malchish.org malchish.org
Это архив форума! Test!
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Ценообразование при социализме.
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 10, 11, 12 ... 14, 15, 16  След.
 
Начать новую тему       Список форумов malchish.org -> Вопросы теории
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Вольд
Политик


Зарегистрирован: 02.11.2008
Сообщения: 997
Откуда: Самара

СообщениеДобавлено: Пн Дек 21, 2009 12:15 pm    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

maxon писал(а):

Во-вторых, были положительные опыты уже с автоматизацией планирования. Это система ОГАС, успешно внедрённая в ВПК. Это система Бира в Чили времён Альенде. Я даже полагаю, что успехи социалистической Чили в автоматизации планирования экономикой послужили одним из поводов для инициации военного переворота.


Ну, ВПК у нас находилось на привилегированном месте, поэтому у них был бонус. Были ещё предложение математика-экономиста Л.В. Канторовича по оптимизации цен. В принципе, я считаю, что экономика СССР строилась не дураками даже в 70-е, но т.к. она сильно отличалась от капсистемы, да и от ортодоксального марксизма, то и строить её надо было по своим лекалам, что было сложно. Но это не значит, что не возможно.

Цитата:
Цитата:
В принципе в СССР план определял спрос. В капстранах всё наоборот.


Я не понял этого. В капстранах спрос определял план? Как именно план определял спрос в СССР? План определял производство. А спрос определялся потребностями. Проблема СССР была в том, что план слабо учитывал потребности и производство не удовлетворяло спрос.


Может быть, выразился не совсем корректно.
Вы говорите, что многие законы в природе едины. Я с этим согласен. Если рассматривать экономику укрупнено (на стратегическом уровне), то и капиталистическая, и социалистическая экономика стремиться к закону «сохранения энергии», т.е. всё что произведено – должно быть употреблено. Соответственно, если экономика растёт, то должен расти и спрос. Чем лучше этот спрос удовлетворяет производством, тем устойчивее система. По этому, если рассматривать укрупнено: у социализма план определяет возможность обеспечить наличным производством спрос (хотя реальный спрос может быть другим), что можно поставить в аналогию при капитализме: спрос – предложение. Это один и тот же процесс в экономике на тактическом уровне, но на этом уровне между экономиками различных формаций наблюдается уже расхождение: план и рынок (соответственно, и вектор усилий имеет разное направление).

Цитата:
План может быть сколь угодно точным в зависимости от точности расчётов, учёта всех параметров производства и наиболее полного определения потребностей. Потребности же учитываются только те, что лежат в рамках доступных ресурсов. По этому поводу (учёта потребностей) можно строить очень разные механизмы. Я в своё время долго фантазировал на эту тему. Это ведь очень не простой вопрос.

Конечно всё это очень далеко от нынешней "денежной" экономики, где всё строится на понятии "прибыли". Прибыль, нажива - элемент чисто рыночной экономики. В полностью плановой экономике и деньги не нужны.


Если не нужны деньги, то это либо карточки, либо человек другого склада сознания, которому чужд «дух потребительства», что говорит снова о преимуществе идеального над материальным.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
maxon
Site Admin


Зарегистрирован: 06.08.2004
Сообщения: 5657

СообщениеДобавлено: Пн Дек 21, 2009 2:21 pm    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

Баламут писал(а):
Егишянц вполне трезво формулирует свою мысль: поток заявок на товары характеризуется не просто средним значением, но и дисперсией, поскольку является случайной величиной. И закон распределения желательно знать заранее.
По этой причине, оптимизация по критерию полной загрузки производства ведет к регулярному дефициту (либо постановка в очередь, либо отказ от обслуживания)


В этом он прав и это только добавляет некую специфику к алгоритму планирования.

Вольд писал(а):
Так вот меня лично мир Оруэлла не устраивает, а дальнейшее развитие капитализма приведёт именно к нему – по крайней мере, развитие ситуации на Западе тяготеет к этому варианту.

Этот мир устроит только тех, кто планирует оказаться в высшей касте этого кастового общества. И естественно, что финансовая олигархия тянет ход истории именно к этому варианту по этой простой причине - она планирует оказаться высшей кастой. И по этой же причине банкиры помогали Троцкому. Троцкий должен был осуществить именно этот вариант. Но Ленин и Сталин помешали такому ходу истории. Будем им очень благодарны за это. Нынешние либералы, кстати, ненавидят Сталина прежде всего по этой причине. Сталин пустил в расход их основную гвардию в 1937-м.

Но Сталин же показал и возможность второго варианта - носовского Солнечного города. Он успешно шёл к осуществлению. Элементарно не хватило времени, а власть в стране после Сталина опять перехватили троцкисты. Хрущёв - троцкист, он обязан карьере дружбой с женой Сталина (они учились вместе) и возможно Сталин пощадил его из-за этого же.

Цитата:
Другое дело, я как-то проанализировал развитие СССР через призму истмата, и вот какую картину получил:

Во-первых, царская Россия была далеко не передовой страной, но именно в ней случилась социалистическая революция. Помните, как большевики ждали Мировой революции или хотя бы ревпожара в Германии. Этого не произошло, на что, ещё один прагматик Ленин, нашёл простое объяснение: если представилась возможность захватить власть для народа, то, что же, отказываться что ли? Конечно, нет! Социализм можно строить и при недостаточной развитости средств производства.


Замечу: в Германии была своя социалистическая революция. Была ноябрьская революция:
"9 ноября 1918 года в 12 часов дня Максимилиан Баденский самовольно заявил об отречении ещё сомневавшегося кайзера Вильгельма II от власти и вместе со своей отставкой передал председателю социал-демократического большинства Фридриху Эберту ключи от ведомства рейхсканцлера."
Это был полный аналог нашей февральской революции 1917 года. И был аналог октябрьской социалистической - январское восстание спартакистов 1919 года. Тогда и погибли Роза Люксембург и Карл Либкнехт, аналоги Ленина и Троцкого. Просто им там не повезло, власть взять не удалось, нашлись другие желающие. Да и войска оказались поближе, чем в России. Но, самое забавное, что и Гитлер-то был социалистом! За приставкой "национал-" шло название его партии - СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ! Его партия просто отражала реакцию немецких социалистов на "троцкизм" - на сионистский план захвата власти. Их решили попросту вышвырнуть из Германии. Проблема была в том, что никто не хотел у себя принимать евреев. Отсюда и возник план Израиля и сговор Гитлера с сионистами. Гитлер не собирался сжигать евреев, он собирался их выселять в Палестину. Сионистов его план устроил - им тоже нужно было своё государство. До начала второй мировой Гитлер просто депортировал евреев. Доходило до каких-то забавных ситуаций - евреев гоняли между границами и обе страны (например Польша и Германия) отказывались их принять.

Ещё забавно. Гитлер, в своём стремлении основать Израиль (он тогда находился под англичанами) отправил воевать в Африку Роммеля. Тот должен был освободить Палестину от англичан пройдя через Северную Африку. Евреи же в это время вели партизанскую войну против англичан в Палестине. О чём сейчас старательно молчат. Ну это уже отступление от темы... Главное же, Гитлер был социалистом. Хоть и с националистическим оттенком. Строил социализм исключительно для немцев.

Второй момент. В России социализм начали строить не сразу. Сначала был НЭП. Это капитализм. То, что сейчас в Китае. Точнее это госкапитализм, который является переходным этапом к социализму. То есть Ленин понимал, что без развития капитализма социализм не возможен. Нельзя перепрыгивать через этап развития. Китайцы этот урок усвоили.

Цитата:
Так что основа соцэкономики это утверждение, что экономика для человека, а не для прибылей. При выполнении такого постулата экономика развивается согласно уровню развития средств производства, но государство остаётся социалистическим.


Конечно. И это не противоречит моим взглядам.

Цитата:
Если рассматривать экономику укрупнено (на стратегическом уровне), то и капиталистическая, и социалистическая экономика стремиться к закону «сохранения энергии», т.е. всё что произведено – должно быть употреблено. Соответственно, если экономика растёт, то должен расти и спрос.


И это верно. Просто рынок - это некий промежуточный механизм, который имеет "паразитный" эффект - стремление к абстрактной прибыли конкретных хозяйствующих субъектов.

Цитата:
Если не нужны деньги, то это либо карточки, либо человек другого склада сознания, которому чужд «дух потребительства», что говорит снова о преимуществе идеального над материальным.


Деньги - это средство обмена, атрибут рынка. Нет рынка - не нужны и деньги. При плановой экономике обмена как такового нет - обеспечение ресурсами идёт по потребностям. Деньги могут тут нести лишь форму учёта требуемых ресурсов. Но тут я бы разделил ресурсы по видам - минеральные, энергетические, временные. Тут не деньги нужны, а другие единицы измерения именно разных ресурсов. И только для задачи планирования, а не обмена.

А насчёт «духа потребительства» замечу следующее. Да, я материалист. И я уверен, что наши потребности следуют из материальных условий бытия. Если сыт, то и есть не хочется. Никому не нужна тонна шоколада, как представляют либералы. Либерализм - это это по сути инстинктивная боязнь "голода", мотив для накопления и основная причина ожирения. Её как болезнь надо лечить. Самое смешное, что либералы в своих представлениях об инстинктах человека приписывают всем свою болезнь. Жадность и эгоизм. На самом деле здоровый человек перестаёт думать о еде когда сыт. Это относится ко всем потребностям.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вольд
Политик


Зарегистрирован: 02.11.2008
Сообщения: 997
Откуда: Самара

СообщениеДобавлено: Пн Дек 21, 2009 3:31 pm    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

maxon писал(а):
Этот мир устроит только тех, кто планирует оказаться в высшей касте этого кастового общества. И естественно, что финансовая олигархия тянет ход истории именно к этому варианту по этой простой причине - она планирует оказаться высшей кастой. И по этой же причине банкиры помогали Троцкому. Троцкий должен был осуществить именно этот вариант. Но Ленин и Сталин помешали такому ходу истории. Будем им очень благодарны за это. Нынешние либералы, кстати, ненавидят Сталина прежде всего по этой причине. Сталин пустил в расход их основную гвардию в 1937-м.


Согласен. Сегодня у Сталина День Рождения. Вспомним и поблагодарим за это этого великого и непростого человека.

Цитата:
Ещё забавно. Гитлер, в своём стремлении основать Израиль (он тогда находился под англичанами) отправил воевать в Африку Роммеля. Тот должен был освободить Палестину от англичан пройдя через Северную Африку. Евреи же в это время вели партизанскую войну против англичан в Палестине. О чём сейчас старательно молчат. Ну это уже отступление от темы... Главное же, Гитлер был социалистом. Хоть и с националистическим оттенком. Строил социализм исключительно для немцев.


Ну, я ВМВ считаю аналогом гражданской войны между евреями интернационалистами-коммунистами и сионистами, развёрнутой руками Гитлера. Ведь репрессии обернулись в первую очередь на интернационалистов. С одной стороны своими связями они оказались скомпрометированными у нас, за что попали под каток репрессий, с другой стороны сионисты были не против руками Гитлера уничтожить конкурентов в идеологии. ВОВ была крахом еврейского интернационализма у нас в стране, и они повернули к сионизму.

Цитата:
Цитата:
Если не нужны деньги, то это либо карточки, либо человек другого склада сознания, которому чужд «дух потребительства», что говорит снова о преимуществе идеального над материальным.


А насчёт «духа потребительства» замечу следующее. Да, я материалист. И я уверен, что наши потребности следуют из материальных условий бытия. Если сыт, то и есть не хочется. Никому не нужна тонна шоколада, как представляют либералы. Либерализм - это это по сути инстинктивная боязнь "голода", мотив для накопления и основная причина ожирения. Её как болезнь надо лечить. Самое смешное, что либералы в своих представлениях об инстинктах человека приписывают всем свою болезнь. Жадность и эгоизм. На самом деле здоровый человек перестаёт думать о еде когда сыт. Это относится ко всем потребностям.


Вы не просто материалист, вы несёте это убеждение, как знамя, поэтому я считаю, что вы материалист-идеалист. А так как в современном мире, наверно, не очень будет хорошо, когда наступает разбалансировка материального и идеального, то именно такое сочетание одно из наиболее оптимальных. Хотя я всё-таки на первое место ставлю идеальное, но без глубокого отрыва от материального.

Но мы оторвались от основного вопроса: себестоимость при социализме.
Вы критикуете, что они выводили себестоимость от затрат. Что правильнее это делать от общественной значимости продукта. Но общественную значимость ещё надо посчитать. На западе всё просто: рынок. Что пользуется спросом, то и значимо. При плане нужно разбивать товары общественные и товары потребительские. В принципе, обе эти группы коррелируются друг с другом, но без прямой зависимости. Получается, что потребность в потребительских товарах определяется обычным человеком, а общественных – группой специалистов, которые разбираются в этом вопросе. В общем как в «Солнечном городе», но до «Солнечного города» нужно проделать большой путь, во время которого экономика, как минимум, смешанная, что приводит к различным перекосам в сознании обычного человека. Пока есть дефицит – будут и обыватели-потребители, будут и люди, которые постараются на этом нажиться, особенно, если себестоимость будет танцевать от общественной значимости продукции. Ведь общество может свалиться в банальный потребительский бум, забросив другие глобальные программы, которые нужны для будущего. Вы скажете, что всё это можно решить и обойти. Решить можно, но, как правило, именно эти вопросы в реальности плохо подлежат исправлению. Всё упирается в человеческий фактор. Ведь даже, не беря во внимание обывателя, любой специалист будет тянуть одеяло на себя, ставя свою отрасль превыше других (это особенность любых узких спецов). А ещё нужно конкурировать с другими политическими и экономическими системами, т.е. часть экономики отвлекать на проблемы обороны или экспансии. Значит будут действовать элементы внешнего воздействия (на СССР действовал высокий уровень западной жизни больше, чем его ракеты, но ракеты не давали возможности резко ослабить гонку вооружений).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Serex
Гость





СообщениеДобавлено: Пн Дек 21, 2009 6:57 pm    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

maxon писал(а):
Ваша смелая фантазия забыла
Эволюция социальных систем идёт в чётком соответствии с балансом между уровнем развития производительных сил и потребностями общества. Коммунизм - та стадия, когда развитие производительных сил обгонит потребности. Наскольку я сужу по экономических данным этот момент уже близок.


Замечательно ))
Только существует еще одна проблемка.
Собственность - на мой взгляд, это тот момент, который препятствует развитию экономических сил и средств производства, но успокаивает животную психику человека.
Одним избытком потребления коммунизм не построишь.
Да и как порой этот избыток создать, если он в принципе невозможен, как в случае с интеллектуальной собственностью.
Вернуться к началу
Вольд
Политик


Зарегистрирован: 02.11.2008
Сообщения: 997
Откуда: Самара

СообщениеДобавлено: Вт Дек 22, 2009 10:17 am    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

Serex писал(а):
Собственность - на мой взгляд, это тот момент, который препятствует развитию экономических сил и средств производства, но успокаивает животную психику человека.
Одним избытком потребления коммунизм не построишь.
Да и как порой этот избыток создать, если он в принципе невозможен, как в случае с интеллектуальной собственностью.


Да, это у Максона тонкое место. Скажем так: без развития средств производства коммунизм не построишь, но и одним развитием средств производства его не построить (или только по Оруэллу).

Необходимо одновременное развитие и материи, и духа, что не просто.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Serex
Гость





СообщениеДобавлено: Вт Дек 22, 2009 11:53 am    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

Вольд писал(а):

Да, это у Максона тонкое место. Скажем так: без развития средств производства коммунизм не построишь, но и одним развитием средств производства его не построить (или только по Оруэллу).

Необходимо одновременное развитие и материи, и духа, что не просто.


)) Согласен.

Вот как я вижу этот вопрос.
Человек взаимодействует с внешним миром, материей. Инструменты, которые являются частью материи, помогают человеку взаимодействовать с материей. Тело в сущности является тоже инструментом для духа (сознания).
Так что возникает вопрос, как нужно взаимодействовать человеку с окружающим миром из всего многообразия возможных вариантов. Отсюда уже и ответ получится, что есть полезные средства производства (интструменты), которые нужно развивать.
Например очевидно, что машина по уничтожению лесного покрова Земли - это вредное средство производства. Так что развитие средств производства определенным "правильным" образом будет индикатором развития духа Cool

Вот так... А собственность... тут вообще не при чем. Она возникла, как потребность в удовлетворении человеческих страстей.
Вернуться к началу
Вольд
Политик


Зарегистрирован: 02.11.2008
Сообщения: 997
Откуда: Самара

СообщениеДобавлено: Вт Дек 22, 2009 12:58 pm    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

Serex писал(а):
Вот так... А собственность... тут вообще не при чем. Она возникла, как потребность в удовлетворении человеческих страстей.


Здесь то же не всё просто. Мы, по крайней мере сейчас в России, живём в системе, которая поощряет частную собственность, т.е. без неё одномоментно нельзя обойтись. Либо медленными реформами, либо резким сломом (революцией). Революция чревата не сколько улучшением ситуации – сколько ухудшением (ранний СССР тому пример). Но и реформы на практике невозможны, т.к. элита заинтересована в частной собственности и будет препятствовать этому процессу, а с низу, как мы видим, этот процесс то же не идёт.
Есть ещё один из вариантов развития – это общемировой кризис, где проблема частной собственности будет поднята снова, но всё это совпадёт с точкой бифуркации, но тогда будет сложно делать принципиальные прогнозы.

Остаётся только одно грамотно и методично изменять общественное мнение в данном вопросе, что, в общем, Максон и делает.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Serex
Гость





СообщениеДобавлено: Ср Дек 23, 2009 12:50 am    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

)) Тут действительно простого ничего нет.

Вы вот что попробуйте представить.
Два человека и одно сознание.
Чтобы одни мысли и память.
Правильнее сказать в таком случае - один человек и два тела, как инструмента взаимодействия с материей.
Нужно ли телам частная собственность? Нет.

А пример из жизни - это семья. Конечно, не абсолютное приближение к формуле выше, но вопрос о собственности как-то возникает крайне редко )) И уж собственность на средства производства в семье - это полный абсурд. Обычно лопаты в огороде общие Smile

А реформу... это как-то вызывает улыбку. Нам ту реформу, что мысли поворачивает правильно в головах людей ))
Вернуться к началу
Баламут
Политолог


Зарегистрирован: 29.11.2009
Сообщения: 1929

СообщениеДобавлено: Ср Дек 23, 2009 6:58 am    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

Право собственности не имеет принципиального значения ни к капитализму ни к социализму. Чтобы там не говорили.
Юридически кроме права "собственности" существуют еще права
* "владения"!,
* "пользования",
* "распоряжения",
* "хозяйственного ведения",
* "оперативного управления"
и еще кое-что.
Собственник может иметь, а может и не иметь всех прав.

Т.о. в общем случае, "собственность" не более чем запись в важной бумажке. И может быть любой: государственной, муниципальной, долевой (коллективной), личной. Все виды собственности можно рассматривать как частный случай коллективной собственности, где доля варьируется от 0.0...1% до 100%.

Гораздо более существенным для рассматриваемых проблем имеют остальные права.
Кто пользуется, того и собственность. Если по-простому.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вольд
Политик


Зарегистрирован: 02.11.2008
Сообщения: 997
Откуда: Самара

СообщениеДобавлено: Ср Дек 23, 2009 1:18 pm    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

Баламут писал(а):

Гораздо более существенным для рассматриваемых проблем имеют остальные права.
Кто пользуется, того и собственность. Если по-простому.


Ну, это верно. Максон постоянно об этом твердит. Если общество имеет возможность контролировать собственность, то какого она типа - не важно. У нас, в принципе, частная собственность то же контролируется, но в пользу отдельных личностей, а не всего общества. И контроль осуществляется на базе контроля финансовых потоков и той же частной собственности. Чтобы лишить этих людей контроля нужно убрать их от финансовых потоков, в т.ч. и от собственности. Значит, что мы опять возвращаемся к вопросу частной собственности.
Кстати, одной из задумок марксизма и была отмена "ссудного процента" через обобществление собственности. Что вполне сработало.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вольд
Политик


Зарегистрирован: 02.11.2008
Сообщения: 997
Откуда: Самара

СообщениеДобавлено: Ср Дек 23, 2009 1:32 pm    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

Serex писал(а):

А пример из жизни - это семья. Конечно, не абсолютное приближение к формуле выше, но вопрос о собственности как-то возникает крайне редко )) И уж собственность на средства производства в семье - это полный абсурд. Обычно лопаты в огороде общие Smile


Семья - крестьянская община - советская власть строилась по одному принципу государства-семьи. Это исконный русский взгляд на мир, приходящий к нам издалека, в более позднее время, запечатлённый в православной этике, которая и перешла в этику коммунистическую (т.к. на первых порах были идентичны). По этому для русского человека (в душе, а не по паспорту) это вполне понятно. Другое дело, что развитие средств производства, разделение труда, и в принципе, усложнение производственной и общественной жизни приводит к тому, что всё сложнее и сложнее справедливо делить результаты общего труда. Если брать исконно семейный/христианский/коммунистический принцип: всем поровну, то в обществе со сложными связями возникает соблазн либо жить на халяву, либо перекроить часть излишков в свою сторону. По этому рост благосостояния и рост духа должен происходить одномоментно, причём рост духа должен опережать рост благосостояния. Это сложная задача, на которую простого ответа нет. В любом случае человек должен пройти испытание потребительством, иначе при дальнейшем прогрессе он не сможет поднять на следующую ступеньку развития.

Там, где люди не в состоянии быть морально устойчивыми при частной собственности – её нужно ограничивать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вольд
Политик


Зарегистрирован: 02.11.2008
Сообщения: 997
Откуда: Самара

СообщениеДобавлено: Ср Дек 23, 2009 2:31 pm    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

Вообще, если рассматривать социалистическую и капиталистическую (как, впрочем, и другие) экономику укрупнено, то можно заметить следующие особенности.
Во-первых, на Стратегическом уровне задачи любых экономик совпадают. Это закон «сохранения энергии»: всё что произведено – должно быть по максимуму употреблено в дело.
На Тактическом уровне начинаются различия: План или Невидимая рука рынка. Хотя мы догадываемся, что и западный рынок регулируется, но регулируется специфически, по этому мы будем разделять это на разные типы управления экономикой. Хотя отметим, что общность всё-таки присутствует.
На Оперативном уровне, казалось бы, что методы управления расходятся кардинально. Однако расходятся только методы, но не проблемы, которые встают перед экономикой. Ведь общая-то задача едина и для капсистемы и для социализма – «сохранение энергии», по этому на все экономические вызовы система будет искать решения. Только в силу различий на Тактическом уровне эти решения могут быть, как одинаковыми, так и различными.

Очень интересный пример развития взглядов на ценообразование был при Сталине (недавно плотно изучал вопрос, но не так хорошо, как хотелось бы).
Максон утверждает, что Сталин взял марксисткую формулировку стоимости – от затрат, а стоимость ещё имеет долю общественной значимости продукта, с чем нельзя не согласиться. Однако, во времена Сталина, страна нуждалась буквально во всём, поэтому любое производство было во благо – особенно развитие группы А (тяжёлой промышленности). Т.е. Сталин мог смело похерить второе слагаемое к стоимости (т.е. общественную значимость продукта). Тяготы Индустриализации, подготовки к войне, война и восстановление разрушенного хозяйства долгое время позволяли спокойно использовать марксистский взгляд на стоимость. Но уже после войны (а может быть и раньше – не обратил внимания) в план к предприятию вводилась задача планомерного снижения себестоимости! Т.е., в принципе, исключалась ситуация, которая была приведена в первом посте, когда предприятие стремилось любыми путями увеличить свои затраты. Получилось так, что бич закатного СССР имел простое решение ещё в начале Индустриализации.

По чему же от этого решения отказались? Дело в том, что постоянное снижение себестоимости имеет очень похожие последствия, что и конкуренция в капсистеме. И в том и другом случае это внешнее воздействие системы. В капсистеме это постоянное давление конкурентов, в соцсистеме это постоянное давление плана (государства). При рыночной экономике большинство предпринимателей ненавидят конкурентов; их мечта – монополия. То же испытывали красные директора – только причину видели в государственном давлении. По этому, как только, представилась возможность – этот пункт плана убрали, но одновременно и убрали контроль над затратами в стоимости, что привело формулу Маркса в нерабочее состояние.

Было у снижения себестоимости ещё одно преимущества – это стимулирование работников на повышение производительности труда. Принцип заключался в следующем. Был план производства, который то же было необходимо постоянно повышать. Если рабочий перевыполнял план, то он получал премию, но после этого план повышался, и чтобы получить премию - надо было перевыполнять новый план, а базовая зарплата оставалась старой. Т.е. получает чистая эксплуатация и выжимка соков из рабочего класса? Ан, нет! Одновременно с этим снижалась себестоимость товаров, что приводило к тому, что цены регулярно снижались. Т.е. при постоянной зарплате цены постоянно снижались, делая её более полновесной, а значит, что происходило реальное повышение уровня жизни человека. Т.е. соблюдался принцип заинтересованности человека в своей работе (хотя может и не так наглядно, как чисто денежное регулирование).
Однако надо понимать, что по жёсткости эта система не уступает капиталистической, т.к. требует равнение не на середняков (как в позднем СССР), а на передовиков. А далеко не все в состоянии быть передовиками. По этому планка производительности была с СССР времён Сталина задрана высоко, и люди вынуждены были стремится к ней, соответственно, улучшалась производительность труда. А в позднем СССР была усреднена, т.е. производительность стремилась к среднему уровню, т.е. перманентно понижалась.
Но я считаю, что сделано это было не от хорошей жизни. Реально на производительность труда влияют две вещи: деньги и жажда творчества. Есть ещё воспитание, но мы этот фактор опустим. Далеко не всякая работа может быть творческой и давать человеку постоянные приливы энергии. Если производить стимуляцию только деньгами, то человек через какое-то время будут реагировать только на денежную подачку, а без неё – терять интерес к труду. Чтобы этого не происходило, был выбран промежуточный вариант: труд любой объявлялся священным, а герой труда поощрялись финансово. Обычным людям ничего не оставалось делать, как тянуться за этими героями, напрягая все свои возможности и, не всегда имея под это финансовое обоснование.

При Сталине это работало. Он не дожил до того времени, когда потребовалась бы общественная составляющая в стоимости. Не дожил и до времени, когда возможность экономики смогла бы насытить потребности рабочего человека со всеми вытекающими из этого проблемами. Соответственно, мы и не знаем, как бы он решал эти проблемы. Но что-то мне подсказывает, что решения этих вопросов есть, только они разные для каждого конкретного случая и каждой конкретной ситуации.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Serex
Гость





СообщениеДобавлено: Чт Дек 24, 2009 12:29 am    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

Ув. Вольд.
Интересно пишите.
Я лишь отмечу моменты, которые меня настораживают. Большой и развернутый ответ, чувствую пока не в силах дать Smile.

Вольд писал(а):

Семья - крестьянская община - советская власть строилась по одному принципу государства-семьи. Это исконный русский взгляд на мир, приходящий к нам издалека, в более позднее время, запечатлённый в православной этике, которая и перешла в этику коммунистическую (т.к. на первых порах были идентичны). По этому для русского человека (в душе, а не по паспорту) это вполне понятно.

Думаю все же более существенный признак семьи - это когда все ее члены проводят всю жизнь в семье начиная от рождения. Именно, воспитание и взросление в значительной степени объединяет людей на психологическом уровне. А в России издревле было принято жить большой семьей. Так что получалось, не только мама и папа психологически связываются со своими детьми, но и тетки, братья, бабки... и т.д. Этим Россия значительно отличается от Запада. И я считаю - это достоинством и нашим преимуществом.
Цитата:

Другое дело, что развитие средств производства, разделение труда, и в принципе, усложнение производственной и общественной жизни приводит к тому, что всё сложнее и сложнее справедливо делить результаты общего труда.

Вот здесь я отмечу лишь одно слово - "справедливо" Smile Вот как-то в семье об этом задумываются мало и обычно дети, когда у них отбирают игрушки Smile
Я бы слово "справедливо" вообще не употреблял со словом "труд". Мне вот нравится больше употреблять его с чувствами, переживаемыми человеком. Поэтому крайне не справедливо, если один человек в депрессии, а другой в счастье. А труд - это лишь способ вызвать отрицательные чувства, усталость сопровождается негативом. Бегут люди от негатива, вот и кричат о "справедливости". Кстати обратите внимание, что оптимисты редко занимают высокие должности Very Happy ...
А теперь с учетом данного предположения ответьте, можно ли труд разделить по справедливости, если негативные чувства зависят от многих других факторов, вплоть до женских критических дней? Very Happy...
Цитата:

В любом случае человек должен пройти испытание потребительством, иначе при дальнейшем прогрессе он не сможет поднять на следующую ступеньку развития.

Испытание от слово пытка )) Ну что же вы так негативно-то ? Аскетизм на дурную голову приводит в печальным следствиям.
Слово потребительство всегда попутно следует с товаром. Чем товар отличается от остальной материи? Всего лишь субъективным восприятием человека на данный кусочек материи. Потребительство - это взаимодействие с материей человека способами, определенными субъективным восприятием. Выше я ставил вопрос о правильном взаимодействии с материей, так вот нам необходимо учиться правильному потреблению, с учетом разных общественных факторов. В вашем смысле потребительство - это неумение взаимодействовать с материей, и неумение видимо проистекает от бурного техногенного развития.
А правильное взаимодействие с материей начинается с правильного питания, так что кушайте на здоровье Very Happy
Вернуться к началу
Баламут
Политолог


Зарегистрирован: 29.11.2009
Сообщения: 1929

СообщениеДобавлено: Чт Дек 24, 2009 8:48 am    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

Если
Цитата:
труд - это лишь способ вызвать отрицательные чувства

Тогда не надо заниматься трудом. Занимайтесь деятельностью, приносящей удовольствие и кусок хлеба.

Цитата:
усталость сопровождается негативом.

Это не у всех.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Вольд
Политик


Зарегистрирован: 02.11.2008
Сообщения: 997
Откуда: Самара

СообщениеДобавлено: Чт Дек 24, 2009 10:51 am    Заголовок сообщения: Re: Общественные теории Ответить с цитатой

Баламут писал(а):

Цитата:
усталость сопровождается негативом.

Это не у всех.


Точно. Если работа творческая, то усталости не замечаешь - только удовлетворённость.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов malchish.org -> Вопросы теории Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 10, 11, 12 ... 14, 15, 16  След.
Страница 11 из 16

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Реклама. . . .
Powered by phpBB.