Это попытка найти начало рассуждений о способах формировании мировоззрения отдельного человека и его социума. Мы часто употребляем слова "реальный мир". Но, как он устроен и что это, вообще, такое, мы не знаем. Т.е. что-то знаем, о чем-то догадываемся, что-то видим, слышим, обоняем, как трое слепых в притче о слоне. Но! Все датчики наших органов чувств весьма ограничены по диапазону и чувствительности. Причем, по техническим характеристикам они проигрывают множеству аналогов из природы или техники. Но для жизни, нашей яркой и насыщенной, нам хватает . Почему?
Каждый человек, как и любое животное планеты, создает в своем мозгу некую модель окружающего мира. Мозг может работать только с виртуальным образом, т.е. операции совершаются над виртуальным, но не реальным миром. Расскажу о старом опыте, иллюстрирующем эту мысль. Опыт ставился еще в 70-80 годах прошлого века(после этого много раз повторялся), оборудование было достаточно простым. Это были очки в виде перископа, переворачивающие мир на 180 градусов. Т.е. испытуемый потолок видел внизу, а свои ноги и пол - вверху. Выйти из дома и спустится по крыльцу для него было серьезным испытанием. Небо под ногами представлялось голубой бездной. Так, вот, через несколько дней испытуемый проснулся и пошел в "правильном" мире. Это не потребовало от него усилий, в мозгу сами переключились нужные связи и кривая картинка выпрямилась автоматически. Понятно, что мир в этом случае никак не изменился, изменялся, перевернулся его макет. Итак, мы имеем реальный мир, и имеем миллиарды его отражений в индивидуальных информационных матрицах людей в вид его "копий". Все модели мира отличны как между собой, так и от реального мира - прототипа. Почему они отличаются? Мы говорили, что при копировании используется функционально несовершенный, но одинаковый набор инструментария. Т.е. на "аппаратном" уровне отличия от прототипа понятны, но межсубъектные различия в моделях этим объяснить невозможно. Значит, ищем в программном обеспечении, в «программах компиляции», преобразующих сигналы высокого уровня в простые поведенческие реакции. Информация к нам поступает по двум принципиально различным каналам - 1. 1я сигнальная система доносит до нас данные наших органов чувств - зрения, слуха и пр. от непосредственно, объектов восприятия. Здесь различия могут таиться только в местном своеобразии наблюдаемого участка реального мира, временного периода, и уровня и направления вмешательства человека в эту среду. 2. 2я сигнальная система - это слова и образы, ими порождаемые. В ней манипуляция возможна любая, слова даже можно отрывать от их смыслов или придавать противоположные. Уровни программ - компиляторов также сильно разнятся по очередности включения и быстродействию. Высший приоритет у инстинктов - коротких программ, передающихся из поколения в поколение через ДНК (?), и чрезвычайно устойчивых к внешнему воздействию. Набор таких коротких программ по своему качеству и количеству значительно определяет ментальность людей, а, следовательно, и их модель мироздания. Вы скажете, что инстинкты даны нам природой и неизменны? Давайте вспомним, что материнский инстинкт, базовый для любого животного, в настоящее время "выбит" у "цивилизованных народов" практически, полностью. Так же сильно "гуляет" за обозримый исторический период инстинкт самосохранения. От самоотреченности и альтруизма (в "своем" социуме) у наших предков, до трусости и эгоизма в либеральной действительности. Следующим приоритетом мне представляется программа воспитания или религия. Сам термин «религия» искусственно выведен в разряд маргинальных через смысловую сцепку со сверхестественным, волшебным или фантастическим. Этим достигается легитимизация либерализма как научной альтернативы религиозному воспитанию. Реальной функциональной разницы между ними нет, есть смысловая. То, что воспитание человеческой личности прямо связано с моделью мира и поведением человека, придает манипуляциям с терминологией и смыслами вокруг религий сверхважность. Заменить модель мира противника на свою, означает «прописать» в его сознании свои ценности и заставить его поступать нужным нам образом без насилия, "добровольно". Примеры: 1. Привлекательность «западного» образа жизни послужила движущей силой «перестройки», по всем параметрам подпадающей под определение революции "Ценности" капитализма, мало отличающиеся от животных инстинктов, были приняты советским постправославным обществом. 2. Символы «свободы, равенства и братства» положили начало величайшей резне во Франции. 3. Призывы к справедливости в православной России погубили около 10 млн. человек и сменили мировоззрение на суррогат иудейского – материалистическое учение Маркса.
Максимальную эффективность религиозное воспитание имеет в молодости, когда инстинкты познавания и подражания работают в полную силу. Именно потому, столько внимания силы зла обращают на развращение детей, на отрыв их от семьи. Для того, чтобы идеология воспитания прижилась в качестве основной в человеческом мозгу, нужна адекватная методология. Большая часть информации вбивается простым повторением, очень маленькая - через постижение логических связей. Причем, изучение мира через логику – прерогатива обученных этому. Затраты энергии мозгом при серьезной умственной нагрузке столь велики, что он сопротивляется этому как может, и преодолеть это сопротивление – очень нетривиальная задача. Нужно помнить, что обучение добру требует на порядок больших энергетических затрат, нежели злу. Следовательно, гораздо труднее и затратней для обоих сторон участников педагогического процесса. Точно так же, соответствие критериям добра кратно сложнее, нежели обратное. Трудно быть смелым, самоотверженным, добрым, умным и упорным. Но прекращение усилий для поддержания движения а этом направлении, непременно, приведет к скатыванию в животную сущность. Так что же, то, что вложено в самый благоприятный для усвоения период жизни при помощи адекватных методик, остается приоритетом навсегда? Нет, наука творит чудеса и при помощи новейших информационных технологий все рациональное задвигается в дальние углы сознания легко, незаметно и за наш счет. Мы сами купим телевизор, принесем его в дом и, отныне он выстраивает наше мышление и нашу жизнь. То же самое с компьютером. Программная часть новой религии синхронизирована с методологией внедрения и закрепления оптимальным образом. Настолько оптимальным, что избавиться от этого зомбирующего воздействия самостоятельно сложнее, чем преодолеть наркотическую зависимость. Почему сложнее? хотя бы потому, что у СМИ нет того безусловно негативного имиджа, как у наркотиков и информация от них не воспринимается как реальная опасность. СМИ само занято своим пиаром.
Спрашиваете, а как же образование влияет на нравственное развитие личности? Да, никак. В мире полно умников, исповедующих самые чудовищные религии, как и совсем необразованных верных приверженцев христианства. Одна из самых мрачных религиозных сект - масонство, построена, именно, на приоритете разума, знания.
Итак, получаем методы воздействия на формирование культурных особенностей личности и его мировоззрения: 1. Передача комбинации инстинктов по наследству. 2. Воспитание молодого человека через механизмы любопытства и подражания. 3. Формирование сплошного информационного поля посредством СМИ. Не забываем об особенностях первой и второй сигнальных систем, которые так же отражаются в своеобразии методик воздействия.
Вот так в изначально совершенно незамутненном разуме младенца постепенно создается виртуальная модель нашего "реального мира". И этим объясняются различия в этих моделях.
_________________ Болезней тысячи, а здоровье одно.
Последний раз редактировалось М. Вс июн 15, 2014 10:09 am, всего редактировалось 1 раз.
|