Формирование науки в новом для России организационном качестве - в форме НИИ, нацеливаемых на постановку и решение государственных программ развития, - оказалось в числе первых приоритетов, в числе первых не вынужденных обстановкой, а целенаправленных, связанных с долгосрочной перспективой развития страны конструктивных действий нового правительства. Наука рассматривается большевистским правительством в качестве важнейшего института социализма От себя теперь добавляю всего лишь одно слово: властного института. Наука в советском обществе становится важнейшей ветвью власти....
Наука, которую никто не обозначал в качестве руководящей и направляющей силы, те не менее обретала абсолютно реальный, заслуженный авторитет в советском обществе. Настолько реальный, что к 1970-м партийные руководители считали необходимым для себя иметь те или иные ученые степени и звания. Без этого партийное руководство страной выглядело уже неприличным. Известна острейшая ревность Хрущева к создателю космической техники Королеву. В конечном итоге ревность аппарата к науке - стала для аппарата невыносимой. Партийный и советский аппарат, который в 30-е годы все-таки через коммунистов нижнего, деятельного звена демонстрировал собственную необходимость, попросту преодолевая классовое сопротивление, погибая под пулями кулаков, подавая пример трудовой дисциплины, самоотречения, - к 1960-м стал свадебным генералом. Пятым колесом в телеге...
Советский Союз стоял на пороге революционного обновления. Но при этом передовой по всем меркам общественный слой - не осознавал самое себя как нечто специфичное, нуждающееся в обновленной идеологии, этике, в собственном политическом ядре, не осознавал необходимости превращения самое себя в политический субъект.
Зато номенклатурное сословие опасность чувствовало...
Рост советского слоя работников науки и наукоемких отраслей - был следствием совершенно объективного процесса - усложнения техники, проникновения науки во все сферы жизни. Нечто аналогичное должно было по столь же объективной причине происходить и в другой стране, находившейся на таком же или даже более высоком научно-техническом уровне. В США. Оно и происходило. Началось несколько раньше, имело несколько иные формы. Но тем не менее… К рубежу 1980-х американские исследователи социальных процессов совершенно четко увидели, что помимо традиционных «белых воротничков»(офисных клерков), «синих воротничков»(традиционный индустриальный рабочий класс), в стране существует новая массовая категория наемных работников т.н. «золотых воротничков». В эту категорию входил младший научно-инженерный персонал и представители интеллектуальных рабочих профессий: слесаря по контрольно-измерительным приборам, наладчики, инструментальщики и т.п. ...
В 60-е этот слой был уже вполне зримым и политически активным. Миллионные политические демонстрации 60-х против войны во Вьетнаме - на его совести. Демонстрировали и митинговали не традиционные рабочие, а интеллектуалы. Демократические движения охватили американские университеты. К 1968 году США стояли на пороге революции. И ровно так же, как в СССР, главным идеологическим инструментом стала гитара.
Две страны двух великих наук шли ноздря в ноздрю. И в США тоже нарастала угроза. Кому? - Господству финансово-промышленной олигархии. Делать то, что нужно для прогресса, для справедливости и человечности - это отнюдь не то, что устраивает олигархию. Не в том смысле, что ей сами указанные понятия чужды, а в том смысле, что при этом законодателем смыслов и содержания деятельности становится уже не она, а именно демократически организованные интеллектуалы.
Две общественные группировки в двух странах с противоположным общественным строем - оказались перед лицом одной и той же опасности потери своего «избранного» места над обществом....
Советский проект доминировал в предпочтениях народов мира. Это был период наступления коммунизма на всех фронтах. Противодействие этому наступлению в сфере реального военно-технического и экономического противостояния, как вынужден был признать государственный советник США Генри Киссинджер, - было бесперспективным.
Противопоставить наступлению коммунизма можно было только политические методы.
Но прежде всего предстояло уничтожить ту науку, которая реально управляла развитием огромной страны, - советскую. Именно на этом поприще и можно было найти взаимопонимание с советским политическим руководством - по крайней мере с какой-то его частью...
Прежде всего это коснулось выбора самостоятельного пути развития отраслью электроники и вычислительной техники. Место этим отраслям было определено - в затылок за американцами. Постепенно тенденция вторичности была распространена на всю науку. Новое, говоришь? А что-то похожее американцы делают? Не делают - ну и не лезь со своей заумью. Буржуи деньги считать умеют, если они в это дело не суются, следовательно, оно бесперспективно...
Но и на Западе с наукой было очень не гладко. Как уже говорилось, мощные демократические, левые и антивоенные движения США в 60-х - были обязаны своим существованием именно интеллектуалам. Против них же и были направлены действия ФБР, достигшие пика в 1968 году. Аресты, убийства, натравливание мафии на левых активистов, провокации, вбрасывание подложных сведений, дискредитирующих человека перед семьей или коллегами. Короче, весь возможный арсенал противозаконных средств.
На примере дискредитировавшего «Конкорд» первого раунда «озоновой войны» мы видим, что стратегическое мошенничество вошло в арсенал американской финансово-промышленной олигархии и самого американского государства не только в качестве орудия антисоветской борьбы, но и в качестве орудия конкурентной экономической борьбы со своими политическими союзниками. И американская наука стала одним из штабов этой стратегии. Вопросы совести, научной честности, требование следования истине - не стали препятствием этому. Изменилось само лицо науки. Созданный Новым временем инструмент поиска истин - превратился в инструмент сокрытия истин, в инструмент большого обмана.
А наука методично уничтожалась. Сначала горбачевским Политбюро. Которое закрыло атомные программы, закрыло проекты «Бурана» и «Энергии», закрыло финансирование множества научных тем в оборонной отрасли. Потом - комсомольцами из центров НТТМ, которые в 90-е влезали в НИИ, а потом вышвыривали из них науку. И людей, и научное оборудование. Буквально на свалку, на металлолом. Ну и американская помощь в этом деле тоже немаловажна.
Уже можно резюмировать. Возникшая остановка научно-технического прогресса - процесс не объективный, а рукотворный. Сознательный. Тщательно спланированный и подготовленный.
Самая настоящая контрреволюция.
И эта контрреволюция произошла в обеих главных научных державах 20 века, в странах с противоположным общественным устройством, но с приблизительно равным уровнем развития производительных сил, странах с огромными ресурсами и самодостаточными экономиками. Произошедшее с СССР и грозящее ныне Соединенным Штатам - приобретает после такого рассмотрения совершенно новое, неожиданное, зловещее измерение.
Согласен с постановкой проблемы. Тоже задумывался на эту тему. И корень этой проблемы - в образовании.
Вот в дополнение хороший анализ тенденций от Фурсова: Фурсов А. - Болонская система создаёт марионеток
Тем не менее, не считаю остановку НТП неизбежной. Это очень инерционный процесс, который, вполне возможно, уже забросил общество за "водораздел".
Неоднократно натыкался на такой термин: социальная медиа-революция. На эту тему небольшая подборка видеороликов с субтитрами:
So what does it all mean? _________________ "Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий..." Козьма Прутков
"Если вы живете херово, значит у вас бардак в башке..." Юрий Мороз
Последний раз редактировалось: grynes (Вт Апр 27, 2010 11:59 am), всего редактировалось 3 раз(а)
Согласен, пороки системы образования в свою очередь есть следствие других следствий. Не буду в них углубляться, лучше переформулирую: образование - это ключ. Я имею в виду образование в широком смысле.
Есть очень правильная фраза: "Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым" (Джордж Оруэлл)
Эту фразу можно переформулировать в таком виде: кто управляет образованием, тот управляет будущим.
Недаром Церковь рвется в школы. _________________ "Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий..." Козьма Прутков
"Если вы живете херово, значит у вас бардак в башке..." Юрий Мороз
Флуд про церковь и школу ликвидирован. Напомню, что про церковь есть отдельная тема. Про образование при желании тоже можно найти, статья была.
Здесь обсуждается наука и научно-технический прогресс.
Здесь обсуждается наука и научно-технический прогресс.
Как говорил Платон, государством должны править философы, люди науки. А президент и премьер - это всего лишь менеджеры, которых наняли люди науки. Всё так и будет.
Про образование при желании тоже можно найти, статья была.
Здесь обсуждается наука и научно-технический прогресс.
Наука, научно-технический прогресс и образование - это единое целое. Наука, научно-технический прогресс вырастает из системы образования. Образование - это "движок", система воспроизводства культуры, включая науку и НТП. Оно же есть узкое место и один из механизмов "подрыва" науки и НТП. Поэтому, ИМХО, данная выше ссылка на Фурсова все-таки в русле темы. _________________ "Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий..." Козьма Прутков
"Если вы живете херово, значит у вас бардак в башке..." Юрий Мороз
Название статьи очень неудачное.
Революция на то и революция, чтобы быть неуправляемой, ибо молниеносна, скачкообразна. Если ей можно управлять, да еще на межгосударственном масштабе, то это уже и не революция вовсе, а вполне управляемая закономерность.
Если взять наших министров, так у каждого найдется тоже по ученной степени, правда в области экономики, финансов и управления. А такие науки весьма зависимы от мировоззрения.
Наука, научно-технический прогресс и образование - это единое целое. Наука, научно-технический прогресс вырастает из системы образования.
Не целое. Это две разные деятельности человека с разными целями. Они связаны социальными связами, но примерно так же как связано с наукой и производство, и оборона пр. Кто скажет, что военные не оказывают на развитие науки влияния? Или что производительные силы на неё не влияют тоже?
Так что давайте не растекаться водой по древу. Все в курсе, что любой учёный прежде чем стать им получает образование. Но это не значит, что образование и определяет науку. В статье об этом тоже говорится.
Serex писал(а):
Название статьи очень неудачное. Революция на то и революция, чтобы быть неуправляемой, ибо молниеносна, скачкообразна. Если ей можно управлять, да еще на межгосударственном масштабе, то это уже и не революция вовсе, а вполне управляемая закономерность.
Во-первых, НТР- это устоявшийся термин для научно-технического развития, которое приобрело в 20-м веке взрывной характер. Можете назвать его "прогрессом", что не принципиально. Какое уж название автор выбрал, это не мой выбор.
Во-вторых, и революции, как общественные явления совершаются людьми и вполне управляемы. Вне зависимости от скорости протекания.
В третьих, наличие учёной степени у управленца (тем более по экономике) не делает того учёным. Это область профессиональной деятельности. Управление - одна деятельность, исследования - другая.
В четвёртых, мы тут не заголовок статьи обсуждаем.[/quote]
В третьих, наличие учёной степени у управленца (тем более по экономике) не делает того учёным. Это область профессиональной деятельности. Управление - одна деятельность, исследования - другая.
В статье как раз и сделан акцент на то, что "злые управленцы" надругались над "хорошими исследователями". Причем этот процесс был целенаправленным и сознательным со стороны "злых управленцев".
У меня такой вопрос. А могут ли 100 исследователей работать дружно без управленца?
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах