Добавлено: Пн Авг 16, 2010 9:05 pm Заголовок сообщения: Re: Су-34 и против F-22
Всегда есть основной принцип наведения. Это основы любого программирования. Если перестает работать основное наведение переключается на другие принципы. _________________ Мужик,теряющий лицо,
почуяв страх едва,
теряет,в сущности,яйцо,
а их – всего лишь два.
Добавлено: Вт Авг 17, 2010 3:10 pm Заголовок сообщения: Re: Су-34 и против F-22
Вернемся к нашим самолетам "невидимкам", а точнее к малозаметным самолетам, имеющим под некоторыми углами меньшую ЭПР в узких диапазонах сантиметровых и миллиметровых длин волн. С одной стороны, эти самолёты прекрасно обнаруживаются за сотни километров в метровом и дециметровом диапазонах длин волн, которые используются стационарными радарами и громоздкими РЛС мобильных ПВО и самолетов ДРЛО, а на малых дистанциях их отчетливо видно даже в инфракрасном и оптическом диапазонах. С другой стороны, эти самолёты являются малозаметными для компактных бортовых РЛС истребителей-перехватчиков и активных радиолокационных ГСН ракет, использующих сантиметровый/миллиметровый диапазон для обнаружения цели и наведения на неё.
Ставка на малозаметность в сантиметровом/миллиметровом диапазонах предполагает два условия:
1. Предварительное выявление и уничтожение у потенциального противника немногочисленных мощных и громоздких РЛС и самолетов ДРЛО, работающих в метровом и дециметровом диапазонах. Иначе противник сможет легко обнаружить и подсветить невидимку мощными наземными радиолокаторами, а так же передать по радиосвязи её координаты взлетевшим перехватчикам и выпущенным зенитным ракетам с радиокомандым управлением.
2. Наличие собственных средств РЭБ, позволяющих ставить активные помехи множеству компактных БРЛС истребителей, активных радиолокационных ГСН ракет, а так же забивать помехами радиоканалы передачи информации на борт перехватчиков и выпущенных зенитных ракет. В противном случае уменьшение заметности отражающей поверхности будет скомпенсированно повышением мощности излучения, дополнительной подсветкой цели и внешним радиокомандным наведением.
В сантиметровом и миллиметровых диапазонах ЭПР "невидимки" заметно ниже, чем у обычного самолёта, поэтому соотношение отраженный сигнал/шум гораздо меньше и при увеличении уровня шума постановкой активных помех можно на определенном расстоянии добиться полной невидимости малозаметного самолета (уровень отраженного сигнала меньше уровня внешних помех) при сохранении видимости обычных самолетов (уровень отраженного сигнал больше уровня внешних помех). В условиях помех и радиошума у выпущенных ракет, использующих активную радиолокационную ГСН сантиметрового/миллиметрового диапазона, возникнут проблемы при самонаведении на отдаленный малозаметный самолет, а внешнее радиокомандное наведение будет иметь очень ограниченный радиус действия в условиях РЭБ.
На дистанции 50-100 км при определенном уровне активных помех возможен такой сценарий:
Сушка из-за помех ЕЩЕ не может обнаружить малозаметную "невидимку" с низкой ЭПР.
"Невидимка" на фоне помех УЖЕ обнаруживает заметную Сушку и делает пуск ракеты.
В этот момент наземные РЛС ПВО обнаруживают засветившуюся "невидимку" и с большого расстояния делают пуск по ней, но отлетев на десяток километров из-за помех радиоуправляемые ракеты теряют связь с землей, а самонаводящиеся ракеты с активной РЛ ГСН, работающей в сантиметровом/миллиметровом диапазонах, теряют издалека захват малозаметной цели.
Наземные РПН продолжают мощным лучом подсвечивать "невидимку" и на отраженный сигнал летит самонаводящаяся ракета с пассивной ГСН. Обнаружив наземный радиолокатор подсвета "невидимка" успевает сообщить его координаты ударным самолётам, которые издалека делают пуск крылатой ракеты. За время подлета зенитной ракеты, выпущенной издалека, "невидимка" успевает спикировать к земле и скрыться от подсветки.
В этот момент есть шанс сбить низколетящую "невидимку" и даже успеть перехватить крылатую ракету с помощью сети заранее расставленных ЗРК малой дальности, которых на практике скорее всего не окажется в нужном месте в нужное время в необходимом количестве.
Необходимым условием "невидимости" малозаметных самолетов является именно сохранение определенной дистанции и наличие активных помех, маскирующих слабый отраженный сигнал от самолетов с малой ЭПР, но позволяющих обнаружить отраженный сигнал от самолета с большей ЭПР. Дистанция, на которую должны приблизиться малозаметные самолеты для пуска, зависит от дальности имеющихся у них ракет. Уровень активных помех должен быть таким, чтобы на дистанции пуска малозаметные самолеты ещё оставались невидимыми для коротковолновых БРЛС противника, но уже смогли бы обнаружить цель и сделать пуск так, чтобы ракета смогла захватить заметную или подсвечиваемую цель (в условиях активных помех это расстояние едва ли будет большим чем 50-100 км).
Наличие ракет большей дальности у Сушки не поможет, если коротковолновая активная радиолокационная ГСН ракеты из-за помех потеряет захват цели и не увидит "невидимку" с малой ЭПР (бессмысленно иметь ракеты с дальностью более 200 км, если в условиях помех обнаружить "невидимку" удастся лишь на дистанции 50 км). Тем временем "невидимка" может использовать ракеты меньшей дальности с аналогичной АГСН, которые даже в условиях помех смогут легко навестись на заметную Сушку с высокой ЭПР (вполне хватит ракет с дальностью 100 км, если заметную Сушку уже можно будет обнаружить с этой дистанции даже при наличии помехах, а самому еще оставаться "невидимым" на фоне шума). Единственной технической проблемой остается правильная постановка активных помех необходимой мощности в нужном месте и защита самих постановщиков помех (их должно быть несколько и им придется постоянно включаться/отключаться и маневрировать, чтобы не словить на свое излучение ракету, то же самое касается всех самолётов, временно включающих активный радар для обнаружения пассивных целей).
Добавлено: Вт Авг 17, 2010 11:25 pm Заголовок сообщения: Re: Су-34 и против F-22
Estrendor писал(а):
У ЛЮБОЙ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ ЕСТЬ СРЕДСТВА ДЛЯ РЭБ И ХВАТИТ ПОВТОРЯТЬ СВЯТОЕ СЛОВО ПОМЕХИ. НИКОМУ НЕ СТРАШНО.
Дальние ракеты Сушка пускать будет. И за 200 км. Это моментальный захват инициативы и к тому же облегчение самолета.
Бортовые коротковолновые РЛС Сушек и МиГов могут просто не увидеть малозаметный неизлучающий самолет не то что за 200, но даже за 100 километров, особенно при наличии активных помех со стороны. Ракету большой дальности будет просто некуда запускать, если цель никто не видит и никто не может её подсветить. Кроме того, включая активную РЛС истребитель палится по излучению и встречи с ним можно избежать.
Пользуясь малозаметностью кое-как летающая "невидимка" имеет шанс пролететь мимо опасной Сушки и продолжить выполнение своей разведывательной задачи по обнаружению направлений на излучающие РЛС, чтобы потом установить их точные координаты для планирования следующих налетов и уничтожения наземных целей.
Применение РЭБ лишь дополнительно маскирует малозаметные самолёты и усложняет их обнаружение в коротковолновом диапазоне, в то время как они в пассивном режиме могут продолжить засекать мощные источники излучения и в нужный момент давать целеуказание подлетающим управляемым ракетам (пуски этих ракет делают совсем другие самолеты издалека).
Малозаметному самолету вообще без разницы увидит он Сушку или нет (если он не собирается атаковать её и летит наиболее безопасным маршрутом, избегая источников излучения), ему главное, чтобы его самого не видели ни бортовая РЛС Сушки, ни активные радиолокационные ГСН ракет, ни наземные РЛС, ни самолёты ДРЛО. Он летает по своим делам, Сушка летает по своим, все довольны. Дорогому малозаметному еле-летающему стелсу глупо рисковать и вступать в воздушный бой с более совершенными вражескими истребителями, если у него стоит другая задача, выполнив которую он обеспечит оперативной информацией другие ударные самолеты, работающие по наземным целям и уничтожающие самолеты противника прямо на аэродромах.
Нападающий противник не будет навязывать никаких воздушных боев на чужой территории, он будет как огня избегать их, что бы не нести не нужные ему потери (собственные истребители ему нужны лишь для прикрытия своих ударных самолетов, пускающих ракеты издалека, а целеуказание и корректировки в нужный момент осуществляют малозаметные самолеты-разведчики и беспилотники). Ставка делается на быстрое подавление наземных РЛС и ЗРК ПВО, уничтожение аэродромов и самолетов на земле, с последующим добиванием наземных целей.
Конечно, если Сушки сразу полетят к нападающему на разборки с ударными самолетами, то придется или ретироваться, чтобы сохранить самолеты и прилететь потом, или прикривая их давать встречный бой, чтобы потерять самолеты, но выиграть время. В любом случае, даже если нападющим ударным самолетам не удастся летать вблизи фронта, то всегда остается возможность использования крылатых ракет с дальностью более тысячи километров, так что у малозаметных самолетов-разведчиков в тылу врага будет много работы по обнаружению новых целей и корректировке подлетащих ракет.
У России таких малозаметных самолетов, способных работать в глубоком тылу врага, фактически нет и количество беспилотников-разведчиков явно не достаточное. Кто будет обнаруживать цели в тылу нападающего агрессора и давать целеуказание для высокоточного оружия вообще не понятно. Средства РЭБ у нас как обычно используются через одно место или они банально отстутсвуют в нужное время в нужном месте, когда сбивают наши самолеты (как случилось при попытке дать отпор маленькой Грузии, когда были сбиты несколько наших ударных самолетов).
Добавлено: Ср Авг 18, 2010 2:54 pm Заголовок сообщения: Re: Су-34 и против F-22
Нет у США ракет воздух-воздух дальше чем у России. И раптор вовсе не является незаметным для сушек, наземные РЛС прекрасно будут его к тому же подсвечивать. Рапторы это просто мясо для Су и МиГов. _________________ Мужик,теряющий лицо,
почуяв страх едва,
теряет,в сущности,яйцо,
а их – всего лишь два.
Добавлено: Ср Авг 18, 2010 5:11 pm Заголовок сообщения: Re: Су-34 и против F-22
Estrendor писал(а):
Нет у США ракет воздух-воздух дальше чем у России. И раптор вовсе не является незаметным для сушек, наземные РЛС прекрасно будут его к тому же подсвечивать. Рапторы это просто мясо для Су и МиГов.
На самом деле на вооружении у США вообще нет ни одной ракеты воздух-воздух большой дальности (старая AIM-54 давным-давно снята с вооружения). Последние 20 лет они лишь немного модернизуруют имеющуюся ракету средней дальности AIM-120 с активной РЛГСН: уменьшают мощность боевой части и заменяют старую начинку на более легкую и компактную, чтобы взамен увеличить запас топлива, а так же уменьшают габариты рулей в ущерб маневренности ракет, чтобы запихнуть их во внутренние отсеки F-22.
В идеальных условиях максимальная дальность пуска в лоб на высотном потолке при сближении на максимальных скоростях достигает всего лишь 50-60 км у старых AIM-120A/B/C и 100-120 км у модернизированных AIM-120C5/6/7, а реально на практике при атаке в догонку маневрирующей цели эффективное расстояние не превышает даже 15-30 км, на большей дистанции у летящей по инерции ракеты просто не хватит энергии, чтобы угнаться за уклоняющейся целью (проблема лишь в том, чтобы вовремя засечь пуск по вам и не проспать момент когда подлетающая ракета начнет светить в вас своей АРЛГСН в режиме активного самонаведения).
Пуск ракеты AIM-120C5/6/7 на дистанцию более 50 км это гарантированный промах, если в течение следующей минуты цель внезапно отвернет и начнет удирать. Но если вы летите по прямой и даже не подозреваете, что по вам выпустили ракету, то вас собьют с очень высокой вероятностью, потому что в будущий примерный район встречи с неманеврирующей цель ракета способна выйти в пассивном режиме и её можно запрогроммировать к примеру так, чтобы она включала свою АРГСН лишь в последние 10 секунд (для достижения внезапности при атаке неманеврирующих целей, которые уже прилетели по прямой в район встречи с ракетой).
В любом случае, нет никакого смысла размахивая красными труселями открыто догфайтится в воздушной мясорубке и рисковать своими самолетами, чтобы сбить пару чужих, вместо того, чтобы уничтожить их все сразу на земле. В реальных военных конфликтах дуэльные джентельменские поединки никого не интересуют. Нападающий противник не будет навязывать никаких воздушных боев на чужой территории, он будет как огня избегать их, что бы не нести не нужные ему потери. Ставка делается на быстрое подавление наземных РЛС и ЗРК ПВО, уничтожение аэродромов и самолетов на земле, с последующим добиванием наземных целей.
В условиях помех малозаметные самолеты дают такое же преимущество по скрытности как камуфляжная форма и маскхалат у современного пехотинца с автоматом ближнего действия, спрятавшегося на фоне земли в укрытии, против красных труселей и петушиных перьев мушкетеров с дальнобойным карабином, гордо стоящих во весь рост в чистом поле и парадным шагом прущих грудью на амбразуру.
Добавлено: Чт Авг 19, 2010 5:56 pm Заголовок сообщения: Re: Су-34 и против F-22
Estrendor писал(а):
А вот это уже просто ложь. С низколетящими целями советский союз научился бороться еще во Вьетнами. Как раз сейчас самолеты Нато поднимаются все выше и выше.
Estrendor писал(а):
Уже который раз вас ловлю на лжи и бездоказательных утверждениях. Это весело.
Estrendor писал(а):
Пионер, в своей лжи запутался уже.
Нет у США ракет воздух-воздух дальше чем у России. И раптор вовсе не является незаметным для сушек, наземные РЛС прекрасно будут его к тому же подсвечивать. Рапторы это просто мясо для Су и МиГов.
Estrendor писал(а):
Ну что снова вас на лжи поймали. "Издали Сушки расстреляют" бугагага.
Прекратите ловить меня на "лжи" или "истине". Если вам кажется, что какое-то событие является "невозможным" только потому, что его вероятность очень мала, то это ещё не повод обвинять во "лжи" тех, кто считает такое событие вполне вероятным.
Во-первых, полёт противника на предельно малых высотах объективно УМЕНЬШАЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ своевременного обнаружения по сравнению с вероятностью быть обнаруженным на высоте более 100 метров по вполне объективным причинам:
для наземных наблюдателей и РЛС дальность прямой видимости цели зависит от её высоты и от рельефа местности.
бортовым ОЛС и РЛС взлетевших самолётов приходится искать цель на фоне пассивных помех в виде отражений от подстилающей поверхности.
Недостатком полета на малых высотах является повышенный расход топлива, малая скорость, малая дальность полета (в плотных слоях атмосферы), малая дистанция обзора земной поверхности (удаленные наземные цели скрываются за горизонтом и рельефом местности), повышенная уязвимость для ЗРК и ЗУ малой дальности (которые могут случайно оказаться на пути) и ряд других недостатков.
Во-вторых, пуск ракеты делается ПРИ УСЛОВИИ, что противник обнаружен, причем условная ВЕРОЯТНОСТЬ(при условии, что противник обнаружен)поражения цели одной ракетой всегда меньше единицы и зависит от огромного количества факторов. Чем больше выпущено ракет, тем выше вероятность, что хотя бы одна ракета поразит цель, и меньше шансов, что все ракеты промажут (такое вполне может случиться, например, по техническим причинам). Само наличие ракет с дальностью пуска 150-300 км никак не гарантирует, что противник будет своевременно обнаружен на этой дальности в 150-300 км и не потеряется из виду за несколько минут подлетного времени ракет.
В-третьих, компактные коротковолновые БРЛС истребителей не способны обнаруживать малозаметные истребители противника на расстоянии более 50-150 км (в зависимости от ЭПР цели и её ориентации в пространстве) без внешнего целеуказания (от самолетов ДРЛО или наземных РЛС). При отсутствии своего самолета ДРЛО, способного обнаружить противника за 300-600 км, истребителям бессмысленно подвешивать ракеты воздух-воздух с дальностью пуска 150-300 км, так как без помощи ДРЛО их собственные БРЛС не смогут обнаружить цель на этой дальности.
Включая свою БРЛС истребитель демаскирует себя по излучению на сотни километров, при этом он сам еще не видит слабый отраженный сигнал от удаленных на 200-300 км самолетов, а противник уже способен засечь направление на источник излучения.
В-четвертых, при наличии своих самолетов ДРЛО, которые обнаруживают противника за сотни километров и дают целеуказание истребителям (противник видит, направление на источник излучения от ДРЛО, но ничего не может сделать за сотни километров), совсем не обязательно включать свою боротовую РЛС и предупреждать противника о своем присутствии, и уж тем более нет смысла захватывать его и переводить свою РЛС в режим сопровождения, намекая противнику, что вы уже рядом (так как на дистанции более 50-150 км ваша БРЛС не увидела бы его) и готовы пустить ракету средней дальности. В конце концов, кроме радара есть еще оптико-локационные системы и на дистанции в 50 км вполне реально обнаружить противника в пассивном режиме с помощью ОЛС.
Конкретный пример сценария "Издали"
(под "издали" понимается порядка 30-80 км, при условии незаметности и внезапности за счет выжидания на дистанции более 150 км благоприятного момента, когда источники облучения БРЛС перестанут светить на вас)
условия сценария:
- вы на малозаметноv истребителе, имеющем низкую ЭПР в коротковолновом диапазоне, вооружены только ракетами воздух-воздух средней дальности типа AIM-120, Р-27АЭ, Р-77, у вас есть свой самолет ДРЛО;
- противники могут быть на любых истребителях (даже на малозаметных), с любым аналогичным вооружением, но у них нет своего самолета ДРЛО;
Ваш истребитель продолжает лететь без форсажа в режиме малозаметности, ничего не излучая (целеуказание вы получаете от самолета ДРЛО), у вас обязательно включена пассивная система предупреждения об облучении. Если на территории под вами отсутсвуют ЗРК и ЗУ малой дальности, то имеет смысл прижаться к земле и лететь в низинах, огибая рельеф местности, чтобы как можно дольше оставаться незамеченным.
Если вдруг во время полета вас начнут облучать коротковолновой БРЛС истребители противника, то вы не реагируете до тех пор пока по информации ДРЛО от вас до противников больше 100-150 км (скорее всего они вас ещё не видят, особенно, если в данном ракурсе ваш самолет обладает малой ЭПР в коротковолновом диапазоне). Незаметно приблизившись на дистанцию 100-150 км к примерному району, где ДРЛО обнаружило противника вы ждете, чтобы он перестал светить на вас своим радаром (на дистанции 150 км его БРЛС скорее всего еще не видит вас, но приблизиться незаметно на 50 км не получится, так как с уменьшением дистанции вероятность обнаружения резко возрастает) либо стараетесь зайти с задней полусферы. В любом случае его радар не должен светить на вас, иначе при приближении вас скорее всего обнаружат.
Малозаметный самолет с низкой ЭПР, находясь на дистанции 100-150 км способен оставаться незаметным для коротковолновых БРЛС истребителей, дожидаясь момента, когда его перестанут облучать. После этого вы начинаете двигаться к предполагаемому району цели, включив свою пассивную оптико-локационну станцию и сканируя область перед собой стараетесь обнаружить противника с помощью ОЛС (причеми ни в коем случае не включаете свою РЛС, чтобы не спалиться).
Если вдруг в момент подкрадывания вас начнут облучать коротковолновой БРЛС истребители противника, то с дистанции менее 50-100 км вас скорее всего увидят и ваши шансы выжить резко снижаются. Но у вас еще будет порядка минуты, чтобы либо попытаться удрать на форсаже, не давая противнику использовать ракеты средней дальности (в плотном воздухе у земли они могут просто не дотянуться до удирающего самолета), либо вы можете включить свою БРЛС, обнаружить ближайших противников и сделать в ответку пуски ракет по ним (тогда от ракет придется удирать всем: и вам, и им), причем ракеты с полуактивной РЛ ГСН типа Р-27ЭР для этой задачи не годятся, так как их некому будет наводить (у вас нет времени подсвечивать цель, когда в вас уже летит ракета от противника).
Если вас не облучают, то скрытно обнаруживаете противника оптической системой на дистанции 20-80 км, захватываете его и делаете пуски ракеты средней дальности с активной РЛ ГСН типа AIM-120, Р-27АЭ, Р-77 или с пассивной ИК ГСН типа Р-27ЭТ (полуактивная ГСН типа Р-27ЭР не пойдет, так как мы не собираемся включать свой радар и излучать, к тому же у нас нет времени подсвечивать противника когда ракета будет подлетать к нему, так как нас самих могут сбить к тому моменту). В этот момент вас могут засечь (не факт, но могут), поэтому сразу же после пуска включаете форсаж и на полной скорости уходите в безопасном направлении, стараясь преодолеть как можно большую дистанцию в плотном воздухе, чтобы истратить кинетическую энергию ракет, которые могли быть пущены по вам вдогонку (даже если вас никто не облучает РЛС, то есть вероятность, что с 20-50 км вас обнаружили через пассивную ОЛС и сделали в вашу сторону пуски ракет с тепловой ГСН типа Р-27ЭТ, так что лучше перестраховаться и отлететь подальше).
За счет того, что ваше ДРЛО сообщает вам примерный район обнаруженных противников вы имеете возможность избегать встречи, сохранять дистанцию и держаться от них на расстоянии более 30-50 км, не давая им применять ракеты малой и средней дальности (которые потеряют кинетическую энергию при пуске в догонку раньше, чем успеют достичь цели).
При сохранении дистанции, единственная гипотетическая угроза - ракеты с дальностью 150-300 км, которые будучи пущенными в догонку с 50 км способны достать удирающий самолет, если он не увернется. Кроме того, этими же ракетами могут сбить ваш самолет ДРЛО, без которого вы уже не сможете в дальнейшем получать целеуказание на противников.
Тонкость в том, что у Росси во-первых, вообще нет малозаметных самолетов, а во-вторых, элементарно отсутствует даже необходимое количество современных ракет воздух-воздух средней дальности с активной РЛГСН, не говоря уже о ракетах большой дальности..
Последний раз редактировалось: Пионер (Чт Авг 19, 2010 10:48 pm), всего редактировалось 1 раз
Добавлено: Пт Авг 20, 2010 12:56 am Заголовок сообщения: Re: Су-34 и против F-22
И фки, и сушки, и миги, и всякие рапторы могут при некоторых условиях спокойно сбивать друг друга (по крайней мере нет никаких фундаментальных препятствий, чтобы миг не смог сбить раптора или наоборот). Но обязательным условием является обнаружение противника (либо своей бортовой РЛС, либо получить целеуказание от ДРЛО или от наземных РЛС), в конце концов, вслепую пускать самонаводящиеся ракеты в молоко наугад по всем направлениям в чистом небе слишком дорого и неэффективно.
Сушка может спокойно сбить Раптора при условии, что обнаружит его и сможет сделать пуск ракет.
Раптор может спокойно сбить Сушку при условии, что обнаружит её и сможет сделать пуск ракет.
Если сравнивать Су-35 и F-22, то в честном джентельменском бою, когда оба противника видят друг друга, никаких особых преимуществ у F-22 нет и сближаться с Сушкой ему опасно и бессмысленно, из-за того что оба видят друг друга дальность ракетного боя ограничена лишь типом подвешенных ракет (одно дело если у Сушки будут только ракеты малой и средней дальности Р-73 и Р-27, а другое дело если у неё есть пара полутонных Р-37), а исход боя зависит от прокладки (можно вообще не сближаться, а отвернуть и уйти на свою территорию, чтобы избежать невыгодного боя, так как элемент внезапности уже заведомо потерян).
Возможна ли ситуация, когда Сушка не видит Раптора на дистанции 20-60 км?
Например, ДРЛО нет, БРЛС выключена (чтобы не палиться), пока молчит СПО ищем противника через пассивную ОЛС для обеспечения внезапности. Вдруг в 60 км появляется коварный Раптор со своими AIM-120, включает радар и видит нас, у нас срабатывает СПО, мы разворачиваемся на источник излучения и тоже включаем радар, видим Раптора и пуски ракет по нам на пределе дальности (в плотных слоях атмосфере, а не на высотном потолке), пускаем ракеты в ответку тоже на пределе дальности, и в течение следующей минуты оба начинаем удирать от ракет средней дальности, которые постепенно приближаются, но дальности у них уже не хватает, чтобы достать нас в догонку. Итог: оба успели отвернуть, оба целы, все ракеты ушли в молоко.
Для надежного поражения своей ракетой Раптору надо незаметно приблизиться хотя бы километров на 20-40, иначе AIM-120 просто не дотянется в догонку, если Сушка отвернет и спикирует в плотную атмосферу. Следовательно, либо Сушка должна выключить свою БРЛС, чтобы не видеть приближающегося Раптора, либо кто-то со стороны должен ставить очень мощные активные помехи, так чтобы Сушка видела лишь источники помех, но не видела подкрадывающегося коварного Раптора...
Добавлено: Пт Авг 20, 2010 1:18 am Заголовок сообщения: Re: Су-34 и против F-22
Су не летает с выключенным БРЛС, это глупо. А если цель летит ближе к земле БРЛС самолета она очень легко палится. _________________ Мужик,теряющий лицо,
почуяв страх едва,
теряет,в сущности,яйцо,
а их – всего лишь два.
Добавлено: Пт Авг 20, 2010 1:19 am Заголовок сообщения: Re: Су-34 и против F-22
О, опять молитвы на Помехи.
Да американцы даже несчастную Югославию помехами заглушить не смогли, сколько можно повторять это нелепое слово? _________________ Мужик,теряющий лицо,
почуяв страх едва,
теряет,в сущности,яйцо,
а их – всего лишь два.
Добавлено: Пт Авг 20, 2010 5:52 pm Заголовок сообщения: Re: Су-34 и против F-22
Estrendor писал(а):
Да американцы даже несчастную Югославию помехами заглушить не смогли, сколько можно повторять это нелепое слово?
Всё относительно. Югославию задавили так, что относительные потери самолетов НАТО не превысили 0,2% из всех самолетовылетов (за 11 недель со стороны НАТО было совершено более 20 тысяч самолётовылетов, а по заявлениям Югославской стороны за это время было сбито или повреждено всего лишь порядка 30-50 самолётов НАТО). Фактически, вылетая на задание пилоты НАТО могли быть уверены, что в 998 случаях из 1000 их не собьют и даже не повредят. Это очень высокий показатель: более 99,8% взлетевших самолетов вернулось обратно.
Добавлено: Сб Авг 21, 2010 2:16 pm Заголовок сообщения: Re: Су-34 и против F-22
Малозаметность и средства РЭБ. Законы физики никто не отменял.
Для невежественных скептиков и гуманитариев, которые наивно считают, что отстуствие малозаметности можно скомпенсировать средствами РЭБ, привожу наглядное и понятное доказательство того, что (малозаметные самолёты + средства РЭБ) имеют колоссальное качественное преимущество против (обычных самолетов + средств РЭБ), несравненно большее чем просто (малозаметные самолеты) против (обычных самолетов). Именно малозаметность резко повышает эффективность средств РЭБ (на порядок!), которой никогда не смогут добиться обычные самолёты, применением только средств РЭБ, но не имея малозаметности. Получилась целая статья.
В условиях отсутствия помех снижение дальности обнаружения пропорционально всего лишь корню четвертой степени от снижения ЭПР, поэтому преимущество малозаметных самолетов очень незначительное: без помех уменьшение ЭПР в 1000 раз снижает дальность обнаружения лишь в 1000^(1/4) ~ 5,62 раза по сравнению с обычным самолетом. Зато при правильной постановке помех уменьшение дальности обнаружения становится пропорционально квадратному корню от снижения ЭПР, меняется сам закон изменения дальности обнаружения от ЭПР, это колоссальное преимущество: при правильной постановке помех уменьшение ЭПР в 1000 раз снижает дальность обнаружения в 1000^(1/2) ~ 31,62 раза по сравнению с обычным самолетом, прикрытым такими же средствами РЭБ и ещё больше по сравнению с обычным самолётом, не прикрытым даже средствами РЭБ. Применение средств РЭБ дает малозаметным самолетам такое огромное преимущество над обычными (даже если они тоже используют РЭБ), которое невозможно получить в условиях отстутствия помех.
Излучение, отражение, обнаружение
1. Излучение от РЛС до цели. Для достижения максимальной дальности обнаружения малозаметных целей РЛС должна максимизировать мощность W излучаемых импульсов, направить излучение в район цели и минимизировать угол F рассеивания излучения в пространстве, тем самым увеличив поверхностную плотность потока излучения в районе цели:
[W] Максимальная мощность излучаемых РЛС импульсов ограничена и равна Wизлуч "Вт".
[F] Минимальный угол рассеивания излучения ограничен и равен Fизлуч "рад" (без учета сканирования)
[R] Излученный сигнал преодолевает от РЛС до цели расстояние R "м".
[S] Площадь облучаемого сегмента сферы на расстоянии R равна:
Sизлуч(R) = 2*pi*R*R*(1 - cos(Fизлуч/2)) "кв.м.".
[E] Поверхностная плотность потока излучения на расстоянии R равна:
Eизлуч(R) = Wизлуч/Sизлуч(R) "Вт/(кв*м)"
2. Отражение излучения от цели до РЛС. Для уменьшения заметности цель должна минимизовать свою эффективную площадь рассеяния (ЭПР) в диапазоне рабочих частот РЛС противника путем уменьшения геометрических размеров, поглощением сигнала и уменьшением отражений в сторону РЛС.
[W] Суммарная мощность отражаемого целью излучения импульса:
Wотраж(ЭПР) = ЭПР*Eизлуч(R) = ЭПР*Wизлуч/Sизлуч(R) "Вт"
[F] Эффективный угол рассеивания излучения Fотраж = 2*pi для ЭПР
[R] Отраженный сигнал преодолевает от цели до РЛС расстояние R "м".
[S] Площадь облучаемой поверхности сферы на расстоянии R равна:
Sотраж(R) = 4*pi*R*R "кв.м.".
[E] Поверхностная плотность потока излучения на расстоянии R равна:
Eотраж(R) = Wотраж/Sотраж(R) = ЭПР*Wизлуч/(Sизлуч(R)*Sотраж(R)) "Вт/(кв*м)"
3. Обнаружение цели по отраженному излучению. Для достижения максимальной дальности обнаружения малозаметных целей РЛС должна максимизировать эффективную площадь антенны (ЭПА), через которую принимается отраженный сигнал,
Суммарная мощность принимаемого антенной РЛС отраженного излучения импульса:
Wсигнал(ЭПА) = ЭПА*Eотраж(R) = ЭПА*ЭПР*Wизлуч/(Sизлуч(R)*Sотраж(R)) "Вт"
Подставляя Sизлуч(R) и Sотраж(R) получаем, что уровень сигнала, который принимает РЛС обратно пропорционален четвертой степени расстояния R от РЛС до цели:
Wсигнал(ЭПА) = ЭПА*ЭПР*Wизлуч/(8*pi*pi*R*R*R*R*(1 - cos(Fизлуч/2)))
РЛС способна надежно обнаружить цель c заданной ЭПР на дистанции R только если уровень принятого отраженного сигнала Wсигнал(ЭПА) превышает суммарный уровень внутренних шумов аппаратуры Wшум и уровень внешних помех Wпомех(ЭПА), наводящихся на приемную антенну на рабочей частоте РЛС, более чем в Lmin раз:
Wсигнал(ЭПА)/(Wшум + Wпомех(ЭПА)) > Lmin,
где Lmin - минимальное соотношение "сигнал/шум", зависящее от чувствительности аппаратуры, при котором РЛС ещё способна обнаружить цель по отраженному сигналу.
Минимально необходимый уровень отраженного сигнала для обнаружения цели:
Wсигнал(ЭПА) = Lmin*(Wшум+Wпомех)
Чтобы определить максимальную дальность обнаружения цели с заданной ЭПР при заданном уровне помех достаточно подставить начение Wсигнал(ЭПА) = Lmin*(Wшум+Wпомех) в выражение суммарной мощности принимаемого антенной РЛС отраженного излучения импульса:
Wсигнал(ЭПА) = ЭПА*ЭПР*Wизлуч/(8*pi*pi*R*R*R*R*(1 - cos(Fизлуч/2)))
Уравнение (1) для определения максимальной дальности R обнаружения цели:
Lmin*(Wшум+Wпомех) = ЭПА*ЭПР*Wизлуч/(8*pi*pi*R*R*R*R*(1 - cos(Fизлуч/2)))
Расчёт максимальной дальности обнаружения цели
Случай 1. Идеальные условия: внешние помехи и наводки на антенну полностью отсутствуют
(на рабочей частоте РЛС)
Поверхностная плотность потока излучения помех в любой точке пространства близка к нулю:
Eпомех(R) = 0
Суммарная мощность принимаемого антенной РЛС излучения помех близка к нулю:
Wпомех(ЭПА) = ЭПА*Eпомех(R) = 0 Wшум >> Wпомех(ЭПА)
(пренебрегаем уровнем внешних помех, наводящихся на антенну, по сравнению с тепловым шумом аппаратуры)
Уравнение (1) для определения максимальную дальности R обнаружения цели:
Lmin*Wшум = ЭПА*ЭПР*Wизлуч/(8*pi*pi*R*R*R*R*(1 - cos(Fизлуч/2)))
Максимальная дальность обнаружения цели с заданной ЭПР при отсутствии помех:
R = [ ЭПА*ЭПР*Wизлуч/(Lmin*Wшум*8*pi*pi*(1 - cos(Fизлуч/2))) ] ^ (1/4)
Таким образом, при отсутствии помех, дальность обнаружения цели зависит от чувствительности аппаратуры и прямо пропорциональна корню четвертой степени от произведения ЭПА приемной РЛС и ЭПР отражающей цели:
R ~ (ЭПA*ЭПР)^(1/4)
Случай 2. Реальные условия: постоянный шум во всех точках пространства
(на рабочей частоте РЛС)
Поверхностная плотность потока излучения помех в любой точке пространства постоянна:
Eпомех(R) = CONST
Суммарная мощность принимаемого антенной РЛС излучения помех:
Wпомех(ЭПА) = ЭПА*Eпомех(R) Wпомех(ЭПА) >> Wшум
(пренебрегаем уровнем теплового шума аппаратуры по сравнению с наводящимися на антенну внешними помехами)
Уравнение (1) для определения максимальную дальности R обнаружения цели:
Lmin*ЭПА*Eпомех(R) = ЭПА*ЭПР*Wизлуч/(8*pi*pi*R*R*R*R*(1 - cos(Fизлуч/2)))
(ЭПА слева и справа сокращается, поэтому площадь приемной антенны РЛС практически не играет роли, если наводимые на антенну помехи прямо пропорциональны её площади и много больше уровня внутренних шумов аппаратуры)
Максимальная дальность обнаружения цели с заданной ЭПР при постоянных внешних помехах:
R = [ ЭПР*Wизлуч/(Lmin*Eпомех(R)*8*pi*pi*(1 - cos(Fизлуч/2))) ] ^ (1/4)
Таким образом, при наличии постоянных внешних помех во всех точках пространства, дальность обнаружения цели прямо пропорциональна корню четвертой степени от ЭПР отражающей цели:
R ~ ЭПР^(1/4)
Случай 3. Боевые условия: постановка активных помех около прикрываемой цели на рабочей частоте РЛС противника. Постановщики помех расположены около цели или буксируются ей на безопасном расстоянии и прикрывают её от обнаружения, излучая в сторону РЛС противника направленную помеху, мощность которой в заданном диапазоне частот на порядки превосходит мощность отраженного от цели излучения РЛС той же частоты. Для достижения максимальной дальности глушения РЛС противника постановщики помех, подстраиваясь под рабочую частоту РЛС противника, должны максимизировать мощность Wпомех излучаемых импульсов помех на этой частоте, направить излучение в район РЛС противника и минимизировать угол F рассеивания излучения в пространстве, тем самым увеличив поверхностную плотность потока излучения в районе РЛС противника:
[W] Максимальная мощность излучаемых импульсов помех ограничена и равна Wпомех "Вт".
(если помехи излучаются в широком спектре частот для подавления различных РЛС, тогда необходимо учитывать не общую мощность широкополосной помехи, а спекртальную плотность мощности в узком рабочем диапазоне конкретной РЛС)
[F] Минимальный угол рассеивания излучения ограничен и равен Fпомех "рад" (без учета сканирования)
[R] Излученный сигнал преодолевает от постановщика помех до РЛС расстояние R "м".
[S] Площадь облучаемого сегмента сферы на расстоянии R равна:
Sпомех(R) = 2*pi*R*R*(1 - cos(Fпомех/2)) "кв.м.".
[E] Поверхностная плотность потока излучения на расстоянии R равна:
Eпомех(R) = Wпомех/Sпомех(R) "Вт/(кв*м)"
Суммарная мощность принимаемого антенной РЛС излучения импульса помех:
Wпомех(ЭПА) = ЭПА*Eпомех(R) = ЭПА*Wпомех/Sпомех(R)
Подставляя Sпомех(R) получаем, что уровень помехи, который принимает РЛС обратно пропорционален квадрату расстояния R от РЛС до цели, рядом с которой расположены постановщики помех:
Wпомех(ЭПА) = ЭПА*Wпомех/2*pi*R*R*(1 - cos(Fпомех/2)) Wпомех(ЭПА) >> Wшум
(пренебрегаем уровнем теплового шума аппаратуры по сравнению с наводящимися на антенну внешними помехами)
Уравнение (1) для определения максимальную дальности R обнаружения цели:
Lmin*ЭПА*Wпомех/2*pi*R*R*(1 - cos(Fпомех/2)) = ЭПА*ЭПР*Wизлуч/(8*pi*pi*R*R*R*R*(1 - cos(Fизлуч/2)))
(ЭПА слева и справа сокращается, поэтому площадь приемной антенны РЛС практически не играет роли, если наводимые на антенну помехи прямо пропорциональны её площади и много больше уровня внутренних шумов аппаратуры)
Максимальная дальность обнаружения цели с заданной ЭПР при наличии внешних помех, которые излучают постановщики помех, расположенные рядом с целью:
R = [ ЭПР*Wизлуч*(1 - cos(Fпомех/2) / (Lmin*4*Wпомех*(1 - cos(Fизлуч/2))) ] ^ (1/2)
Таким образом, при наличии внешних помех, которые излучают постановщики помех, расположенные рядом с целью, дальность обнаружения цели прямо пропорциональна квадратному корню от ЭПР цели:
R ~ ЭПР^(1/2)
Преимущество малозаметных самолётов
Итак, малозаметные самолеты с низкой ЭПР имеют очень незначительное преимущество по дальности обнаружения при отсутствии постановщиков помех рядом с ними, так что пилоты малозаметных самолётов в буквальном смысле должны "молиться на помехи". При отсутствии постановщика помех снижение дальности обнаружения пропорционально всего лишь корню четвертой степени от снижения ЭПР.
Если неизлучающий самолёт с ЭПР 10 кв. м. в сантиметровом диапазоне обнаруживается БРЛС за 200 км,
Тогда неизлучающий самолёт с ЭПР 1 кв. м. обнаруживается этой же БРЛС за 200/(10^(1/4)) = 112 км
(снижение ЭПР в 10 раз приведет к снижению дальности обнаружения в 10^(1/4) ~ 1,78 раз)
Тогда пассивная ракета с ЭПР 0,1 кв. м. обнаруживается этой же БРЛС за 200/(100^(1/4)) = 63 км
(снижение ЭПР в 100 раз приведет к снижению дальности обнаружения в 100^(1/4) ~ 3,16 раз)
При отсутствии постановщиков помех, летящих рядом с целью, уменьшение ЭПР в 100 раз сокращает дистанцию обнаружения всего лишь в 3 раза по сравнению с обычным самолётом.
С другой стороны, если рядом с малозаметным самолётом летят постановщики помех, то малозаметные самолёты получают колоссальное преимущество по дальности обнаружения по сравнению с обычными самолётами, рядом с которыми летят аналогичные постановщики помех. При наличии постановщиков помех возле цели снижение дальности обнаружения пропорционально квадратному корню от снижения ЭПР.
Если неизлучающий самолёт с ЭПР 10 кв. м., в сантиметровом диапазоне обнаруживается БРЛС за 100 км
(при наличии летящих рядом с целью постановщиков помех)
Тогда неизлучающий самолёт с ЭПР 1 кв. м. обнаруживается этой же БРЛС за 100/(10^(1/2)) = 31,62 км
(снижение ЭПР в 10 раз приведет к снижению дальности обнаружения в 10^(1/2) ~ 3,16 раз, при наличии летящих рядом с ним постановщиков помех)
Тогда пассивная ракета с ЭПР 0,1 кв. м. обнаруживается этой же БРЛС за 100/(100^(1/2)) = 10 км
(снижение ЭПР в 100 раз приведет к снижению дальности обнаружения в 100^(1/2) ~ 10 раз, при наличии летящих рядом с ней постановщиков помех)
При наличии постановщиков помех, летящих рядом с целью, уменьшение ЭПР в те же самые 100 раз сокращает дистанцию обнаружения уже в 10 раз по сравнению с обычным самолётом, прикрытым аналогичными постановщиками помех и ещё больше по сравнению с обычным самолётом, не прикрытым даже средствами РЭБ. На большей дистанции противник обнаружит лишь постановщики помех, но не увидит малозаметного самолёта, который они прикрывают, и не сможет навести на него ракету.
Постановщики активных помех
Конечно, постановщики помех демаскируют своим узлучением свое присутствие и попытку замаскировать малозаметные самолеты, поэтому они включаются только в тот момент, когда входят в зону видимости РЛС противника и должны быть выключены, если облучение от РЛС противника отстутсвует или очень слабое.
В зоне видимости РЛС противника, постановщики помех включаются и маскируют своим мощным излучением прикрываемый неизлучающий малозаметный самолет и не дают РЛС противника обнаружить его на определенной рассчитанной дистанции. В таких условиях малозаметный самолет со сниженной в 1000 раз ЭПР под определенным ракурсом способен оставаться невидимым для противника даже на малых дистанциях (например, 5-20 км), в то время как обычный самолет, прикрытый такими же помехами, будет заметен в 10 раз дальше (например, 50-200 км).
Разумеется, одинокий постановщик помех рискует быть сбитым пассивной ракетой, выпущенной на его излучение, так как противник способен без проблем определить направление на одиночные источники активных помех с высокой точностью. Поэтому в районе боевых действий:
постановщиков помех должно быть несколько (чтобы затруднить наведение пассивной ракеты на источник излученя, замаскированный другими источниками излучения).
все постановщики помех должны периодически выключаться и менять позицию, работая попеременно (чтобы сбить захват у выпущенных на их излучение ракет).
помехи должны ставиться в направлении источников излучения РЛС противника и на рабочей частоте этих РЛС (чтобы увеличить поверхностную плотность потока излучения помех в районе приемной антенны РЛС противника).
при отстутсвии облучения от РЛС противника постановщики помех должны быть выключены (чтобы не демаскировать своим излучением факт присутствия себя и прикрываемых самолетов и чтобы не поймать ракету с пассивным наведением на источник помехи).
они должны лететь не очень далеко от прикрываемого малозаметного самолета (чтобы увеличивалась мощность помех при приближении противника к прикрываемому самолету).
выключенный постановщик помех должен быть малозаметным и иметь возможность пассивно маскироваться помехами других постановщиков (это может беспилотный самолет малых размеров, или ещё один пилотируемый малозаметный самолёт с низкой ЭПР, который выключает РЭБ в тот момент, когда его включают другие, или буксируемый на безопасном расстоянии контейнер РЭБ).
постановщики помех должны держаться на некотором безопасном расстоянии от прикрываемых самолетов (чтобы их не зацепило, если собьют один из постановщиков помех и чтобы противник не смог по излучению помех узнать точные координаты малозаметного самолета, кроме догадок о его возможном положении).
В простейшем случае на дозвуковой скорости для самоприкрытия несколько малозаметных самолетов, которые летят на безопасном расстоянии друг от друга, могут буксировать компактные устройства-постановщики помех на безопасной переменной дистанции позади себя, попеременно включая и выключая их, так чтобы одновременно работало по крайней мере 2 постановщика помех (чтобы не дать обнаружить точную позицию малозаметных самолетов и хоть как-то "размыть" источник излучения помех), хотя бы 1 постановщик помех был выключен (на случай, если в него уже летит ракета с пассивным наведением, за подлетное время которой попеременно должны успеть выключиться все постановщики) и так, чтобы расстояние от постановщиков помех до прикрываемых самолетов менялось (чтобы нельзя было "угадать" точную позицию малозаметного самолета по позиции источника помех).
До тех пор пока на частоте РЛС противника будут работать постановщики помех, малозаметные самолеты будут совершенно невидимыми для РЛС противника с определенной дистанции, которую можно заранее рассчитать зная параметры РЛС противника и ЭПР своих самолетов в заданном диапазоне частот и мощность своих средств РЭБ на рабочей частоте вражеских РЛС. Дальше этой дистанции навести ракету на малоазметный самолет будет невозможно, до тех пор пока ещё работают постановщики помех. Самолет "где-то там", но с данной дистанции его не видно и невозможно захватить.
Обычным истребителям придется либо резко сокращать дистанцию, что обнаружить и захватить сблизи малозаметный самолет, но при этом на определенной дистанции самолеты с высокой ЭПР рискуют быть внезапно атакованными ракетами средней дальности с дистанции 20 - 60 км. Конечно, за подлетное время ракет можно успеть сделать ответные пуски по "засветившемуся" атакующему, но прежде чем ракеты долетят малозаметный самолет имеет возможность вернуться в режим "малозаметности" и затеряться на фоне помех, сбив захват у ракеты, до того как она долетит, а обычный самолет такой возможности "малозаметности" на данной дистанции уже не имеет и приближающаяся ракета уже четко видит его даже на фоне помех (по крайней мере более четко, чем малозаметный самолет, который имеет огромное преимущество в скрытности, когда рядом с ним постановщики помех).
Либо придется сбивать все постановщики помех, пуская ракеты в направлении на источники излучения, точное расстояние до которых неизвестно, и которые в любой момент могут выключиться (вероятность поражения таких целей относительно низка, ракет может просто физически нехватить даже чтобы подловить хотя бы 1 постановщик помех, который грамотно взаимодействует с другими постановщиками помех, особенно если выключенные постановщики помех и радиоловушки являются малозаметными буксируемыми внешними контейнерами).
Вывод
Наличие малозаметных самолётов с низкой ЭПР резко повышает эффективность средств РЭБ до качественно нового уровня, которого невозможно добиться применением обычных самолётов с высокой ЭПР, прикрытых аналогичными средствами РЭБ. В сантиметровом диапазоне, в котором работают большинство БРЛС современных истребителей, связка "малозаметный самолет + РЭБ" позволяет стать малозаметному самолету в буквальном смысле невидимым на таких малых дистанциях, которые в 10-30 раз меньше дистанции видимости обычного самолета (прикрытого аналогичными средствами РЭБ).
Возможности безопасного прорыва ПВО и выживаемости в воздушных боях у малозаметных самолетов с низкой ЭПР резко увеличиваются на качественном уровне при наличии постановщиков помех (меняется сам закон зависимости дистанции обнаружения от ЭПР), летящих рядом и направляющих помеху в сторону источника излучения РЛС. Обычными самолетами, имеющими высокую ЭПР и аналогичные средства РЭБ, практически невозможно добиться таких результатов, которые дает связка [малозаметный самолет + средства РЭБ].
[Малозаметный самолет с низкой ЭПР] против [Обычного самолета с высокой ЭПР] Преимущество незначительно даже при наличии ракет воздух-воздух большой дальности.
В условиях отсутствия источника помех около малозаметного самолета снижение дальности обнаружения пропорционально всего лишь корню четвертой степени от снижения ЭПР:
R ~ ЭПР^(1/4)
(уменьшение ЭПР в 1000 раз уменьшает дальность обнаружения лишь в 5,62 раза)
[Малозаметный самолет + РЭБ] против [Обычного самолета + РЭБ] Преимущество огромно даже при использовании ракет воздух-воздух средней дальности.
При наличии постановщиков помех возле малозаметного самолета уменьшение дальности обнаружения становится пропорционально квадратному корню от снижения ЭПР:
R ~ ЭПР^(1/2)
(уменьшение ЭПР в 1000 раз уменьшает дальность обнаружения в целых в 31,62 раза!)
Добавлено: Вт Авг 24, 2010 11:47 pm Заголовок сообщения: Re: Су-34 и против F-22
Estrendor Придерживайтесь правил дискуссии.
Поправлять Ваши посты нет желания, всё не соответствующее правилам удаляю.
Для большей ясности "за что" - читайте ветку "О модерации".
Не согласны с Пионером - адекватно аргументируйте.
Добавлено: Вт Фев 08, 2011 2:47 pm Заголовок сообщения: Re: Су-34 и против F-22
Цитата:
В США на авиабазе ВВС Эдвардс совершил первый полет палубный беспилотник X-47B UCAS-D, который в перспективе может составить основу беспилотной авиации ВМС.
X-47B совершил первый полет 4 февраля 2011 года на базе ВВС США Эдвардс в Калифорнии. Беспилотный летательный аппарат пробыл в воздухе 29 минут и, по заявлению разработчика, американской компании Northrop Grumman, отработал так, как и ожидалось. В ходе полета X-47B с выпущенными шасси поднялся на высоту в 1,5 тысячи метров. Во время испытаний проверялась работа навигационного оборудования и систем управления аппаратом.
- А в США за счет каких инвестиций был создан двигатель 5-го поколения – частных или государственных?
- Целиком за счет бюджетного финансирования.
- И каков был его объем?
- Это миллиарды долларов. На программу создания двигателя для самолета 5-го поколения F-22 было истрачено пять миллиардов.
- Можно ли будет использовать научно-технические наработки, созданные в рамках двигателя 5-го поколения, при проектировании гражданских авиационных и промышленных двигателей?
- При создании нового двигателя мы предлагаем концепцию базового газогенератора, на основе которого путем его моделирования и изменения параметров наружного контура могут создаваться высокоэффективные гражданские двигатели, приводы для газоперекачивающих, энергетических и судовых агрегатов. Такой путь приносит приличную экономию средств. Это искусство - заложить газогенератор. Такой газогенератор, на основе которого можно создать целый параметрический ряд двигателей различного назначения.
- Когда, на Ваш взгляд, на «повестку дня» в России и в мире выйдет двигатель 6-го поколения?
- Вообще в истории науки и техники есть периоды плавного развития, а есть «скачки», и предвидеть эти скачки – не так просто, хотя, я считаю, что в настоящее время накапливается критическая масса новых знаний, и достаточно скоро, в течение ближайших десяти лет такой «скачок» должен произойти.
- Что входит в эту «критическую массу новых знаний»?
- Например, разработали керамику, со свойствами, которые позволяют делать из нее рабочую лопатку с принципиально новыми характеристиками и по весу, и по прочности, и по ресурсу. Кроме того, ведутся научно-исследовательские работы по двигателю без маслосистемы и по ротору с магнитным подвесом. То есть, как я понимаю, двигатель 6-го поколения должен отличаться и принципами организации рабочего процесса, и материалами, потому что это должен быть очень серьезный шаг вперед. Традиционная схема газотурбинного двигателя исчерпала себя. Любая техническая система развивается так: если по оси ординат разложить эффект, по оси абсцисс – средства, она идет по экспоненте. То есть сначала вкладываешь немного, а эффект получаешь большой. Когда же график подходит к асимптоте, то вкладываешь средства большие, а эффект наоборот незначительный. Сейчас мы находимся на этой асимптоте – и мы, и американцы. Поэтому надо что-то принципиально новое. В рамках создания перспективного двигателя мы сталкиваемся с такими технологиями, которые соприкасаются с чем-то еще неизведанным, с тем, что человек еще не понял и не познал. Новый двигатель закладывается за гранью существующего знания. Я думаю, в ближайшие 10 лет должно появится что-то принципиально новое. Когда я учился в школе, в институте, думал: «Как поздно я родился – все уже открыли, открывать нечего». А сейчас, чем больше я работаю, живу, думаю: «Так рано родился, еще столько всего неизведанного». Познание – как шар. Чем больше знаешь, тем больше поверхность соприкосновения с непознанным. И в области поиска принципиально новых решений мы с американцами равны, здесь отставания нет. У нас сейчас есть несколько прорывных идей. Например, наша концепция пульсирующего двигателя – сам принцип известен давно, но мы нашли совершенно оригинальную форму его реализации, нам удалось поймать принципиально новый физический процесс, и мы тут впереди американцев. Другое дело – они там что-то почувствовали и стали вкладывать в это средства, а нам тут ничего не дают, надувают щеки и говорят: «Да, хорошо, но денег вы не получите». Сейчас зашевелилось – инновационную компанию на уровне правительства создают. Посмотрим, что из этого выйдет.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах