igrek писал(а):
Все конструкции, которые я тут сооружаю, я просто выдумываю, руководствуясь одним принципом — соорудить их так, как я сделал бы сам на месте банка, зная сами принципы работы банковской системы. Я не знаю, существует ли такая статья, как нераспределённые резервы, но я не знаю вообще, какие там есть статьи. Может быть, там вообще десять видов резервов. Логика говорит мне, что если при выделении кредита из свободных резервов что-то списывается, то оно не может перечисляться снова в свободные резервы. Должен быть какой-то буфер. Вот я его и нарисовал.
Очень интересный пост по этому поводу человека, который реально работал в банке, взгляд так сказать из нутри,
"Про денежный мультипликатор"
...Вот, помнится, когда я работал в банке, ЦБРФ как раз в то время ввёл правило, когда при расчёте обязательных нормативов, из капитала банка (уставный капитал+заработанная прибыль+чего-то ещё) надлежит исключать кредиты, выданные учредителям и прочим аффилированным лицам. Как все забегали! Скажем, уставный капитал банка 8,5 миллиардов, но 8 миллиардов выданы обратно учредителям. Очевидно, что реальных денег при этом всего пол-миллиарда в капитале.
А нормы резервирования ЦБ вводит с целью уменьшения инфляции. Прирост денежной массы обеспечивает ЦБ, так вот, чтобы снизить инфляционное давление, ЦБ вводит обязательное резервирование части денежных средств, привлечённых банками, пытаясь уменьшить таким образом денежный мультипликатор. Меня лично это ещё тогда задевало - коммерческий банк привлекает средства, платит за них проценты, а часть этих денег (20%, 15% и 10% в зависимости от срока привлечения), которые банку отнюдь не нахаляву достались, должен совершенно безвозмездно отдать попользоваться Центробанку, поскольку ЦБ никаких процентов коммерческому банку при этом не платит! Соответственно, на такую же долю должна увеличиться процентная ставка по кредитам, выданным банком. Допустим, ставка рефинансирования составляет 20%. Предположим, банк привлёк средства в сумме 1 миллион под 20% годовых. Поскольку он может выдать в кредит только 80% от этих денег, то хотя бы для того, чтобы чисто набрать эту же сумму процентов (200 тысяч в год), он должен выдать оставшиеся 800 тысяч в кредит уже под 25% годовых. Ну ещё себе сколько-то взять, на налоги чего-то отщепнуть, итого при таком раскладе заёмщик может взять в кредит в коммерческом банке только под 35% годовых. И кто, спрашивается, такие проценты поднять может? На самом деле тогда проценты были гораздо выше, я просто показываю, что увеличение нормы обязательных резервов просто-напросто ложится тяжелым бременем на заёмщиков, но не снижает инфляцию, а наоборот, только подстёгивает.
Межбанковские кредиты не резервируются. Резервируются только средства физ. и юр. лиц. Например, вы - юр.лицо, скажем, какое-нибудь ООО. Если вы открыли расчётный счёт - 20% от этой суммы банк был обязан отдать ЦБ. Если вы открыли срочный депозит на год - 10% от этой суммы банк должен дать ЦБ.
Банки очень не любят резервирование вот ещё почему. Предположим, в конце месяца на расчётный счёт ООО в коммерческом банке прилетела реально большая сумма, значительно превышающая средний дневной оборот банка. Банк подаёт баланс в ЦБ, из которого считаются остатки на клиентских счетах, и на эту дату считается сумма привлечённых средств. Поскольку прилетела большая сумма, имеющийся резерв не покрывает и нужно доплатить. 20% от этой большой суммы банк перечисляет в ЦБ. На следующий день клиент переводит эту сумму дальше. Но 20% отданы ЦБ! Следующая отчётная дата - только через 2 недели (урегулирование по ФОР делается 2 раза в месяц). Следовательно, на эти две недели банк должен где-то перехватить недостающие средства, заплатив за это проценты. Во-первых, их ещё надо где-то найти, а ведь могут и не дать (было такое пару раз), возникали напряги с клиентом - клиенту нужно срочно всю сумму проплатить, а у банка она не вся, 20% от неё отдано в ЦБ. И проплатить банк физически не может, и не проплатить не может - поскольку это его обязанность. А самый страшный вариант, если платёж - налоги в бюджет. За задержу их перечисления банку полагается секир-башка.
...Собственно, у нас именно так несколько раз и было. Один из наших клиентов (сеть АЗС) в конце месяца привозит несколько мешков наличности, собранной с АЗС, с целью уплаты налогов, поскольку налоги платятся юр.лицами только со своего расчётного счёта. У нас кассиры всю ночь эту кучу денег пересчитывают (а сверхурочные кассиров дорого обходятся банку, кассиры устают и делают ошибки, например, забывают расписаться на упаковке пачки, за что РКЦ банк нещадно штрафует), при этом охрана стоит на ушах, потом банк это бабло через инкассаторов везёт в РКЦ, эта сумма наконец зачисляется на корр.счёт банка и банк становится способен выполнить платёжные поручения клиента. Заодно банк получает втык от ЦБ за превышение лимита остатка по кассе, поскольку банку был установлен лимит суммы, которую банк имеет право оставить у себя в кассе на ночь. Потом наступает отчётная дата, и банк 20% от суммы отдаёт ЦБ, а на следующий день приходит платёжное поручение от клиента на уплату налогов и начинается лихорадочный поиск, где взять деньги, чтобы заткнуть возникшую брешь. Короче, пришлось расстаться с клиентом, потому что от такого клиента банку одни убытки и никакого навара.
Получив и выдав кредит, банк не увеличивает денежную массу. Если представить банк как чёрный ящик, то входы и выходы этого ящика - касса и корр.счёт в РКЦ. Сколько денег пришло от клиентов в банк - на такую сумму увеличится остаток по кассе или на корр.счёте. Сколько денег банк выплатил клиентам - на такую сумму уменьшится остаток по кассе или на корр.счёте. Банк не может выдать кредитов больше, чем у него есть в кассе и на корр.счёте, хоть тресни! Меньше - может, больше - никак. Денежная масса - это касса банков и остатки на корр.счетах банков в РКЦ.
Я сознательно умалчиваю о корр.счетах банков в других банках ("лоро" и "ностро"), поскольку в любом случае они отражаются на корр.счете. Скажем, банк А имеет корр.счёт "ностро" в банке Б (Ностро - это наши деньги у них. "Коза ностра" - наше дело. "Лоро" - это чужие деньги у нас.) Для банка Б этот счёт является "лоро". По балансу банка А этот счёт является активным, а по балансу банка Б - пассивным. Так вот, когда банк А, предположим, хочет перегнать часть денег со своего корр.счёта в РКЦ на корр.счёт банка Б, например, чтобы иметь воспользоваться возможностями банка Б по платежам в системе SWIFT, он перечисляет деньги со своего корр.счёта на корр.счёт банка Б, по своему балансу списывая их со своего корр.счёта и записывая на счёт "ностро". Банк Б, получив деньги на свой корр.счёт, такую же сумму зачисляет на счёт "лоро" банка Б.
В общем, всю эту арифметику я рассказываю только для того, чтобы показать, что никакие межбанковские расчёты не должны приниматься во внимание, поскольку они никак не изменяют объём денежной массы. В полном соответствии с законом Ломоносова-Лавуазье, "если сколько-то где-то убыло, то столько же в другом месте прибавится". Для оценки объёма денежной массы все коммерческие банки (кроме ЦБ, хотя юридически он тоже коммерческий банк, но особый) можно представить как один-единственный банк, а межбанковские платежи как переводы средств внутри этого банка. Т.е. есть один банк - ЦБ, которые денежную массу создаёт, а другой банк (совокупность всех остальных банков) эту денежную массу просто туда-сюда крутит, не имея никакой возможности изменить её объём.
Кредиты ЦБ не резервируются. Какой смысл давать, если тут же отнимать? Да и попробуй их ещё получи! Чтобы получить кредит от ЦБ (а он даётся по ставке рефинансирования) - это надо ого-го как постараться! (Я имею в виду откаты). Банк может привлечь разве что МБК (это дорого, мало и ненадолго), средства клиентов уже привлечены, других клиентов ещё попробуй замани, а у населения денег мизерное количество (сравнительно с банковскими оборотами), да и работа с населением сильно дорого обходится.
Нынешняя финансовая система России - абсурдна. Основное количество денег в России, находящихся в обращении - это отнюдь не средства населения, помещённые ими на депозит и снова взятые в кредит, чтобы снова поместить на депозит и т.д. ЦБ эмиттирует рубли, а средства населения наоборот, морозит в ФОР, дополнительно к массе, стерилизованной Правительством в качестве Стабфонда.