Насчет применения органических теорий для объяснения общественных процессов... Тут я с Вами, Надин, согласен. И хотя они (теории) уступают марксизму-ленинизму

(ну я так читал) тем не менее лично мне они симпатичны и в представленных ниже замечаниях по цикличности активно применяется сравнение индуктивного слоя (носителя колебаний) с нервной системой. Если же говорить об гибели этноса, то как я правильно понял Гумилева (а понял я его правильно) можно считать, что гибель старого российского этноса, как христианской цивилизации уже произошла в 1917м году. По Гумилеву нация это еще не этнос. Этнос турок-османов включал в себя много чего и много кого. Для того чтобы быть османом достаточно было произнести "Нет бога, кроме Аллаха..." и признать султана своим повелителем. Что-то вроде СССР. Но меня, если честно, не волнует особенно Советский этнос и российский этнос, меня больше интересует судьба русской нации. Что поделаешь, я есть таков каков я есть. Если честно говорить, я не шибко-то люблю своих братьев русаков (что в принципе лежит в русле русской психологии), но нации с другим культурным кодом я просто отторгаю. Не знаю почему, ксенофоб наверное... Дело здесь не морде лица совершенно, а в чуждых обычаях и нравах. В общем мне совершенно не по душе кое-какие намеки на то, что мы русские старые и уже отжили свое

и использование при этом Гумилева заставляет меня просто подозрительно относится к Гумилеву.
Те ссылки, что вы мне скинули я внимательно просмотрел, многое скачал, кое-что прочитал, кое-что ждет своего часа.
Далее. Про Фоменко, старшие циклы и ответный удар империи. Дело объясняется просто. Если Вы прочитаете ниже мой материал, то заметите, что я с уверенностью объясняю механизм функционирования 12ти, 36ти и 72хлетних циклов как циклов длительность которых сравнима с длительностью жизни человека. Но. Имперские циклы подобным образом объяснить не удается. Хорошо. А как же тогда происходит координация общей политической направленности имперского цикла??? Ведь весь 288летний романовский цикл Россия, несмотря на то, что постоянно с Западом дралась, тем не менее придерживалась западной ориентации. Кто удерживал все 288 лет руль корабля к Западу? Дух святой что ли? Люди конечно! Каким образом УДАВАЛОСЬ СОХРАНИТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОЛИТИКИ все 288 лет? Как практически?
Далее. Уже само явление действия говорит о наличии противодействия, а иначе чего суетиться? Если существует какая-то сила прозападного толка сумевшая уже на протяжении чуть ли не четырехсот лет сохранить преемственность, следовательно существует равнодействующая сила обратной направленности, сумевшая сохранить преемственность. И там и там есть идея. Идеи порождают организации. Тут я конечно начинаю "конспиралогически" мыслить, но кактусы на стекле не растут. Есть мнение, есть и почва. Но главное далее.
При изменении русского вектора с восточного на западное направление (при воцарении династии Романовых) был согласован определенный "контракт" с Западом о границах взаимных воздействий. Т.е. и той и другой стороной был принят отказ от "беспредела". Очевидно кто-то, в недавнее время, перешел границы допустимого и ему решили кое-что напомнить, а именно то что Запад (немцы и французы всякие) издревле были постоянно насилуемы Ордой (т.е. известно кем!), находились в арийской семье на положении шпыняемых вассалов и запуганых немцев ("немых" по Ричарду Пайпсу) и только в последнее время оборзели и распоясались. Очевидно Российская империя в свое время согласилась снять с Европы ярмо в обмен на всякие штучки-дрючки изготавливаемые зело умелой западной мануфактурой, да и впоследствии Орда (тьфу, СССР) подпитывалась на халяву с Запада всякой технологией. Кто строил то советскую промышленность в 30е годы? Вот... Ну Запад, я погляжу, подчистил историю, забыл свое рабское прошлое и почуял легкость мысли необыкновенную. В лице Фоменко ему организовали встречу с прошлым и объяснили, что несмотря на то, что хотя кое-кто думает, что с чмошным прошлым покончено (дескать дела почиканы и бумажки сожжены), данные думы совершенно не обоснованы, а в случае чего всплывут "чудом" уцелевшие документы и весь честной мир узнает, что могучий Запад в прошлом играл незавидную роль вечно насилуемого баклана. То-то в некоторых наших кругах заверещали и забились в истерике. Крыть нечем так они начинают слюной брызгать и гримасничать. Дело это чисто политическое. (Ну в общем есть такое мнение, а Вы уж Надин, сами соображайте...)
Далее по теме цикличности
Механизм цикличности. Выше я отмечал, что циклический процесс общественного сознания может быть охарактеризован наличием условного колебательного центра и условной колебательной периферии. Следствием подобной структуры является, в частности, то предположение, что колебания идут от центра к периферии с определенным запаздыванием, пропорциональным скорости распространения информации в обществе. Чем выше скорость распространения массы информации, тем меньше скорость реакции. Что есть в данном случае «условный центр»? В принципе этот центр представляет собой столичные органы власти. Но не всегда. Положение данного центра может быть подвержено некоторому дрейфу, в зависимости от того, кто реально осуществляет выработку властных концепций. В начале 20го века «условный центр», формально принадлежащий институту российской монархии был распределен среди нескольких политических сил. Одной из этих политических сил были большевики во главе с В. Лениным. У них имелась определенная властная программа соответствующая уровню необходимых, на тот исторический момент, социальных преобразований.
Однако рассмотренная структура циклического механизма представляет собой исполнительный двигатель реализации общественной концепции. Каким же образом вырабатывается подобная концепция? Вы можете ответить: «Очень просто. К. Маркс создал учение, а Ленин и впоследствии Сталин осуществили его на практике». Вот здесь все совершенно не так просто. Мало ли кто и когда создавал различные учения. Некоторые создатели были приняты обществом и осуществили свои полагания, но большинство закончили печально. Почему? Ответ на поверхности и люди его знают. Идеи создателей-неудачников не соответствовали духу времени или были откровенным бредом. Любой образованный человек знает эту банальную фразу «его идеи опередили время». Но многие ли образованные люди задумываются над этой фразой?
К моменту осуществления действий по реализации новой общественной концепции общество должно быть готово принять эту концепцию. На первый взгляд здесь ничего сложного нет. Для подготовки общества, по мнению некоторых достаточно самонадеянных лиц, достаточно затратить определенную сумму денег для проведения массивной агитационной кампании или, как сейчас модно говорить, PR-кампании. Это типичная ошибка, свойственная тем людям, которые считают себя умными.
К 1989му году коммунистическая партия в СССР обладала мощнейшим агитационным аппаратом на который ежегодно расходовалась весьма внушительная сумма денег. Доминирование коммунистической агитации в СССР подкреплялось уголовным кодексом (ст.70), а также замалчиванием и игнорированием чуждых общественных взглядов. И насколько подобные мероприятия оказались эффективными?
Да, коммунисты сделали вывод из своей деятельности в начале 20го века и приняли все возможные меры по недопущению «конкурирующих» (как они считали) концепций. Однако они сделали неверные выводы и, вообще, не те выводы. Коммунистическая концепция по ее приходу к власти подлежала развитию, а не консервации. И даже если это развитие потребовало бы отнести Карла Маркса и классовую борьбу на свалку, то это следовало бы сделать и это, в принципе, было сделано. Как была сделана практическая реабилитация частной экономической инициативы.
Безусловно, многие люди понимали, что идеи марксизма и коммунизма вообще подлежат развитию. Но много ли они встречали понимания в свое время? И сколько им давали свободы для развития? Для развития требовалось, в частности пересмотреть, отношение к частной экономической инициативе и к вопросу наследования материальных благ. В конечном итоге, то что не было достигнуто путем компромисса было вырвано силой.
Так как же, несмотря на довлеющий над обществом идеологический механизм и репрессивный аппарат, были произведены перемены в общественной жизни России? Ответов по этот вопрос множество. Решающий из них, пожалуй, следующий – вмешательство из-за рубежа. Однако если бы из-за рубежа призывали к тому, чего общество не желает, то подобная пропаганда закончилась бы не только полным провалом, но и ответной агрессией. Каким же образом происходит формирование цикличности общественного мнения?
Ответ не самый простой. Если исполнительный механизм реализации общественного циклического движения представляет собой структуру с сосредоточенными параметрами (политические партии, органы государственной власти), то механизм генерации представляет из себя структуру с распределенными параметрами (хочу оговориться, это мое личное мнение и навязывать его вам у меня нет никакого желания). Общественная структура с распределенными параметрами (ОСРП) имеет то преимущество, что она очень устойчива перед природными катаклизмами и внешней и внутренней агрессией. Как она выстраивается? Несложно. ОСРП представляет из себя некоторый слой людей, в основном, не связанных непосредственно и в подавляющем большинстве не осознающих свое основное предназначение (именно в этом и состоит его практическая неуязвимость). Распределение этого слоя (назовем его «индукционным», а людей составляющих этот слой «индукторами») должно быть равномерным по людской массе, следовательно в крупных городах сосредоточение подобных людей должно быть существенно выше на единицу площади (важный параметр!), чем в районах с низкой плотностью населения. Важно отметить, что индукционный слой не есть так называемая «интеллигенция», индукторы занимают места во всех социальных и профессиональных группах – политике, искусстве, торговле, науке, производстве, армии и везде они располагаются сверху донизу. Есть индукторы в среде рабочего класса, есть и среди высшей бюрократии или в научных кругах. Причем, что наиболее возможно, в среде рабочего класса индукторов должно быть больше (по абсолютным показателям), чем в среде специалистов, вследствие численного преобладания рабочего класса.
Для чего необходима такая неявная организация индукторного слоя? Ответ простой. Предположим в результате агрессии страну захватывают враги и имеют желание подольше держать ее в порабощении. Для чего, первым делом, в покоренной стране должен быть незамедлительно вырезан весь верхний эшелон. Все управленцы, офицеры, служители церкви, ученые, артисты и т.д., дабы никто не смог организовать и вдохновить общество на сопротивление. Однако тут враги и просчитаются. Среди этих, обреченных на уничтожение групп людей, индукторов будет незначительное количество. Способность общества к регенерации верхнего эшелона не будет утрачена. Индуктором может быть самый, что ни на есть обычный человек, занимающийся ремонтом бытовой техники и свое общественное предназначение он, возможно, никогда и не осознает. У него есть одно отличие, он «переживает вместе со страной».
Реализация индукции. Отличие человека наделенного индукционными свойствами от человека лишенного подобных качеств заключается в структуре его сознания. В сознании индуктора происходит сопряжение интересов личного свойства, интересов той группы людей, к которой принадлежит индуктор, интереса больших сообществ (наций и территорий) и глобального интереса страны. У индуктора должна быть сильно развита система приоритетов всех входящих во взаимодействие интересов, а также преобладать компромиссный тип мышления. Мы все, в той или иной мере, участвуем в сопряжении интересов разных уровней, но большинство из нас склонно большей частью думать о себе, нежели о русской нации и тем более о России в целом. Даже если кто-то и думает об обществе значительную часть времени, то далеко не всегда он способен слышать людей с другими взглядами, но так же преданных интересам общества.
Однако дело не только в том, какую часть времени человек склонен отдавать обдумыванию общественных проблем и участию в общественной жизни. Дело еще и в том, что индукционный слой (что его собственно и объединяет в одну крепкую и неразрывную сеть) сочувствует, т.е. переживает совместно одни и те же чувства связанные с состоянием общественных дел в России. Как возникают эти общие чувства связывающие совершенно разных людей, тайна великая есть. Но одно следует отметить совершенно точно, эти чувства особого рода и они не определяются реальной обстановкой. Да, страна может лежать в руинах, а хлеба может быть мало, но люди будут смотреть в будущее с оптимизмом, потому, что они знают, что у них есть будущее. Может быть и наоборот, еды и тряпок вволю, а душа ноет, потому что будущее не ясно, не определенно, тревожно. И если у Вас сейчас, в 2005м году, есть чувство «Хватит, мы не намерены отступать дальше», то возможно вы и есть тот самый индуктор.
Таким образом, коммутация внутри индукционного слоя осуществляется посредством общих чувств и чаяний от соответствующего периода времени. Только такая коммуникативная основа может связывать совершенно разных людей: инженеров, торговцев, научных работников, офицеров, администраторов, рабочих, крестьян и домохозяек, от матроса рыболовецкого сейнера, до академика. В целом, говоря образно, индукционный слой эквивалентен нервной системе организма. Вот в этой нервной системе и осуществляется движение общественного мнения. Вся остальная масса населения только лишь увлекается посылаемыми ей нервными импульсами. Точно также как перенапряжение нервной системы влечет за собой расслабление, так и индукционный слой осуществляет свою деятельность, чередуя периоды подвижности и напора с периодами бездействия или депрессии.
Однако таким образом можно объяснить существование 12ти, 36ти и 72хлетних циклов, как периодов сравнимых по длительности с временем жизни человека. Существование же 288летних имперских циклов объяснить подобным способом вряд ли удастся, несмотря на то, что средой распространения имперских циклов также является индукционный слой.