Фикрет писал(а):
Возможность же согласования эгоизма и симпатии в конечном счете заложено Природой, наделившей человека совестью. Если в "Теории нравственных чувств" Смит исследует сочувственную сторону человеческой природы, то в "Богатстве народов" - своекорыстную ее природу. Еще в " Теории нравственных чувств" Смит описывает ситуацию, когда направляемый "рукой Провидения" бесчувственный, гордый и жадный богатый собственник без всякого преднамеренного желания служит интересам общества. При этом богатый из своих богатств потребляет лишь небольшую часть, столь небольшую, что, по мнению Смита, она сопоставима с уровнем потребления каждого из неимущих. Поэтому только кажется, что Провидение немногим дало всё, а других лишило наследства и превратило в наемных рабочих. Кажущееся громадным имущественное неравенство между людьми при внимательном рассмотрении является равенством, причем таким, как если бы земля была распределена поровну между всеми людьми. Это только с виду устройство кажется несправедливым, но стоит постичь тайный замысел Бога, и мир предстанет в ином свете. Важнейшей идеей данной работы была идея доверия к человеку, которая была тесно связана с признанием его права на свободу, в том числе свободу в области хозяйствования.
Адам Смит жил в эпоху, когда существовали иллюзии в отношении капитализма. Тогда эти иллюзии были оправданы. Сейчас даже смешно об этом говорить. Настолько это звучит анахронизмом. Даже бредом. Без обид, ладно? Я сейчас объясню,почему подобные воззрения являются галлюцинаторным бредом. Есть объективная реальность. Она очевидна. Если ваши воззрения отражают реальность- вы реалист. Если ваши воззрения не соответствуют реальности- вы бредите. Галлюцинируете.
Смотрите. Основной постулат об эгоизме признаем верным и пойдём дальше смотреть, соответствует ли капитализм природному эгоизму? Каждый заботится о себе (о своей семье). Это так. Но для того, чтобы обеспечить себя предметами жизнеобеспечения- нужно держать в руках средства производства этих предметов. Не так ли? Тогда каждый свободен и не зависит ни от кого. Такое было? В принципе было. Натуральное хозяйство. Живёт в лесу семья Лыковых и живёт себе. Ни от кого не зависят- сами о себе заботятся. А почему они могут сами о себе заботиться? Потому что у них в руках средства производства жизненно-необходимых благ: земля, орудия труда, ресурсы. Это и есть свобода. Потому крестьянство (и казачество) было неисчерпаемым источником анархических настроений на Руси ( да и везде крестьяне были наиболее свободолюбивым сословием). Нормальный здоровый эгоизм людей, сами о себе заботящихся. Всё верно.
А при неравном распределении средств производства, когда у немногих оказывается в руках земля, ресурсы и орудия труда, а у большинства только рабояая сила- что происходит? Происходит как раз нарушение ПРИРОДНОГО ПРИНЦИПА РАВНОПРАВИЯ. Который и заключается в том, что каждый должен заботится о себе сам- следовать своему эгоизиу. Смит бредил наяву, ослеплённый буржуазной доктриной "избранничества", что мол "провидение" так устроило, что у одних богатство и власть, а другие- нищеброды. И при этом этот шизофреник талдычил о равенстве. Джизус Крайст!
В том то и дело, что изначальная протестантская доктрина и отрицала равенство. Одни "избранные", другие "отверженные". Отсюда и та моральная лёгкость , с какой буржуа стали эксплуатировать своих менее удачлвых собратьев. Ведь им душу грела мысль. что они исполняют "волю провидения" . Но эти люди с расщеплённым сознанием (иначе как можно называть себя христианами и копить богатства на Земле?) естественно не видели то, что им отнимающим у других средства производства в ходе конкурентной борьбы и приходится, в конце конце , позаботится об отверженных- взять их на своё попечение. Если нарушили принцип , что каждый должен заботится о себе сам, то деваться некуда- придётся богатым взять голодранцев под свой протекторат: выдумывать им работу, платить налоги на пособия и работные дома, отправлять в колонии, одевать на них мундиры и вести на войну за рынки сбыта, чтобы создать эти несчастным новые рабочие места и так далее.
Надо бы открыть глаза и понять, что частная собственность на средства общественного производства как раз и нарушает принцип здорового эгоизма. У каждого своя голова на плечах и каждый в первую очередь думает о себе. Правильно. Но если средства обеспечения жизненными благами ВСЕХ находятся в руках немногих, то это означет автоматически, что этим немногим придётся ("по-любому") заботится о всех. Почему,
Фикрет, вы этого до сих пор не поймёте? Ведь по факту сейчас давно уже происходит экспроприация экспроприаторов в виде непомерных налогов. Богатым приходится содержать голодранцев- и даже уже не могут придумать , чем бы их занять, чтобы сохранить незамутнённой протестантскую идею.
Только вот с природным эгоизмом-то как это вяжется? Да никак. В том то и дело, что капитализм несовместим с природными принципами. Где вы видели в природе, чтобы стая состояла из особей, одни их которых в тысячи раз по размерам превосходят других? Чтобы какая то особь в природном сообществе захватывала ресурсов в миллионы раз больше своих потребностей? Нет такого. Так что Природа против капитализма. Увы. Адама Смита в архив.

Цитата:
Работать на себя, для себя, либо работать непосредственно на общество - это право человека, свободный выбор каждого.
Опять галлюцинация. Общественное производство это производство для общества. Вы печёте пирожки на продажу? Вы свой выбор сделали. Не для себя печёте, а для общества. Так что теперь у общества есть права указывать вам какие пирожки печь и сколько. Что непонятного? Просто надо преодолеть мышление частника. Именно оно исторически обречено. В СССР не сумели преодолеть (из сохранения зарплат и этой галиматьи-ТТС) именно буржуазные частнособственнические взгляды на хозяйство и получили в итоге то, что все видим. А надо было стать каждому хозяином ВСЕХ предпритяий СССР. Что лучше с точки зрения эгоизма быть владельцем только своих рук или быть владельцев заводов, газет , пароходов всей страны (или лучше всей Земли)?