Иванов писал(а):
Классы образуются поотношению к средствам производства благ. Если средства производства принадлежат тебе- ты в привилегированном классе хозяев.
Пойнтс писал(а):
способность к труду, рабочая сила любого конкретного гражданина может называться средством производства, а если нет, то почему?
Иванов писал(а):
Это просто факт. Откройте глаза и увидите, что хозяин относится к своему предприятию не так, как наёмник.
Это я цитирую, чтоб не забыть, обо что спор:)
Для дальнейшего разбора следовало бы выяснить, что такое
средство производства.
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА - совокупность средств труда и предметов труда, которые в единстве используются при производстве материальных благПримем: средства труда - инструменты, предметы труда - сырье.
Итак, мотыга - средство труда, грядка - предмет. Мотыга плюс грядка - средство производства, с помощью которого человек производит помидоры.
Однако, сколько не гипнотизируй мотыгу с грядкой, помидоры не вырастут, нужно приложить рабочую силу, точнее - способность к труду, то есть, способность целесообразного использования мышечных и мозговых усилий - рабочей силы.
Наемник, ворочающий чужой мотыгой на чужой грядке,
использует именно эту
свою собственную способность к труду, в отличие от вола, который способностью к труду не обладает, а только силой. Вол в этом случае, как и ветер и падающая вода - лишь инструмент, естественное средство труда.
То есть, наемник в этом процессе нисколько не отличается от просто человека, имеющего мотыгу в личном
пользовании. Даже если у человека нет мотыги, он может обрабатывать грядку своим естественным средством труда - руками.
Получается, что человек, в т.ч. и наемник,
использует ( в очередной раз применяю этот термин, русский эквивалент слова
эксплуатация) свою способность к труду, включающий рабочую силу, как естественное средство труда, для производства материальных благ. При этом очевидно, что этого естественного средства труда работника вполне достаточно для его сущестования. Не имея мотыги, можно и руками грядку обрабатывать и кой-какой урожай (матблаго) вырастить.
Если для примера взять раба, то он в процессе производства ничем не отличается от наемника. Считается в науках, что раб сам есть средство производства. Но ведь понятно, что раб тоже ценен для процесса не своим богатым внутренним миром, а своей способностью к труду. Для
использования этой способности раб и привлекается к производству материальных благ.
Следовательно, и раб, и наемник и свободный человек
непосредственно эксплуатируют
свою собственную способность к труду для производства матблаг. А уже хозяин-рабовладелец, либо капиталист-фабрикант, либо другой присваиватель этих благ, эксплуатирует, то есть, ипользует эту способность к труду работника
опосредованно.
Для этой опосредвоанной эксплуатации эксплуататор должен лишить работника средств и предметов труда, что он и делает. Отбирает и грядку и мотыгу.
Но отнять у работника его способность к труду ни один кровопивец не в силах, не в возможностяхИванов писал(а):
А насчёт того, кому она эта рабочая сила принадлежит, то на этот счёт есть много мнений.
Получается, что
способность к труду, включающая и рабочую, мышечную, силу, является неотъемлемым средством производства любого человека. Достаточно ему где-то добыть предмет труда и ему больше никто не нужен для производства матблаг - ни рабовладелец, ни капиталист.
Поэтому совершенно естественно капиталисты и рабовладельцы отнимают у человека прежде всего предмет труда, забирают его в собственность. А когда человек своим природным средством производства делает еще и орудия, то кровопивцы отнимают и их тоже.
И как же человек превращается в раба и наемника? Как видно из вышесказанного, между рабом и наемником нет разницы в производтвеном отношении. Они незначительно различаются лишь в способе, которым их привлекают к работе - раба насильно, угрожая убийством или голодной смертью, наемника - завуалированным насилием, угрожая тою же голодной смертью. Так или иначе, обоих этих граждан привлекают работать под угрозой смерти. Собственно, их привлекают вовсе даже не работать, а
отдавать произведенный продукт, который является вожделенной целью.
А что здесь скрывается под терминам - привлекать к работе? Их просто
склоняют к совершению обмена - отдайте вашу способность к труду за некоторое вознаграждение. Раб продает свою способность за плошку бобов, а наемник - за чуть больше, иногда за такое большое "чуть", что наемник теряет берега и мнит себя хозяином к вящему удовольствию настоящего хозяина.
Значит, та самая вызывающая негодование эксплуатация человека человеком есть всего лишь
принуждение к обмену средства производства работника на некое количество продукта А кто такой эксплуататор? Это специалист по обменным операциям, попросту - спекулянт, купивший задешево, за мизер матблаг, то, что будучи единственным в мире, уникальным средством производства, может производить на свет гораздо большие матблага. Наемник в этом случае, вместо того, чтобы использовать свою способность к труду самостоятельно, продает её за сиюминутные и явно недостаточные блага только потому, что
хозяин решает за него все вопросы с обеспечением производства и распределения.
В свете спора резюмирую. Любому человеку принадлежит главное и неотъемлемое средство производства, которое он применяет и использует, то есть эксплуатирует, лично сам. Опосредованная эксплуатация, осуществляемая общепризнанными эксплуататорами, заклюается в
покупке у человека этого средства производства во временное пользование в условиях искусственно созданного и поддерживаемого неэквивалентного обмена.