Сегодня утром под присмотром группы международных наблюдателей над украинским участком трубы «Газпром» возобновил прокачку газа для Европы. Это позволяет говорить, что первый раунд газового противостояния России и Украины 2008/2009 завершился. Завершился убедительной победой Кремля и безоговорочной капитуляцией украинского президента (и националистически ориентированной частью украинской элиты), который по информации новостных агентств, распространенной ночью, отменил давно планировавшийся визит в Венгрию и сегодня вечером срочно вылетает к «мамочке» (Качиньскому (президент Польши – прим. редактора). Образовавшаяся небольшая передышка позволяет рассмотреть основные итоги первого раунда газового противостояния и проанализировать возможное развитие событий в дальнейших партиях.
1. Первая рамка анализа. Она исходит из следующей «матрицы»: всего есть три субъекта, действия которых следует анализировать, - это Россия, Украина и Европа. Анализировать действия каждого субъекта можно в трех «форматах»: внутриполитическом, внешнеполитическом и экономическом. Рассмотрим сначала итоги для Европы: она посредник, поэтому ее целевые установки наиболее легко просчитываемы.
Европа
В целом, несмотря на некоторую суетливость и непонимание специфики такого партнера как Украина (как говорится, где украинец прошел, там армянину делать нечего), что и продемонстрировала история с отозванной декларацией (Тополанек долго будет вспоминать эту подставу), ЕС этот конфликт может записать себе в актив. После некоторой паузы, вызванной очевидно непривычными морозами, вспомнив наверняка недобрым словом про Осетию, евроэлита правильно определилась с тем, «кто есть “ху"» и не стала заниматься пустыми псевдополитическими спекуляциями на тему «империи зла» и «Газпрома» как энергетического оружия».
Занятие конструктивной позиции было вызвано четким и прагматическим осознанием своих интересов. В чем они заключались для Европы в эти дни?
Во-первых, самое главное, европейским лидерам надо было успокоить общественное мнение своих стран. Сделать это Европа могла только поставив украинский транзит под международный контроль, что, собственно говоря, и было сделано. Это внутриполитический аспект.
Во-вторых, экономический аспект, Европе надо было пройти этот отрезок пути с минимальными экономическими потерями, что в принципе, с учетом готовности и России, и Украины, идти до конца, также удалось. Потери, конечно, есть, но они не носят сколь-нибудь серьезного для экономики еврозоны характера. Наоборот, газовый конфликт продемонстрировал слабые места в снабжении отдельных европейских стран, которые теперь должны стать предметом серьезных инфраструктурных вложений Евросоюза.
В-третьих, внешнеполитический аспект, Европа во второй раз, пусть и с большей нервотрепкой, смогла выполнить непростую функцию посредника в сложных исторически и психологически обусловленных отношениях постсоветских элит.
Т.е. по всем трем позициям, Европе можно поставить «+» за более или менее быстро достигнутые цели. Кроме того, устранившись от вопроса о стоимости газа для Украины, расценив его как спор двух хозяйствующих субъектов, и оставив Украину один на один с Россией, Европа однозначно дала понять, какие приоритеты у нее стоят на первом месте: партнерские отношения с Москвой намного важнее любых взбрыков молодых и незрелых демократий. За товар надо платить. Точно такая же участь ждет и других внешнеполитических вассалов США в Восточной Европе
Украина
Рассмотрим сначала, какие же цели преследовала Украина в этом конфликте с учетом вышеобозначенной «матрицы».
Внутриполитические – повысить авторитет власти в целом и Виктора Ющенко персонально, сплотить народ вокруг президента, продемонстрировать верность избранной внешней и внутренней политики, в целом – победить Россию и победу эту как можно оглушительней донести до массового сознания рядовых украинцев.
Внешнеполитические – а) победить Россию, при этом максимально унизив ее в плане пи-ар пропаганды; б) привлечь, как это удавалось делать ранее, на свою сторону Евросоюз. Т.е. в этом вопросе официальный Киев хотел занять типично лимитрофную позицию, стравить больших и сильных, а самому уйти в тень.
Экономические – навязать России свои условия как по цене газа для Украины (100-170 долл за тысячу кубов), так и по цене транзита (вплоть до 4,3 долл за прокачку 1 000 кубов на 100 км) газа в Европу.
Как говорится, «съесть-то он съест, только кто ж ему даст»… Рассмотрим, что Украина получила из того, что хотела.
Начнем с экономики. Пока окончательная цена газа для Украины неизвестна. Однако ее коридор обрисован российским руководством украинскому достаточно четко – 375-450 долл. Это далеко не 170 долл, и тем более, не 100 долл. Т.е. фактически цена газа для Украины вырастет в 2-2,5 раза с нынешних 179,5 долл. Даже если цена на транзит вырастет до 4,3-4,7 долл за 100 км, то прибыль Газпрома и бюджета Украины еще более станут несоизмеримыми.
То, что такой вариант вполне устраивает Россию, и даже желателен, вчера уже сказал российский премьер-министр. Как к этому относится? – как к тотальному поражению. Т.е. в экономической сфере Ющенко потерпел сокрушительное поражение. Но, как говорится, кто ж ему доктор? Сказали же ему русским языком – соглашайся на 250. А он поверил в байки американцев и перед иконой Чейни расшиб себе лоб.
Внутренняя политика. По сути, сложившаяся ситуация означает развал нынешней национал-ориентированной власти Украины, что повлечет за собой переход Украины в разряд еще одного несостоявшегося государства (напомним, опять-таки с американской помощью). Если же порядок в стране не сможет навести сама украинская элита, что, скорее всего, так и будет, то Украина перейдет под внешнее управление. Также очевидно и то, что это будет не аморфный Евросоюз.
Но это в будущем. Что Ющенко имеет сейчас во внутренней политике. Имеет то, что население раскупило индивидуальные обогревательные приборы, перебои с газом во всех городах и весях страны, рост недовольства, огромное падение рейтинга. По сути, внутренняя легитимность президента Ющенко приблизилась к нулю. Если, не дай Бог, конечно, произойдет восстание, и Ющенко будет свергнут, тот тут же назначат новые выборы, а о нем даже не вспомнят (если в тюрьму не посадят за коррупцию и незаконные поставки оружия в Грузию), скажут – что «так и було».
Но кого сейчас волнует персональная судьба Виктора Ющенко, кроме его жены? Уже никого. Еще одна шестерка Вашингтона отыграна.
А что мы имеем системно на Украине? А системно мы имеем коллапс всей системы государственного управления, включая силовые структуры, и расслоение элиты страны по регионально-партийному признаку, что с особой актуальностью ставит вопрос о том, кому, где и как подчиняются силовики. Сценарий простого противостояния силовиков по принципу все против всех уже маловероятен, поскольку все силовые структуры Украины также расколоты по этому же принципу. Соответственно, ни о какой прямой подчиненности силовых вертикалей власти в случае выхода конфликта за рамки закона ожидать не приходится. Произойдет атомизация и регионализация власти и переход к гражданскому противостоянию со всеми его атрибутами.
Самое примечательное, что в эту игру играет не только Ющенко (по недомыслию), а что самое интересное (вполне сознательно) и два других наиболее ярких персонажа украинской политической сцены, надеясь в этой грязной лужице выловить свою «золотую рыбку». Но при этом эти игроки, при всем к ним уважении, как-то не замечают, что такое развитие событий стремительно вымывает у них электоральную почву из-под ног.
Если ситуация выйдет из-под контроля, то они, точно также как и Ющенко, для большинства населения страны потеряют свою легитимность как политики, т.к. будут нести равную с ним долю ответственности за развал страны и экономический кризис. Если Тимошенко и Янукович думают, что смогут выйти из этой заварухи чистенькими, то они ошибаются – политический труп Ющенко потянет и их за собой на политическое дно, а на сцену выйдут абсолютно новые фигуры с чистым и поэтому дающим надежды политическим прошлым.
Внешняя политика. И в этой области Украина проиграла конфликт. Мало того, что Ющенко показал себя абсолютно безвольным президентом, который вынужден обращаться к прокурору с вопросом – было или нет воровство газа. Главное, что Украина потеряла статус надежного транзитера газа. К ней нет больше доверия. Поэтому и введены международные наблюдатели на газоизмерительные станции России, Украины, Польши, Молдавии и Словении, чтобы не только установить контроль над украинскими властями, но и обеспечить надежный транзит газа в условиях неспособности Украины это сделать самостоятельно.
А что это, в свою очередь, означает? Это означает что Украина входит в режим колониального управления как со стороны ЕС, так и со стороны России.
Как видим, первые итоги газового конфликта для организовавшей его группы украинской власти просто плачевны.
Россия
Внутриполитический аспект. Действия руководства России опираются на полную и безоговорочную поддержку населением. Твердость, проявленная Дмитрием Медведевым в Южной Осетии, нашла свое еще более уверенное и жесткое продолжение в ходе нынешнего конфликта с украинским руководством. Ключевым моментом конфликта стала жесткая и четкая готовность президента России перекрыть кран. Что и было сделано. После этого позиции Ющенко стали очень слабыми и активное сопротивление украинской стороны, не без помощи евроструктур, было сломлено.
Не менее важна и сплоченность российских элит в вопросе нынешнего газового конфликта, что особенно наглядно на фоне демонстрируемого на Украине межэлитного раздрая.
Внешнеполитический аспект. Экономическая мощь и политическая стабильность, твердость и жесткость, проявленная руководством России как в Осетинском, так и в нынешнем конфликте, заставили пересмотреть политическую элиту Европы свои прежние, во многом идеологизированные подходы к России, которые тем не менее, строились на том объективном обстоятельстве, что Россия была слаба.
Изменение в отношении Европы к России и, по сути, поддержка ее позиции в нынешнем газовом конфликте с Украиной говорит, прежде всего, об усилении России. Изменение в отношении Европы к России в этом плане фактор глубоко вторичный и производный от мощи Кремля. Теперь можно сказать с гораздо большей уверенностью, чем после войны в Осетии, что Москва вернулась в большую политику.
Однако, и это хочется особо подчеркнуть, это стало возможным не благодаря какому-то гласному или негласному договору с мировой или европейской элитой, которых мы просим принять нас в мировую элиту обратно, а наоборот, благодаря тому, что Россия перестала обращать внимание на интересы других игроков и стала преследовать исключительно свои национально-государственные интересы до конца и предельно жестко.
Экономический аспект. Опять-таки, несмотря на то, что окончательная цена на газ для Украины неизвестна, тем не менее, можно говорить о том, что и в экономическом плане России удалось одержать уверенную победу в первом раунде этой партии.
Во-первых, уже не просто на бумаге, а буквально физически, Россия закрепила отделение темы транзита от темы стоимости газа для самой Украины. Теперь эту позицию России защищают на ГИС международные наблюдатели.
Во-вторых, определен коридор цены на газ для Украины, который составит 370-450 долл. при транзитной ставке 3,5-4,7 долл., что в 2-2,5 раза больше, чем могла рассчитывать Украина при ее правильном поведении. И ни о каком постепенном выходе Украины на среднеевропейские цены после очередной новогодней украинской клоунады речь идти не может.
Промежуточные выводы
Таким образом, можно сказать, что на сегодня Россия достигла все те цели, которые она могла ставить перед собой перед началом данного конфликта: транзит физически отделен от цены на газ для Украины, цена на газ повышена в 2-2,5 раза без переходного периода. Вместе с тем, руководство Украины проиграло по всем трем аспектам данного газового конфликта. Конечно, вся партия еще не сыграна, но возможностей для кардинального изменения хода партии у Ющенко уже фактически нет: любой уход влево-вправо будет расцениваться как попытка к бегству и караться перекрытием задвижки. Европе к этому уже не привыкать.
Во второй части статьи мы рассмотрим возможные варианты развития ситуации в ближайшее время по оставшемуся и наиболее актуальному для российско-украинских отношений вопросу – окончательного определения цены на газ.
Продолжение следует…
Ю.Баранчик, Империя
|