Сайт Мальчиша-Кибальчиша


 
12.10.2024 г.
Разделы
Партнёры

Реклама

США и Европа завтра

Печать E-mail
(1 голос)
Автор Петька   
11.11.2008 г.

Автор: Ральф Фюкс, 1951 г. рождения, с 1996 года председатель общества им. Генриха Бёлля. Общество имеет свои бюро, среди прочего, в Израиле, Палестине (Рамаллах) и Бейруте. Фюкс изучал социологию, экономику и историю. С 1982 он состоит в партии зеленых, а чуть позже переезжает в Бремен, где активно занимается политической деятельностью на земельном уровне. Член комиссии по подготовке программы партии зеленых. Статья посвящена взаимоотношениям США и Европы после выборов в США, как они видятся из Германии.Перевод статьи из журнала «Шпигель»,

ФРГ от 10 ноября 2008г. До недавних пор считалось, что между Европой и Америкой все больше усиливается вражда. Такие выражения как «однополярность», Гуантанамо, «Международный суд», «война с террором» и «борьба с изменением климата» характеризуют тот разрыв между Европой и Америкой. А перенос динамики роста с восточного побережья США в Западную Европу предвосхищает закат Америки и рост влияния Азии.

В июле с.г. на встрече в Париже с Президентом Франции Николя Саркози Барак Обама сказал, что «Европа остается для США центральным партнером во многих вопросах мировой политики»! Такое утверждение оказалось неверным еще до президентских выборов в США. Еще меньше оно соответствует нынешнему моменту, когда Обама со своей командой готовится к передаче ему власти. Проблемой Ирана занимается «тройка» (намек на НКВД – прим. перев.) в составе Франции, Великобритании и Германии от имени США. 

Во время российско-грузинского кризиса между враждующими сторонами плясал Саркози, которому удалось заключить с Россией соглашение о прекращении военных действий, а американский Белый дом оставался на заднем плане. А вот когда разразился финансовый кризис, совместная работа США и Европы оказалась решающей, чтобы предотвратить панику на рынках. Китай, Индия и другие «пороговые» государства (т.е. государства «третьего мира», находящиеся на такой стадии экономического развития, что они могли бы претендовать на звание «индустриально развитых – прим. перев.) оказались не менее важными участниками стабилизации мировых рынков, но «Европа остается для США центральным партнером во многих вопросах мировой политики»!

С избранием Обамы президентом, США становятся более американизированными и европеизированными одновременно. Они становятся американизированей потому, что Обама реабилитировал ценности американской конституции и восстановил у американцев уверенность в себе, потому что он представляет собой подтверждение многообразия американского общества и объединяет в национальной политике различные общественные группы, именно те, которые раньше были вне политики. Базис американской демократии стал шире!

Будущее американское правительство будет более последовательным сторонником международного сотрудничества и не будет рассматривать права народов как тяжелый балласт. Это ни в коем случае не означает, что в конфликтных ситуациях оно не станет защищать национальные интересы Америки как заповедные. Оно не станет подчиняться никакому международному органу. Но правительство Обамы будет прислушиваться к мнениям других и будет стремиться к совместным решениям.

Вновь стать партнером Америки – значит взять на себя больше ответственности. Европейцев это не успокаивает, но это дает шанс на открытый диалог и конструктивное сотрудничество. Отсюда перспективы в области защиты климата и в обуздании финансовых рынков, для новых усилий в Афганистане и оживлении в области разоружения. Можно надеяться на сдвиг в ближневосточной ситуации, особенно если будет устранен запрет на контакты с Дамаском. Чем больше проявится в этих вопросах инициатива европейцев, тем больше будет подключаться к ним новое американское правительство. А не ожидать его реакции на такие инициативы. Неолиберальная революция подошла к своему концу.

Рассматривая американскую внешнюю политику, можно легко представить себе как будут меняться подходы во внутренней политике, которые сейчас только проклевываются. Во внешней политике «пространство для игры» (немецкий политический термин – прим. перев.), для изменения ее направлений намного меньше, чем необходимо Обаме, чтобы исправить ошибки прошедших лет и десятилетий. С приходом Обамы заканчивается неолиберальная революция, начавшаяся в восьмидесятые годы. Со времен рузвельтовского «Нового курса» еще ни один американский президент не выступал с программой социального государства: равные шансы для всех, охват всего населения медицинским страхованием, качественное и доступное образование, модернизация общественных структур, создание предпосылок для женщин, которые позволят им совмещать работу и заботу о семье. Даже тема перераспределения богатства не испугала Обаму. 

Республиканцам не помог ярлык «перераспределитель богатства», который они навесили на Обаму. В прошлые времена такому кандидату никакая победа не светила. А в этот раз – все иначе! Уже реакция правительства Буша на угрозу коллапса банков показала, что ветер и в США дует в другую сторону. Кончилась волна приватизаций и оргия с дерегулированием экономики. Была осознана необходимость установить определенные правила на рынках. Взаимоотношения рынка и государства при капитализме будет заново регулироваться.

Это не значит, что американцы будут копировать европейскую модель государства всеобщего благоденствия. Америка останется страной индивидуальной инициативы, предпринимательского духа и сопутствующей ему ответственности. Здесь европейцам не мешало бы что-то от американцев взять. Но пренебрежение общественными интересами, резкая социальная поляризация и возникающая отсюда экономическая ненадежность достигли такой степени, что они стали угрожать и общественному порядку, и будущему экономики. И это явилось центральным пунктом в программе Обамы, эти идеи упали на благоприятную почву, причем во всех слоях общества.

Даже в области защиты климата и энергетики пробивает путь линия на сближение взглядов по разные стороны Атлантики. Она была подготовлена в предыдущие годы договорами между городами, штатами и отдельными предпринимателями, которые видели в этом не только необходимость, но и потенциал для экономического развития. Теперь эта зеленая волна достигла Белого дома! Незадолго до выборов Обама сказал своим помощникам, что эта тема станет главной в деятельности правительства, в увязке с зависимостью от нефти, истощением ресурсов и необходимостью повысить эффективность использования энергии.

Примечательна отмеченная им связь между предотвращением спада в промышленности и «зелеными инвестициями». Речь не идет о кратковременном увеличении потребления, а об инвестициях в образование, науку и в экологическую модернизацию промышленности, чтобы стимулировать устойчивый рост экономики. Можно только надеяться, что это призыв будет услышан и в Европе.

Вашингтонские ожидания на обновленное трансатлантическое сотрудничество очень велики. Там надеются, что Европа не станет ссылаться на прошлые размолвки с Америкой, чтобы от такого сотрудничества уйти. И это относится не только к Афганистану и Ираку. Дверь для трансатлантического сотрудничества открыта, но шаги к сближению должна проявить не одна только Америка.
 

У вас нет прав для комментирования. Зарегистрируйтесь.

« Зачем американской элите понадобился Обама   Сегодня в США избран самый несчастный Президент страны »
| Дизайн malchish.org