции даже в современной политике. Фининтерн (так я называю для краткости международную финансовую олигархию) таким образом пытается контролировать, например, нефть и денежную эмиссию. При том, что дефицита этих ресурсов нет. Таким образом фининтерн получает дополнительный имущественный налог со всего человечества увеличивая контроль над всеми ресурсами вообще.
Однако против таких
попыток доминирования общество может найти достаточно простые контрмеры. Просто поставив важнейшие ресурсы под общественный контроль через демократические механизмы. Вода, энергоресурсы, вообще все материальные ресурсы, оказывающие существенное влияние на экономику, должны контролироваться государством, которое при коммунизме вовсе не исчезнет. Просто его функции изменяться - ибо любое общество требует своей организации. Чем сложнее деятельность человека, тем сложнее эта организация. И развитие общества уже в рамках формации коммунизма - это развитие этой организации, то есть дальнейшая эволюция общественной системы - социального организма.
Мы сейчас не можем себе представить стадии дальнейшего развития, но очевидно тоже будет иметь свои стадии, отличающиеся друг от друга не менее, чем коммунизм от капитализма. Может это будет связано с появлением новых способностей у человека или даже разделения его на разные виды. Помните у Стругацких есть роман "Волны гасят ветер?" Про люденов - новый человеческий вид. Это совершенно новые проблемы, и, соответственно, новые общественные формы существования человека. Мы про эти формы ничего сказать не можем, они слишком далеки от нас. Но коммунизм - это уже ближайшая к нам стадия и мы уже можем просмотреть его черты. Кое-какие из них реализуются и в коммуне Арслана. Чем его опыт и интересен. Это шаг в будущее.
Вопрос же о
доминировании, решается только на уровне важнейших ресурсов, а не конкретных товаров потребления. Не нужно думать, что государство будет регулировать потребление джипов. Государство будет регулировать потребление макро-ресурсов - то есть не допускать перевод всей добычи нефти под контроль конкретных личностей или, допустим всю выплавку стали. Что касается потребления джипов, то личное потребление будет ограничено физическими возможностями потребителей. Просто некуда будет ставить сотню джипов. А попытки получения в личное потребление макро-ресурсов вызовет интерес государственных органов. Не полиции, не бойтесь. Просто центры "потребительского обеспечения" (не знаю уж как будут называться будущие аналоги супермаркетов) будут иметь свои органы планирования. И если какие-то запросы вызовут значительное изменение в структуре потоков товаров, то возникнет и законный интерес о причине такого изменения. Ведь речь идёт о планировании производства - нужно формировать другие заказы производителям.
Иначе говоря возникнет таки вопрос - "зачем вам столько джипов? Может вы конструктор и занимаетесь сравнительным испытанием?" И при отсутствии вразумительного ответа пойдёт уже сигнал в другие органы. В том числе и в органы безопасности - ибо заботится об общественном благополучии будет нужно и при коммунизме, как и при любой иной форме. И тогда такие нестандартные потребители встанут под пристальное внимание соответствующих органов. И будет приниматься решение - безопасно ли такое необычное поведение для общества или нет. Если будет принято решение, что безопасно, то таким потребителям позволят иметь сотню джипов. Ибо это не помешает другим желающим иметь джипы тоже. В других случаях таких сверх-потребителей поставят под контроль. Возможно и медицинский - ибо необоснованное стремление к накоплению будет иметь характер психического заболевания. И, следовательно, будет попросту... лечиться. В психушке.
Вот, в общем-то так будет решаться вопрос
"о доминировании". Ибо стремление к сверх-накопительству - это лишь рудиментарное проявление инстинкта доминирования.
Вообще же спор наш сводится к одному - к представлению
о качестве жизни. Коммунизм - это общество высочайших стандартов потребления, которое приводит и к высокому качеству жизни вообще. И речь не идёт о большом количестве потребляемых ресурсов - чтобы сшить качественно штаны вовсе не нужно много материи или её супер-пупер стоимость. Просто они должны быть сшиты на качественном оборудовании с соблюдением современных стандартов технологии. Всё.
Мы можем поговорить и о автомобилях в таком же плане. Почему "мерседес" считается атрибутом богача? Кстати, богачи хоть и имеют несколько автомобилей часто, но далеко не сотни. Ну несколько авто, на разные случаи жизни - для выезда на природу, на официальные встречи, для спорта... Есть коллекционеры-любители, но и там речь не идёт о сотнях. Речь же всегда идёт о ХОРОШИХ автомобилях, то есть сделанных качественно и талантливыми инженерами. Что мешает их сделать достоянием всех? Только количество соответствующих заводов! Если бы все заводы превратить в заводы "Даймлер Бенц" с их технологиями, и увеличить их количество для выпуска нужного количества, то и получим возможность ездить на "мерседесах". Для всех и каждого. В этом и есть суть коммунизма - это повышение качества жизни, но не общее количество.