Клянусь, что на тему «американский дефолт» я хотел написать ещё в начале года. Натолкнул меня на эту мысль новый фильм со Шварцнеггером (почему - объясню дальше). Но как-то всё откладывал, потому что тема серьёзная и парой абзацев тут не отделаешься. Однако на прошлой неделе эта тема была озвучена самим американским правительством. Если бы конгресс не успел утвердить новый потолок американского госдолга до 20 марта - в США мог бы наступить технический дефолт. Технического дефолта в США не наступило. Поэтому я напишу про настоящий, который от американского конгесса уже не зависит. Чтобы не выкладывать сразу слишком большой текст, я разбил его на две части: «Дефолт морально-политический» и «Дефолт военно-финансовый». Хотя в 1-й части неизбежно будет про войну и экономику, а во 2-й - про идеологию, потому что всё взаимосвязано. Всё вместе это можно назвать «Исторический дефолт Америки» - хоть она и объявила устами своих вождей, что 21-й век будет американским. Но скорее он будет антиамериканским. И в этом - вина самой Америки.
Часть 1. Дефолт морально-политический.
Первый раз я подумал, что с Америкой что-то не так, когда смотрел фильм «Основной инстинкт» лет десять назад. Вместо положенного голливудского хэппи-энда с торжеством Абсолютной Американской Правды финал был какой-то мутный, и зло явно не было наказано. После «Основного инстинкта» голливудские фильмы с «мутным хэппи-эндом» пошли потоком (один Тарантино чего стоит). Как говорится, сказка ложь - да в ней намёк. Изменения в голливудских фильмах отражают изменения в жизни. Американские законы теперь действуют не абсолютно, идеалы теряют силу, из всех правил бывают исключения. Это можно назвать инфляцией Америки, а инфляция рано или поздно кончается девальвацией или в тяжёлом случае - дефолтом. Конечно, всё это было и раньше - но всё же раньше Америка успешно продавала свой американский миф всему миру. Теперь продавать больше нечего. Миф развенчан. Однако голливудский супермаркет всё работает.
В первых числах Нового года по каналу «Россия» показывали очередной фильм со Шварцнеггером. Само название фильма «Правдивая ложь» - отражение «поплывшей» американской морали. В целях секретности герой Шварцнеггера не говорит собственной жене, что он секретный супер-пупер агент национальной безопасности (это цветочки) - и даже, пользуясь служебным положением, устраивает ей проверку супружеской верности.
Дальше (когда жена успешно прошла проверку) начинаются крутые разборки со всякими террористами. Шварцнеггер, как обычно, всех побеждает - но по части аргументов он явно слабоват. Когда главный террорист говорит про американцев: «Они убивают нас с воздуха, с недосягаемой высоты, как последние трусы - и у них ещё хватает наглости звать нас террористами» - то на это надо хоть что-нибудь ответить (особенно в контексте иракской войны, где уже убито намного больше народу, чем погибло в рухнувших небоскрёбах). Хотя бы попробовать объяснить, в чём он неправ. Единственный ответ, который может дать положительный герой в исполнении Шварцнеггера - это стрельба из автомата, огнемёта, самолёта, метание ножей и сворачивание шеи. То есть, по-существу ответить нечего. Как сказал поэт: «Из гранатомёта шлёп его козла - стало быть, добро-то посильнее зла»...
А вот более серьёзные проявления «поплывшей» американской морали, связанные уже с дефолтом идейно-финансовым: Маршалл Голдман:
Меня беспокоят такие аспекты американской экономической политики как иностранная задолженность и бюджетный дефицит, о котором говорит министр финансов Сноу. Но, пока другие страны готовы торговать с нами, вкладывать капитал в американскую экономику и одалживать нам деньги, всё останется, как есть, и никакого дефолта не будет.
Китайцы, японцы, даже россияне накопили большие резервы американской валюты. Если они решат держать у себя эти резервы, то нам в ближайшем будущем ничего не грозит. Но что если доллар обесценится, и никто не захочет его принимать? Это грозит катастрофой для такой страны, как Китай, - пока второго в мире кредитора США, который вот-вот станет кредитором номер один. Если доллар потеряет свою ценность, Китай ничего не сможет продать Америке, которая рассчитывается в долларах. Обесценивание доллара грозит Китаю экономическим и политическим потрясением. Поэтому Пекин продолжает и будет продолжать брать доллары. Известно, что если вы даёте в долг слишком много, то ваш должник начинает держать вас под контролем, а не наоборот. Думаю, мы сейчас достигли такого положения в отношениях с китайцами. Они попали в ловушку в этой ненормальной ситуации с нами.
Маршалл Голдман - человек очень серьёзный. Не в том смысле, что он великий экономист или политолог. А в том смысле, что он великий эксперт и авторитет сразу по всем вопросам (вроде Хакамады). На него принято ссылаться. И он, конечно, всегда говорит «во славу Америки».
Вот и на сей раз он пытался чего-нибудь сказать «во славу Америки». Но получилось как-то уж совсем неубедительно. В духе той шулерской поговорки: «Если я у тебя взял 100 рублей - то это моя проблема. А если я у тебя взял 100 тысяч - то это уже твоя проблема».
Видать, по-другому во славу Америки ему сказать уже нечего. История та же, что и у Шварцнеггера - только серьёзнее.
Поскольку со временем положение Америки в мире меняется - постольку меняется и отношение мира к Америке.
Позволю себе такое обобщение, которое я не могу подтвердить цифрами и ссылками - а только личными ощущениями.
Во 2-й половине прошлого века средний житель Земли испытывал к Америке уважение, переходящее в восхищение. (Голливуд, бакс, сникерс, кока-кола, американская мечта, большой розовый «Линкольн», толстые сигары, Санчо с ранчо и т.п.). Были, конечно, недоразумения и тёмные пятна на белом смокинге типа Вьетнама - но это мелочи... (Кстати, лично я впервые разочаровался в Америке, когда попробовал ту самую кока-колу. Редкая дрянь).
В конце 20 - начале 21 века средний житель Земли начал Америку побаиваться, не переставая уважать её силу (бомбёжки Югославии в нарушение устава ООН и НАТО, удушение Ирака санкциями, две иракские войны, вторая из которых также была в нарушение всех законов - и новый американский курс под условным названием «плевали мы на вашу ООН и вообще на всех, кто под ногами путается». Говоря словами дворника Пряхина из «Золотого телёнка» - «как пожелаем, так и сделаем». После чего он полез в пожар за бутылкой самогона - и с тех пор его больше не видели).
Через несколько лет после начала второй бесславной иракской войны и прочих судорожных движений бушевой Америки у среднего жителя Земли по отношению к ней нарастает, мягко говоря, нелюбовь, переходящая в презрение. И самое опасное для Америки - то, что её всё меньше боятся.
Иран и Северная Корея совершенно не боятся военных угроз Америки, увязшей в Ираке (тем более, что из-за нехватки войск туда пришлось перебрасывать морпехов из Южной Кореи). По собственной военной доктрине США не могут вести более двух локальных войн одновременно, а тлеющий Афганистан - как раз вторая локальная война после Ирака.
Быть врагом Америки сегодня вовсе не так опасно, как лет 10-15 назад. Иногда даже опаснее быть её другом. За слишком сильную дружбу с Америкой, в ущерб собственным национальным интересам, бывший испанский премьер Аснар лишился власти. Авторитет Блэра в Англии также дышит на ладан, потому что большинство англичан не понимают, какого хрена он забыл в Ираке.
Англия - ближайший американский союзник, но при этом, по данным социологов, 55% англичан страдают антиамериканизмом, считая США главной угрозой миру. Во Франции этим страдают 52%. В Голландии - 63%. В Греции - 88%. (Зато американцы не страдают никакими фобиями: они просто, пардон, кладут на всех с прибором, часто даже не зная, в какой стороне это находится).
Главный исламский союзник - Турция - также от янкесов отворачивается. Свою территорию для марша на Ирак турки три года назад так и не открыли. Для марша на Иран или Сирию тоже явно не откроют. Да и войск на это у американцев всё равно нету.
А в зоне СНГ следование американским курсом и вовсе чревато последствиями, которые бывают от хорошей войны.
Аналитик американского Фонда Карнеги Андерс Ослунд считает, что лишь бомбардировка украинской территории могла бы иметь более разрушительные последствия, чем экономическая политика правительства государства в первые восемь месяцев минувшего года.
(Неблагодарный он, этот Ослунд. Ющенко как мог следовал инструкциям из «Вашингтонского обкома» - и на тебе...).
Америка уже ничего не может дать своим вассалам, кроме карманных денег на «цветную революцию» и пропагандистских мощностей. Никаким «планом Маршалла» даже для ничтожной Грузии сегодня не пахнет. Только сам потешный грузинский вождь и его министры получают зарплату напрямую от Сороса. При этом своими наглыми идиотскими фразами грузинский «розовый пиночет» успешно дискредитирует на весь СНГ эту проамериканскую «демократию». Киевская оранжевая власть с этой миссией также хорошо справляется.
Миссионерские потуги Америки по насаждению всемирной демократии сегодня настолько дискредитированы, и в них настолько мало верят, что даже «Лос-Анджелес Таймс» признаёт: дело вовсе не в демократии. Всё из-за нефти и борьбы за «жизненные интересы». Из-за них Америка обзовёт диктатором кого угодно - и даже попробует свергнуть чужого законно избранного руководителя. Под видом «народного восстания».
Я пытался насколько мог сократить эту статью - но в ней всё настолько развенчивает мифы американского «глобализма» и «борьбы за демократию», что сократить почти ничего не получилось.
«The failure of Hugo-bashing», Los Angeles Times, March 09, 2006
Несмотря на американские усилия, венесуэльский лидер завоёвывает друзей по всей Латинской Америке. ...Госсекретарь США Кондолиза Райс в прошлом месяце призвала «к объединенному фронту» против Венесуэлы, продолжая долгосрочную политику попыток изолировать страну. Но Вашингтон плюёт против ветра. Влияние Венесуэлы в полушарии продолжает расти, в то время как США оказались в большей изоляции, чем когда-либо за половину столетия. Это стоит того, чтобы задать вопрос: почему?
Во-первых, Венесуэла - демократия, несмотря на все попытки команды Буша использовать близкие отношения президента Уго Чавеса с Фиделем Кастро как свидетельство обратного. Его выборы были прозрачными и заверены наблюдателями от Организации Американских Государств, Центра Картера и Европейского Союза. Свобода слова, прессы, собраний и ассоциаций преобладает, по-крайней мере по сравнению с остальной частью полушария.
Фактически большинство СМИ контролируются оппозицией, которая нападает на правительство бесконечно на всех главных телеканалах.
...
Как и вся Латинская Америка,
Венесуэла имеет проблемы управления: слабое государство, ограниченные правовые нормы, коррупция и некомпетентное правительство. Но никакая уважаемая правозащитная организация не утверждала, что в Венесуэле при Чавесе ухудшилась ситуация с гражданскими свободами, правами человека или демократией по сравнению с предыдущими правительствами. И при этом страна не сравнима по данным критериям с ее соседями в регионе. В Перу закрытая власть, подавляются оппозиционные телестанции; в Колумбии профсоюзных лидеров убивают безнаказанно.
С латиноамериканской точки зрения, венесуэльцы должны иметь право выбрать собственного президента - даже такого, который иногда оскорбляет американского президента - без вмешательства из Соединенных Штатов. И гнев Чавеса на Вашингтон, с точки зрения латиноамериканцев, кажется оправданным. Американские правительственные документы, опубликованные по нашим законам о свободе информации, указывают, что Вашингтон не только поддерживал, но и был вовлечен в военный переворот, который временно сверг избранную в Венесуэле законную власть.
...
С нефтью почти в 60$ за баррель Венесуэла использует нефтяные доходы, чтобы завоевать друзей в полушарии. Когда Аргентина нуждалась в ссудах так, что можно было сказать «прощай МВФ»,
Венесуэла передала ей 2.4 миллиарда $. Венесуэла купила на 300 млн.$ облигаций у Эквадора. Вашингтон исторически имел огромное влияние на экономическую политику Латинской Америки через контроль над главными источниками кредита, включая МВФ, Международный Банк и Межамериканский Банк Развития. Роль Венесуэлы как новой «кредитной инстанции» уменьшила это влияние.
Оппозиция Чавеса «Вашингтонскому согласию» по экономической политике попала в сочувствующие уши в регионе, перенесшем с 1980г. худший долгосрочный экономический спад за столетие. За прошлые 25 лет доход на человека в Латинской Америке вырос на скудные 10%, согласно МВФ. Это сравнивается с 82% роста с 1960 по 1980 годы, прежде чем большинство экономических реформ Вашингтона было принято. И правительство Венесуэлы сдержало свое обещание разделить нефтяное богатство с бедными. Большинство населения страны теперь имеет свободный доступ к здравоохранению и субсидированному питанию, и расходы на образование существенно увеличились.
Тем временем в США, пока Вилла Изабель выигрывала карнавал в Рио, штат Коннектикут стал восьмым американским государством, учавствующим в программе, по которой нефтяная корпорация Citgo Petroleum обеспечивает дешёвую нефть для бедных людей. Корпорация Citgo принадлежит венесуэльскому правительству. В соревновании за умы и сердца в полушарии явно побеждает Венесуэла.
А вот чем президент Венесуэлы ещё больше разозлил Америку:
Уго Чавес предложил арабам и южноамериканцам объединиться против США
На проходящем в Бразилии первом арабо-южноамериканском саммите президент Венесуэлы Уго Чавес призвал страны Южной Америки и арабского мира совместно противостоять господству США в мире. «После распада СССР американский империализм, уверовав в свою победу, силой пытается навязать всему миру свою модель развития и демократии», - заявил вчера Уго Чавес, выступая перед лидерами стран Южной Америки и арабского мира. «В этих условиях нам необходимо объединить усилия для создания единого фронта против господства США в интересах наших народов», - считает президент Венесуэлы. По его мнению, сильным оружием стран Южной Америки и арабского мира в противоборстве с США является нефть. ... Он предложил объединиться, используя опыт 11 стран ОПЕК...
В рамках стратегического арабо-южноамериканского союза Уго Чавес предложил создать всемирную телевизионную сеть, в которую бы вошли «Аль-Джазира» и «Телесур» (Южноамериканский телеканал). Венесуэльский лидер выступил с инициативой создать Арабо-Южноамериканский банк, а также фонд для борьбы с голодом, нищетой и безграмотностью.
А это уже и вовсе похоже на анекдот:РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО, 24 мар - РИА «Новости», Андрей Кургузов. Обеспокоенность Вашингтона по поводу предстоящей покупки Венесуэлой у России автоматов Калашникова выразил находившийся с визитом в Бразилии министр обороны США Дональд Рамсфелд.
«Я затрудняюсь предугадать судьбу этого оружия, - сказал глава Пентагона. - Я не могу себе представить, зачем Венесуэле понадобились 100 тысяч автоматов АК-47. Лично я надеюсь, что сделка не состоится».
Автомат Калашникова - не ядерная бомба. Даже не зенитная ракета. Им нельзя сбивать американские «Фантомы». Он может быть опасен американской армии только в партизанской войне, как показал пример Ирака. При этом Пентагон не понимает, зачем Венесуэле столько автоматов. Он даже зовёт это «экспансионистскими планами Венесуэлы». У самого Пентагона на всякий случай есть планы войны со всеми, вплоть до Британии. Эти планы регулярно обновляются. Военный бюджет самого Пентагона - полтриллиона долларов.
---------------------------------------------------
Настоящая демократия для американских вождей - это когда весь мир выполняет их приказы. Кто их не выполняет - тот опасный диктатор. Мир есть война. Правда есть ложь. Свобода есть рабство.
Когда весь мир это окончательно понимает - можно считать свою «божественно-освободительную миссию» законченной. Как говорится, можно долго обманывать немногих (например, самих американцев). Можно недолго обманывать многих (например, весь остальной мир). Но нельзя без конца обманывать всех.