Цитата:
1). Мировая экономика, год назад находившаяся в свободном падении (США: на уровне -6,4% годовых; Еврозона: -10%; Япония: -14,2% годовых), по некоторым параметрам даже превосходившем падение 1929-1930 гг., пока стабилизировалась. И даже показывает некоторый рост, правда, крайне неравномерный, смешанный с падениями, и нестабильный. По подсчётам, американская экономика в третьей четверти росла на уровне 2,8% годовых, японская – 1,3% годовых, Германия показывала значительный промышленный рост, а китайский рост в третьей четверти достиг уровня 8,9% годовых. Китай сейчас выплавляет стали в полтора раза больше, чем в прошлом году (уже свыше 50 млн. тонн ежемесячно), промпроизводство в целом у них выросло на 17%, а цены на недвижимость подскочили на 26% – правда, правительство уже заявило о приостановке роста кредитования. Свежие же данные по октябрю и ноябрю свидетельствуют о том, что промышленный рост в Японии и Германии опять сменился падением. В Германии, после сентябрьского роста в 3% последовал октябрьский спад в 2%. В Японии, кроме того, в октябре отмечено рекордное за весь период кризиса снижение цен. Возможно, всё это объясняется тем, что нынешний американский рост имеет во многом протекционистскую природу.Кроме того, разразился дубайский кризис – отголосок лопнувшего нефтяного пузыря. Дубайский кризис – первая ласточка (хотя нечто подобное, но в более мелких масштабах, уже наблюдались в Греции, Испании, Прибалтике и т.д.), свидетельствующая о том, что «дырявые активы» будут теперь угрожать, в первую очередь, бюджетам региональных властей и мелких государств. Типичный пример – Ирландия, где из-за падения налоговых поступлений до уровня 2003 года уже объявлено о сокращении расходов на здравоохранение, социальных выплат (кроме пенсий), зарплат госслужащим. Особую озабоченность вызывают бюджеты американских штатов. Так, в некоторых штатах доля сегмента недвижимости составляет 25% ВВП, а общий уровень просроченной задолженности в сегменте ипотеки по октябрьским данным составляет 9,64%, домов с серьёзно просроченной ипотекой около 5 млн. Объём потенциального предложения домов на американском рынке беспрецедентный. Уже несколько десятилетий дома – это не место для жительства, а индикатор успешной «гребли под себя», в чём и состоит смысл жизни западного обывателя.
2). Капиталистические правительства ответили на кризис, как обычно, сначала развязыванием денежной политики, раздачей бесплатных кредитов. Но настолько велики были дыры, накопившиеся в результате этой самой политики на протяжении десятилетий, что эта монетарная политика оказалась уже не столь эффективной. Это особенно было видно на примере новых пузырей, надутых уже в процессе кризиса, на фоне кредитного голода в реальном секторе. Налоговая же политика, в результате которой в экономику были закачаны триллионы долларов налогоплательщиков, дала, безусловно, больший эффект и привела к преодолению крутого спада. Но это только повысило уровень государственных долгов, а расплачиваться за эти долги будет всё сложнее и сложнее, ибо монополистический капитализм из-за деформаций захлёбывается и не может показать, даже в периоды оживления, «нормального» (т.е. хотя бы на уровне 5% годовых) экономического роста. Кроме того, такая политика, как и политика дармовых кредитов, приводит, в условиях монополизации рынков, к появлению новых пузырей. Типичный пример – сырьевые рынки, «надутые» во многом благодаря правительственным расходам. Предполагается, что в случае приостановки «инъекций», цена на нефть упадёт как минимум до 35 долларов за баррель, то же самое ждёт руду и другие сырьевые товары.
3). Поскольку, как стало уже всем окончательно ясно, мы имеем дело с анти-социальным государством, анти-общественной политической и экономической системой, распространившейся практически во всемирном масштабе и не имеющей абсолютно никакого идеологического или политического организованного противовеса, кризис имеет явно выраженный социальный характер. По современным «учебникам», расплачиваться за кризис вроде бы должны те, кто принимает производственные решения и «рискует» своим капиталом. Однако, происходит совершенно противоположное. Триллионы долларов налогоплательщиков закачаны в дырявую банковскую систему (в одной только Англии, по некоторым оценкам, около 1,5 триллиона долларов), реальное производство и потребление значительно сократились, а миллионы людей вышвырнуты на улицу, потому что так выгодно хапугам, это снижает их убытки. Между тем, ни налогоплательщики, ни безработные, не только не имеют ни малейшего отношения к причинам кризиса, но они и не пользовались даже теми плодами, которые пожинались (в основном теми же банками и другими группами монополистов) в докризисный период. И это никого не волнует, они бесстыдно продолжают ту же самую политику, как будто ничего не происходит, потому что чувствуют себя совершенно безнаказанными, не чувствуют никакой угрозы.
http://prometej.info/new/economics/633-itogi-goda.html