Serex писал(а):
...у нас всегда есть возможность проверить научные познания, в отличие от религиозных. Но это вы и сами прекрасно знаете.
Наука изучает материальную сторону Мира, в которой присутствует такой фактор, как время. Благодаря чему все материальные процессы имеют причинно-следственную связь. Отсюда и повторяемость. Как уравнение с параметрами – если соблюсти одинаковость начальных условий, воздействий и т.д., то и результат будет тем же. (Хотя и в науке не всё гладко с повторяемостью. Например, поведение плазмы до сих пор не поддаётся расчёту – разброс параметров её фактического состояния выходит далеко за рамки погрешности расчёта.)
В случае событий с участием факторов религиозной направленности, львиная доля механизма таких явлений скрыта – она находится либо вне нашего естества, а возможно и вообще в нематериальной сфере. (Я здесь пока не имею в виду ту часть чудесных явлений, которые связаны не с принципиальной их невозможностью, а с исчезающе малой вероятностью этих событий.) Например, время, которое, как мне представляется, мы не воспринимаем
(*), нами считается одномерным. И именно такое одномерное время для нас является естественным, хотя учёные уже давно оперируют многомерным временем, которое для нас является сверхестественным, так как выходит за рамки нашего человеческого естества.
Чтобы было понятнее: для двумерных существ (гипотетических), живущих в плоской вселенной и не воспринимающих высоту, пересечение цилиндра с их «миром» - плоскостью, может выглядеть и как окружность, и как эллипс, и как точка, и как отрезок (с дугой или без дуги), в зависимости от того, как это происходит – под каким углом и на какую «глубину». При этом о самой причине такого «чудесного» для них явления, как «появление из ничего» двумерного объекта, всего узнать эти плоские существа не смогут принципиально, потому что причина его (цилиндр) выходит за рамки их двумерного Мира, частью которого они являются, и в этом смысле является для них сверхъестественной. Такая же, кстати, будет картина, если они все-таки, как и мы, трёхмерны, но ограничены в своём восприятии мира только двумя из трёх измерений – некоторым «срезом», плоским сечением трёхмерного мира. Все эти рассуждения справедливы и для нас – «трёхмерных» объектов, если причина подобного явления скрыта в той части Мира, которая по отношению к нам оказывается сверхъестественной. В жизни это может проявляться по-разному: один помолился перед иконой и исцелился; другой сделал вроде бы то же самое, но «безрезультатно» (какая уж тут «повторяемость»).
Однако с «повторяемостью» в Христианстве дела обстоят вовсе не так уж и плохо, как это кажется на первый взгляд. Более того, существует ряд необъяснимых наукой явлений, регулярно повторяющихся на протяжении многих сотен лет. На Кипре, испокон веков, когда долго не бывает дождей, устраивают крестный ход с иконой Божьей матери. Не было случая, чтобы после этого не пошёл дождь. Можно называть это «случайным совпадением» и связывать его с чем угодно, но не с религиозным обрядом. Однако, как говорится, один раз – случайность, два раза – совпадение, но три раза – уже система.
Или широко известное чудо - снисхождение благодатного огня накануне Пасхи. «Непримиримые атеисты» уверяют, что это никакое не чудо, а так - фокус типа «самовозгорания». Ну, пусть уверяют. Но как тогда объяснить, что этот огонь не жжёт? (Может, кто видел сюжет по ТВ, когда один из присутствующих в храме, задрав бороду кверху, подставил её священному огню безо всяких последствий для бороды – огонь свободно проходил сквозь неё, не оказывая на неё ни малейшего воздействия.) А это явление происходит более чем регулярно и также «зависит» от действий религиозного содержания (только православный священник, только накануне Православной Пасхи и т.д.).
Но можно возразить, что эта повторяемость от нас не зависит; что по заказу, как требует наука, такое не совершается. Пожалуйста, более близкий пример – структурирование воды после обряда её освящения. Это можно сделать в любой момент и объективно проверить с помощью физических приборов, т.е., сделать этот эксперимент «по заказу», соблюдая все требования объективности, предъявляемые наукой к эксперименту. Единственное условие – соблюдение церковных требований к обряду: чтоб обязательно рукоположенный в сан священник, полагающаяся молитва, крест и т.п. Если это попробует сделать кто-либо другой, поболтав в воде «похожим на крест предметом», ничего не выйдет, и приборы это подтвердят. А это опять-таки означает, что причина данного явления связана не с материальными действиями человека, а с факторами, каким-то образом связанными с религиозными его действиями, и скрытыми от нашего восприятия.
Наконец, есть явления религиозной направленности, которые существуют достаточно длительное время, чтобы их можно было и наблюдать и изучать, и которые, вообще, идут вразрез с провозглашёнными наукой принципами. Например, мироточение икон. Проводили такие эксперименты: ставили мироточащую икону в герметичную колбу, колбу на весы, и наблюдали увеличение веса, т.е. массы. (Можете и сами провести такой эксперимент, если договоритесь с настоятелем церкви, где это явление происходит.) Здесь налицо нарушение фундаментальных научных представлений – законов сохранения, когда из ничего возникает материя. Впрочем, вакуум – это ещё не «ничего». Скорее всего такое явление принципиально допущено Творцом, наука просто пока ещё «не в состоянии». Чудо, на мой взгляд, в другом – в вероятностной картине этого явления. Тем не менее, всё это полезно понимать, чтобы суметь осознать, наконец, ограниченность научного метода познания, ограниченного как минимум сферой действия причинно-следственных связей.
P.S. (*) -
Нет у нас такого органа, воспринимающего время, типа глаз и ушей, воспринимающих свет и звук. Но есть такое свойство человека как память, которая подобно ленте самописца моделирует время через соотношение последовательности изменений информационной обстановки – событий. Одни события мы «измеряем» не относительно времени, а относительно других – эталонных событий. Например, такое понятие, как скорость перемещения в пространстве, есть соотношение двух событий: изменения пространственного положения и перемещения секундной стрелки (сильно утрированно). Т.е. одни события мы измеряем в других событиях, как бы принятых за эталон. Эксперименты над человеческим восприятием косвенно это подтверждают – когда человеку перекрывают «информационный кран» и он остаётся безо всякой информации - зрительной (темнота), акустической (тишина), осязательной (плавает в тёплой солёной воде без движения, говорить и двигаться ему запрещяют) и т.п.), то постепенно он перестаёт понимать ход времени. Ему может показаться, что прошло уже несколько часов (некоторым кажется, что несколько дней), хотя прошло десяток-другой минут. Без получения информации «человеческий самописец» (память), как правило, сначала замедляет движение «ленты» (скорости восприятия), чтобы «поймать» хотя бы медленно меняющиеся события (а вдруг таковые имеются?). В результате человеку кажется, что прошло гораздо больше времени, чем есть. Не уловив никаких событий мозг человека (или ссознание?) через некоторое время начинает ускорять восприятие. В итоге правильно определить скорость движения «ленты» он не может - какую скорость не выбери, всё равно получается прямая линия, хоть быстро, хоть медленно. Да и саму скорость «ленты» не по чему мерить. Закончиться такой эксперимент может плохо – организм начинает рассогласовываться, он теряет «понимание» скорости внутренних процессов, вплоть до разрегуляции сердечной деятельности – сказывается психофизическая зависимость, организм элементарно не может понять, быстро или медленно бьётся сердце. Всё это, на мой взгляд, как раз и говорит в пользу того, что время мы не воспринимаем, а «вычисляем» через соотношение различных событий.