Сегодня юбилей советской космонавтики. 50 лет назад Юрий Гагарин открыл своим полётом новую эпоху. Не всем этот праздник нравится, поскольку трудно нынешним государственным деятелям объяснить достижения "тоталитарного" прошлого и отсутствие таковых у современной суверенной демократии. В связи с этим мне хочется даже вспомнить анекдот, сочинённый несколько лет назад одним из авторов сайта. Итак, анекдот:
Сидит генерал Михалыч aka Булдаков за столом перед телевизором и не спеша открывает бутылку водки. Сванидзе из телевизора: - При старом режиме этот день всех заставляли называть днём космонавтики... Генерал Михалыч не спеша наливает 1-й стакан:
- Ну, за советскую космонавтику!
Сванидзе из телевизора:
- Но по моим последним историческим данным, первыми в космос всё же вышли американцы. А наших там вообще не было. Поэтому правильно этот день надо называть днём астронавтики...
Генерал Михалыч не спеша наливает 2-й стакан:
- Ну, за советскую астронавтику!
Сванидзе высовывает башку из телевизора и визжит не по-детски:
- Прекратить красно-коричневую агитацию! Гагарин был робат, робат, робат!!!
Генерал Михалыч не спеша наливает 3-й стакан:
- Ну, за советскую кибернетику!
Смех смехом, но как-то грустно сейчас наблюдать за полётами российских космических кораблей, разработанных десятки лет назад. Дали имя "Гагарин" космическому кораблю серии "Союз", первый полёт которого состоялся 23 апреля 1967 года - 46 лет назад. Конечно, можно говорить, что это не совсем тот "Союз", что это модификация "Союз-ТМ" для международной станции... Однако это лишь доработки старого "Союза". Сами конструктора признают, что эти "доработки, в основном, связаны с переходом на новую элементную базу и введением конструктивных улучшений." Он, конечно, уже стал супернадёжным, время показало. Работу свою делает. Но НОВЫЕ достижения где? Американцы, вообще-то, выглядят не сильно лучше, отправляя на слом свои челноки так и не подготовив им замены. Будут летать на МКС на наших супернадёжных "Союзах". Так надёжнее, чем на "Шаттле", но достижения-то где? Космонавтика со времён лунной гонки в основном топчется на месте, занимая нишу обслуживания более динамично развивающихся областей техники - в основном навигации и связи. Такое впечатление, что программа "Аполлон" закрыла нам весь космос. Не открыла, а именно закрыла! Стремиться как бы стало больше не к чему. Марсоход - это конечно забавно, но чем он принципиально отличен от Лунохода, который был за 30 лет до него? Писатели-фантасты были слишком оптимистичны в своих прогнозах развития космонавтики, можно даже вспомнить фильм "Одиссея 2001" - классику кинематографа, созданную в 1968 году, в разгар лунной гонки. По замыслу писавшего сценарий фильма, знаменитого фантаста Артура Кларка, мы в 2001 году должны были снарядить экспедицию на кольца Сатурна. Однако нам сейчас даже "достижения" американцев в лунной гонке конца 60-х кажутся уж слишком фантастичными.
Хотя, если вернуться к полёту беспилотного орбитального самолёта X-37B, то нам всё же есть что обсуждать. Это действительно что-то новое или опять нечто из достижений прошлого века? В этот юбилейный день есть все причины их повспоминать. Но сначала напомним последнее событие - 5 марта, с задержкой на один день из-за погоды, США запустили очередной беспилотный орбитальный самолёт X-37B Orbital Test Vehicle 2 (OTV-2). Это второй экспериментальный образец аппарата (первый запускался под названием OTV-1) и его запуск опять прошёл успешно. И опять же непонятны функции этого засекреченного аппарата. Как пишет один военный эксперт из довольно популярного издания:
Расположение основных модулей X-37B
"Полезная выводимая нагрузка Х-37В – не более 300–400 кг, а возвращаемая нагрузка до 150–200 кг – бомбардировщик не получается. Орбитальная боеголовка должна иметь двигатель для сведения с орбиты, систему коррекции, мощную теплозащиту – и все в 300 кг вместе с зарядом. Это нереально. Да и точность такого оружия невысока. «Нырнуть» на сверхнизкую орбиту для сброса нагрузки у Х-37В тоже не выйдет – ниже 150–200 км он не сможет опуститься по определению, а это ещё космос. Украсть чужой спутник Х-37В тоже не сможет, разве что совсем маленький, а военные спутники такими не бывают."
Начнём с того, что данные по полезной нагрузке секретного аппарата ВВС США официально не публиковались, как и большинство других характеристик. Википедиа пишет про полезную нагрузку 900 кг без указания на источник. Разработчиком космического "беспилотника" является Boeing Phantom Works, подразделение компании Boeing. Сам Boeing сообщает только о стартовой массе 11000 фунтов (4989,6 кг) и размерах - 29 футов 6 дюймов в длинну (8,91 метра).
"Средства были выделены в малозаметном разделе 2009 Defense Appropriations bill, подписанном президентом Бушем еще 30 сентября 2008 года. Предполагается, что контракт будет предусматривать изучение технической осуществимости планов размещения в космосе же не передовых средств разведки, РЭБ и связи, но непосредственно средств поражения – перехватчиков, а возможно – и ударных систем в рамках популярной в Вашингтоне концепции Global Strike. "
Проект X-20 Dyna-Soar
Тут можно вспомнить, что Боинг ещё в начале 60-х годов прошлого века разрабатывал весьма похожий на X-37B аппарат - "X-20 Dyna-Soar". Х-20 "Дайна-Сор" имел очень близкий взлётный вес - 5,165 тонн и близкие же геометрические размеры - 10,77 метров в длину. По функциям это был "космический перехватчик-разведчик-бомбардировщик" с "полезной" нагрузкой до 450 кг. Тогда, в 60-х годах, такая незначительная "полезная нагрузка" не исключала возможности использования аппарата в качестве бомбардировщика. Эту "полезную" нагрузку космический бомбардировщик мог сбрасывать при специальном маневре - "нырке" с орбиты в 150-160 км до высоты 60-70 км (минимально - 45 км). После нырка аппарат, "обладая достаточным аэродинамическим качеством и подъёмной силой", снова выходил в космос. Трудно предположить, что Боинг не использует свои давние наработки при создании аналогичной по параметрам системы. Так что мнение военного эксперта из "Аргументов недели" я не могу назвать компетентным. Если уж США 40 лет назад разрабатывали похожий аппарат с похожим названием "Х-20" с практически одинаковыми весовыми и габаритными характеристиками, то нужно предполагать и одинаковые возможности, а не плести чушь про "мощную теплозащиту" боеголовки, которая не уложится якобы в 400 кг. Ещё как уложится.
Кстати про теплозащиту. Боинг хвастается, что в X-37B было применено огромное количество новшеств, вроде композитных материалов вместо алюминия. Хотя это стало уже стандартом для авиации. Но прежде всего Боинг отмечает новое поколение высокотемпературных плиток для защиты передней кромки крыла. Вместо усиленных углерод-углеродных (Reinforced Carbon-Carbon - RCC) панелей Шаттла используется уже "закалённые волоконно-керамические" плитки TUFROC. Всё это довольно лёгкий материал и не сильно утяжеляет конструкцию. Сама же ядерная боеголовка может быть довольно лёгкой - ядерные тактические заряды научились упаковывать даже в артиллерийские снаряды калибра 152 мм (например снаряд 3БВ3 мощностью в 1 кт и весом 56 кг к САУ 2С19 Мста-С). Для высокоточного оружия и нескольких килотонн будет достаточно для поражения важнейших объектов управления и инфраструктуры.
Но вернёмся к проекту Боинга. Кроме плиток, Боинг хвастается ещё своей новейшей авионикой, позволившей автоматизировать все функции для схода с орбиты и посадки. Что не очень впечатляет - советский "Буран" это сделал на 23 года раньше. Если же сравнивать X-37B c его далёким предшественником X-20, то единственным принципиальным отличием как раз и является авионика, заменившая пилота на автопилота - Х-20 был пилотируемым ракетопланом. И хотя проект X-20 не был завершён (проект был закрыт на финальной стадии личным распоряжением государственного секретаря по вопросам национальной безопасности США Робертом Макнамарой в декабре 1963 года), сомневаться в его реальности не приходится. Ибо до Х-20 был ещё проект North American Aviation X-15 - проект экспериментального самолёта, оснащённый ракетными двигателями. Задачей проекта было "изучение условий полёта на гиперзвуковых скоростях и входа в атмосферу крылатых аппаратов, оценка новых конструкторских решений, теплозащитных покрытий, психофизиологических аспектов управления в верхних слоях атмосферы". Первый полёт по этому проекту был совершён ещё в 1959 году. А рекордный полёт был совершён 22 августа 1963 года, как раз перед закрытием X-20. В ходе полёта была достигнута скорость 7274 км/ч (6,72М). Максимальная высота — 107,96 км. Ракетоплан выпрыгивал из атмосферы в космос и после 4 минут полёта вне атмосферы возвращался в неё. Вес его составлял вместе с топливом 15195 кг, где топлива было больше половины - после посадки самолёт весил 6260 кг. Проект можно считать удачным - было совершено 199 полётов, где 13 полётов было совершено с выходом на высоту более 80 км, то есть за пределы атмосферы. В этом плане можно было считать, что почти все технологии были отлажены, осталось запустить аналогичный ракетоплан на орбиту ракетой-носителем. Что и должно было быть сделано в рамках проекта X-20.
Проект Спираль
Сейчас трудно понять причины, по которым проект был закрыт после того, как на него потратили уже более 400 млн долларов. Возможно, что мода на баллистические ракеты и увлечение термоядерными зарядами отвлекли внимание военных от очевидных достоинств космического бомбардировщика. Во времена, когда ПРО существовало только как фантастическая идея, ракеты казались достаточным аргументом. Зачем ещё какой-то ракетоплан? Как разведчик? Разведкой занимались гораздо более дешёвые спутники... Российские исследователи Вадим Лукашевич и Игорь Афанасьев (авторы книги "Космические крылья") считают причиной то, что финансирование было переключено на программу пилотируемой военной орбитальной станции MOL, проект которой потом тоже был прекращён. Однако главное не в дефиците средств, выделяемых конгрессом на военный космос. Главное то, что была простая и дешёвая альтернатива в виде баллистической ракеты. Но времена поменялись. Баллистические ракеты получили противоракетный щит в виде противоракет, а термоядерные заряды большой мощности считаются уже слишком негуманным оружием. Без которого, к тому же, оказалось можно и обойтись.
Проект ЛКС
Сейчас появилась потребность в быстрой доставке высокоточного оружия - крылатой ракеты со спутниковой цифровой навигацией. Именно ей нужна неуязвимая платформа для запуска и как можно ближе к противнику. Орбитальный ракетоплан-бомбардировщик опять стал актуальным! И как бы не выглядела логика современных стратегов, но очевидно, что Боинг вернулся к прежней задумке, как только на это появился государственный заказ. 400 млн затраченных когда-то долларов не ушли впустую. И поскольку современные достижения электроники позволяли его уже осуществить в беспилотном режиме, то так и было реализовано. Ибо кроме устранения риска для жизни пилота в ракетоплане появлялось ещё и свободное место для оборудования и дополнительная полезная нагрузка. Именно поэтому можно предполагать, что она теперь более 400 кг, чем у Х-20 и Википедия тут более близка к правде, нежели военный эксперт из "Аргументов недели". И 900 кг нагрузки уже вполне достаточно для нескольких крылатых ракет с ядерными боеголовками. Впрочем, и 400 кг хватало ещё по проекту X-20.
А что же у нас? Делал ли СССР свой ответ X-20? Конечно. Причём не один, а много разных ответов. У нас была проблема с автозаводами и автомобильными КБ. Зато разработчиков ракет и самолётов было ровно во столько раз больше, во сколько автомобильных заводов в США было больше чем в СССР. Из наиболее известных аналогичных проектов можно вспомнить про проект "Спираль", в числе задач которого были функции ударного орбитального самолёта (анимация). Проект имел начало в 1966 году в конструкторском бюро ОКБ-155 А. И. Микояна под руководством Глеба Евгеньевича Лозино-Лозинского. Позже он стал генеральным конструктором "Бурана" на НПО "Молния". Однако "Спираль" разрабатывалась не с нуля, челомеевское ОКБ-52 начало заниматься аналогичным проектом ещё в конце 1950-х. Но в начале 1965 года вышел приказ Главкома ВВС К.А.Вершинина, в котором предписывалось передать все материалы эскизного проекта в ОКБ-155 А.И.Микояна.
Челомей сдал свои наработки Лозино-Лозинскому, но вернулся к проекту лёгкого ракетоплана уже через десять лет, в 1974 году, одновременно с началом разработки "Бурана" Лозино-Лозинским. "Челомей понимал, что "Буран"– система с дорогим тяжёлым стартом – едва ли подойдёт для насущных военных задач. Для посещения и обслуживания орбитальных станций корабль также окажется слишком громоздким и дорогим". В результате получился проект ЛКС - концепция лёгкого космического самолёта с полезной нагрузкой 4 т (вместо 30 т у «Бурана») и с орбитальной массой до 20 т. Среди военных задач проекта было наблюдение за стартующими баллистическими ракетами и их уничтожение (функции ПРО), ведение боевых действий против ВМС противника, уничтожение наземных стационарных целей, ведение стратегической разведки. Несмотря на перспективность проекта, его закрыли 19 мая 1981 года. Приоритетом тогда был "Буран", более мощная и универсальная система. К сожалению, слишком дорогая.