Rudy писал(а):
Фикрет писал(а):
был только слоган, что деньги - это агенты системы. Как я могу понять то, чего нет??? Никакого определения НЕ БЫЛО, а значит и понимать нечего.
Хе-хе, ок.
Что вы посчитаете определением термина (а не простым слоганом)? Выдайте критерии.
Предлагаю Вам краткий очерк истории возникновения денег, там же ненавязчиво и на пальцах раскрывается сущность понятия деньги.
Организация хозяйства на основе разделения труда требует существования некоторого механизма взаимного распределения произведенными благами, в результате действия которого каждый производитель отдал бы некоторое количество своего продукта всем остальным производителям, а взамен получил бы некоторое количество их продуктов.
Без существования такого перераспределения произведенных продуктов разделение труда было бы бессмысленным. Ведь совместный выигрыш и состоит в том, что все производители производят за счет разделения труда больше и потребление каждого производителя, таким образом, может увеличиться.
Но появляется следующая проблема. Как может быть организован этот обмен? Какой механизм перемещения продуктов от одних производителей к другим может существовать?
Перераспределение через "котел".
Одно из возможных решений этого вопроса заключается в следующем. Все произведенные продукты могут собираться в один общий фонд ("котел"), из которого потом будут раздаваться всем членам общества определенные количества каждого блага. Каждый производитель будет раз в определенный срок сдавать свой продукт в этот "котел" и раз в определенный срок получать некоторый набор продуктов остальных производителей.
Обмен через "котел" (примеры из истории)
Первобытное хозяйство. Как правило, во всех первобытных хозяйствах действовал уравнительный принцип распределения общего "пирога". Согласно этому принципу, каждый член хозяйства получал одинаковую долю общего продукта, каким бы маленьким этот продукт ни оказался. Существование перераспределения в этом случае практически не зависело от наличия разделения труда, а имело другую причину - неопределенность в добывании пищи. Если результат охоты на животных или выращивания растений крайне нестабилен (то все олени куда-то исчезнут, то засуха погубит весь урожай), выжить члены племени могут только в том случае, если будут делиться друг с другом самым необходимым.
Европейцы, например, часто замечали, что любое подаренное дикарям благо (от хлеба до куска ткани), всегда делилось на равные части и распределялось между членами племени.
При этом уравнительность часто воспринимается как некоторый естественный и священный закон поведения в обществе. Например, представители народа коса в Африке называют "вором" того, кто не поделился с односельчанами убитым животным.
Распределение в командном хозяйстве. Другим примером распределения через котел являлись коммунистические общества. Например, в СССР центральные планирующие органы ("чиновник") говорили предприятиям, что им производить, а потом забирали у них весь готовый продукт. Каждый работник получал примерно одинаковую зарплату, в пределах которой он мог решить, что ему взять из "котла". Этим его свобода выбора и ограничивалась. Многие блага выдавались людям "из котла" бесплатно: образование, медицина, культурные мероприятия, жилище и т. д. В то же время люди, которые заведовали распределением благ (выполняли функцию "чиновника"), могли выдавать "из котла" себе намного больше, чем своим согражданам (другими словами могли расхищать общественное имущество).
Добровольный обмен (рынок)
Но существует и другая возможность организации обмена. Это добровольный обмен произведенными благами, при котором ни одного производителя не заставляют вступать в обмен с каким-либо другим производителем, да и вообще не заставляют ничего производить.
Рыночный обмен имеет несколько преимуществ перед централизованным перераспределением благ, которые заключаются в следующем.
Во-первых, не нужно никаких чиновников, отвечающих за перераспределение. Это значит, что экономятся затраты на их содержание и исключается возможность злоупотребления ими своим положением.
Во-вторых, каждый производитель сам выбирает, ЧТО производить и КАК производить. Каждый производитель будет заинтересован в том, чтобы добиться наибольшей производительности труда (то есть произвести максимально возможное количество продукта). Ведь чем больше он произведет своего продукта, тем большее количество других благ он может выменять у других производителей.
В-третьих, каждый производитель может сам определить, какие блага выменять на продукт своего труда. Любой человек лучше всех знает свои вкусы и предпочтения, и поэтому выбранные им блага принесут ему наибольшую полезность.
И теперь мы подошли к еще одному серьезному вопросу: чем определяется количество другого блага, которое производитель может выменять на единицу своего?
Если на рынке блага обмениваются непосредственно одно на другое, существует натуральный обмен или
бартер. В ходе добровольного обмена устанавливаются некоторые устойчивые пропорции, которые ни один участник обмена не хочет или не может изменить, однако люди всегда сталкивались с проблемой определения пропорций наделения друг друга продуктами своего труда. Пропорцией обмена любого блага (или, как еще говорят,
меновой пропорцией) называется количество других благ, которое можно выменять на единицу данного блага. Например, на 1 пару сапог можно выменять 3 рубашки, 5 куропаток или 9 горшков. Это соотношение можно записать как 1=:=3=:=5=:=9 (поэтому его и называют пропорцией). Можно сказать, что пара сапог "стоит" 3 рубашки, 5 куропаток или 9 горшков. Меновые пропорции при бартере участники обмена держат у себя в мозгу и нигде их не фиксируют, а просто запоминают, меновые пропорции могут быть выражены только в цифрах, а никак иначе.
При бартере развитие обмена может быть сильно затруднено.
Предположим, что гончар произвел два горшка и решил их обменять на сапоги. Но ни одному из сапожников, пришедших на рынок, в данный момент горшки не нужны. Известно, что одному из них нужно новое ружье. Гончар может обратиться к оружейнику, с целью обменять горшки на ружье, а потом последнее у сапожника на сапоги. Но оказывается, что оружейнику тоже не нужны горшки (он не далее как позавчера уже выменял у другого гончара пару), а нужна новая рубашка. Гончар отправляется к портному, но оказывается, что и тому не нужны горшки, а нужен новый стул. Гончар отправляется к столяру и узнает, что столяру тоже горшки не нужны, а нужна рыба. И только найдя рыбака, гончар узнает, что тому (о чудо!) нужны горшки, так как у него разбились вчера его собственные. Но тут оказывается, что для обмена на десять рыб нужно 2 горшка, стул можно выменять за одиннадцать рыб, рубашку за полстула, а ружье за полторы рубашки. Кроме того, одному ружью соответствуют... две с половиной пары сапог. Вот и попробуйте определить, каким образом гончар должен ухитриться осуществить этот обмен, чтобы не остаться с лишними сапогами или вообще без сапог.
Для иллюстрации действительной сложности натурального обмена можно привести рассказ одного путешественника по фамилии Камерон: "Забавно было видеть, как мне пришлось платить наемную плату за лодку на рынке в Кавеле, на берегу Танганайки. Агент Саида [хозяина лодки] требовал уплаты слоновой костью, которой, однако, у меня не было; тогда я узнал, что Магомет Ибн-Салиб располагал слоновой костью и желал иметь сукно; однако это известие принесло мне еще не много пользы, пока наконец я не услышал, что Магомет Ибн-Гариб имел сукно и желал иметь проволоку. Эта последняя у меня, по счастью, была, и, таким образом, я дал Магомеду Ибн-Гарибу требуемое количество медной проволоки, он передал Магомеду Ибн-Салибу сукно, а этот последний дал агентам Саида требуемую слоновую кость; только тогда я получил от последнего право пользоваться лодкою..."
Из книги Н. Зибера "Очерки первобытной экономической культуры" (М., 1937).
Таким образом, при существовании натурального обмена каждый производитель сталкивается с дополнительными затратами своего труда на осуществление обмена – затратами на поиск партнера и заключение сделки, которые называются
трансакционными затратами.
Слово трансакционные происходит от латинского слова
transactio, то есть "сделка".
Стоит обратить внимание, что это именно затраты на поиск партнера и достижение соглашения, а не затраты по доставке своего блага на рынок или полученного домой (транспортные затраты). Затраты последнего рода будут существовать в любом случае. А вот трансакционные затраты зависят от легкости поиска того или иного партнера.
Что могут в этом случае предпринять люди? Какой механизм или средство могут быть использованы, чтобы облегчить процесс наделения друг друга произведенными благами? Может быть, нужно каждый день составлять и оглашать списки желающих обменять свое благо и их условия обмена?
Появление денег
Можно ввести в использование некоторые предметы, которые будут служить "посредником" в обмене. Любой производитель будет обменивать свой продукт на эти предметы, а потом обменивать их сразу на то, что ему нужно.
Такие предметы, которые выполняют роль "посредника" в обмене, называются
деньгами.
Использование универсального посредника может значительно облегчить процедуру обмена своего блага на чужое. Упомянутому выше гончару уже не нужно придумывать головоломные цепочки передачи благ из одних рук в другие, а достаточно всего-навсего обменять у первого желающего свои горшки на некоторое количество денег, а затем отправиться к сапожнику и обменять у него деньги на сапоги.
Но для существования этого механизма необходимо как минимум одно условие. Этот предмет все без исключения должны признавать средством обмена, то есть деньгами, и каждый производитель должен быть уверен, что никто не откажется принять эти деньги в обмен на свои товары.
Если люди доверяют друг другу и знают о возможности использования денег в качестве "посредника", они могут сознательно ввести такое средство в использование и трансакционные затраты заметно снизятся.
Но если люди не знают о возможности использования денег? Ведь впервые необходимость введения денег возникает тогда, когда денег еще не существует и они в принципе неизвестны!
Но даже если бы люди знали о возможности создания денег, сознательное их введение оказывается невозможным по другой причине, люди могут не доверять друг другу. Ведь нужно найти ответственных за создание и регулирование денежной системы. А где гарантии, что у этих ответственных не появится желание использовать свое положение в личных целях?
В этих условиях (незнания или недоверия) деньги могут возникнуть в хозяйстве
стихийно, без сознательных усилий кого-либо. Причем таким образом, что у любого человека будет существовать к ним доверие.
Этот механизм возникновения денег достаточно прост. Роль денег стихийно начинает исполнять определенное благо. Люди случайно в индивидуальном порядке начинают использовать некоторое благо как "посредника" в обмене, и вскоре это благо для всех становится деньгами.
Какое же благо из множества благ, производимых и потребляемых в хозяйстве, может стать деньгами?
Наибольшие шансы стать "посредником" имеет благо, которое имеет
полезность для наибольшего количества людей это и есть предохранительное средство против недоверия. Любой человек знает, что благо, используемое в качестве денег, имеет полезность для любого другого человека
само по себе, так как может быть им потреблено.
Кроме этого, такое благо должно обладать в максимальной степени следующими характеристиками, которые как облегчают выполнение им своих функций, так и усиливают доверие людей к нему как к деньгам.
Во-первых, такое благо должно обладать хорошей делимостью, то есть физическими свойствами, позволяющими легко и без потери качества разделить его на сколь угодно малые части. Это необходимо для того, чтобы при обмене можно было отдавать и брать ровно столько этого блага, сколько соответствует обмениваемому благу.
Во-вторых, такое благо должно обладать хорошей портативностью. Для этого нужно, чтобы относительно небольшой объем этого блага обладал относительно большой ценностью (то есть мог быть обменен на относительно большое количество другого блага). Это позволит ему быть компактным и легким, чтобы его можно было легко носить с собой и передавать друг другу при обмене.
В-третьих, это благо должно обладать хорошей сохраняемостью. Оно не должно портиться при передаче из рук в руки, то есть должно быть достаточно прочным. И кроме этого, оно не должно терять свои качества при длительном хранении. Если человек решает в каких-то целях сохранить деньги на будущее, он должен быть уверен, что через 1 год, 10 лет или столетие его деньги будет обладать теми же качествами, что и раньше.
Благо, которое обладает в наибольшей степени всеми этими тремя свойствами, скорее всего, и будет стихийно выделено людьми в качестве денег.
Какое благо может претендовать на эту роль? С развитием хозяйства различные блага становились деньгами в зависимости от того, какое благо из производимых людьми больше всего подходило на эту роль - соль, гвозди, украшения и так далее. Но в конце концов наибольшие шансы стать деньгами получили драгоценные металлы золото или серебро. Они потребляются обществом в виде украшений и обладают значительной ценностью на единицу веса (поэтому их и называют
драгоценными). Это значит, что их относительно легко носить с собой. Они могут без потери качества делиться на очень маленькие порции и храниться сколь угодно долгий срок.
С появлением денег "общий" рынок, на котором обмениваются блага, распадается на множество рынков отдельных благ, где эти блага обмениваются на деньги. В общем и целом обмен делится на два этапа. Первый - это когда некое благо обменивается на деньги и второй - это когда деньги обмениваются на нужное благо. Обмен блага на деньги называется
продажей, а обмен денег на благо -
покупкой. В итоге мы наблюдаем тот же бартер, который благодаря деньгам удалось
упростить (снизить трансакционные затраты), по-прежнему, как и при бартере, товар обменивается на товар, только один из товаров обрел функцию денег.
Что же это за функции, которыми обладают деньги?
Мы уже выяснили, что деньги являются "посредником" в обмене, то есть являются
средством обращения. Но средством обращения они являются потому, что посредством денег можно
оценить другой товар, например, цена одного горшка может быть равна 2 серебряным монетам, одного стола – 10 монетам, одной пары сапог 5 монетам и т. д. По сути цена блага является пропорцией обмена этого товара на деньги. То есть деньги обладают такой функцией как
мера стоимости. Если человек решает в каких-то целях сохранить деньги, чтобы перенести покупку из настоящего в будущее, то деньги выполняются здесь функцию
средства сбережения.
Теперь вернемся к бартеру. При бартере деньги выполняют только одну функцию - это мера стоимости. Меновая пропорция - это и есть деньги при чистом бартере, когда в обмене участвуют только два товара, без товара посредника. Однако если присмотреться, то и при бартере есть товар посредник. Например, для сапожника пара сапог - это деньги, товар посредник, посредством которого он может выменять у портного нужные ему три рубашки. И наоборот, для портного рубашки - деньги. Если бартер разделен во времени, когда сапожник принес сапоги портному сегодня, а взамен рубашки получит только через пол года, то здесь обязательство портного являются
сбережениями для сапожника. Чудеса, даже при обычном бартере проявляются функции присущим только деньгам - это мера стоимости, средство обращения и средство сбережения. Значит
при бартере тоже есть деньги, только в зачаточном состоянии!!!
......С товарными деньгами всё ясно, вроде разобрались, однако много вопросов возникает с современными
символическими деньгами (бумажными и электронными), которые не облают полезностью, как товарные деньги. Довольно таки странно выглядит, когда люди бумаге, с нанесенными на неё цифрами, придают некую ценность. А что касается электронных денег, они вообще представляют собой только электронные циферки, их вообще даже к себе в карман не положишь, как бумажные деньги. Неужели людей обманывают, «отдрессировав» их на знак?