Влияния финансовой олигархии и нефтяного лобби на палату представителей не хватило для принятия закона и фондовые биржи тут же отреагировали рекордным падением индексов. Впрочем, падение индексов могло быть и организованным финансистами, имеющими свои рычаги влияния на биржу. Угроза краха биржи и резкого падения в пучину кризиса могла повлиять на мнение конгрессменов в пользу принятия плана Полсона. Как бы то ни было, закон можно считать принятым, не смотря на протесты населения и жаркие дискуссии в парламенте. "Накануне голосования президент США лично обзванивал американских сенаторов, убеждая их поддержать новую версию стабилизационного законопроекта", и такие усилия президента дали свой результат.
Хотя протесты населения против законопроекта были довольно массовыми.
СМИ, находящиеся под контролем финансистов, очень мало их освещают. На фотографии выше показаны акции протеста на Уолл Стрит. Плакат с нецензурной надписью, которую можно перевести слегка смягчив выражение как "Прыгайте, суки!", намекает на времена Великой Депрессии, когда разорившиеся биржевые спекулянты выбрасывались из окон небоскрёбов. Очень вероятно, что эти времена возвращаются, хотя действующая власть делает всё, чтобы кризис не принял форму обвального падения. Именно этот смысл имеет и план Полсона, который всех проблем не решит, но значительно снизит скорость падения экономики. В связи с этим интересно взглянуть на динамику индексов за последний год.
За год индексы уже потеряли до 30% и вышли на уровень 2000 года, которым я датирую начало текущего кризиса.
Меры, которые принимает текущая власть США против кризиса принимаются давно и имеют некоторый стабилизирующий эффект. Они позволили после спада 2000-2003 года замедлить падение, а снижение курса доллара раздуло индексы и приукрасило статистику США. Однако эти меры не решают системных проблем капиталистической экономики, которая может развиваться только при росте совокупного долга перед банкирами.
Нынешние экстраординарные меры правительства так же ведут к увеличению этого долга, который население США будет выплачивать банкирам через посредничество государственных налоговых органов. Надолго ли подействует инъекция экономики в 700 млрд, если годовое 30% падение индексов означает снижение стоимости акций на несколько триллионов? Так, на Нью-йоркской фондовой бирже (NYSE) обращаются акции американских 2798 компаний с общей рыночной капитализацией (совокупной стоимостью активов компании) около 16 трлн. дол. (на конец 2001г). Это значит, что только на этой бирже акции потеряли в стоимости около $5 трлн. за год. Спекулянты ещё не прыгают из окон, но может они уже пишут предсмертные записки?
Власти США прилагают довольно значительные усилия, чтобы приукрасить экономическую статистику. В этом есть определённый смысл - настроение инвесторов определяет экономический рост. Кто же будет вкладывать деньги в экономику, которая падает? И кто будет избирать правительство, которое привело страну к упадку? Среди американских экономистов есть представители, которые несмотря на давление пытаются отслеживать реальную ситуацию. По данным экономиста Джона Вильямса, например, уровень безработицы в США достигает уже 15% против официальных 5%. Однако, в отличии от ситуации Великой Депрессии 30-х годов, большое количество социальных программ, включающие пособия по безработице снижает как социальный протест, так и стимулирует некоторый спрос на товары и услуги, поддерживая в итоге всю экономику. В частности в нынешнем бюджете социальные программы занимают около 14%, в сравнении с 1% бюджета 30-х годов. Это всё ещё кейнсианская экономика, содержащая массу демпфирующих механизмов, которые тормозят спад, делают его плавным и незаметным. Те процессы, которые в экономике 30-х развивались в течении месяца сейчас развиваются годами. Нынешний кризис развивается уже 8 лет определяя собой процесс, который занял бы всего год во время Великой Депрессии. И нельзя сказать, что нынешние власти США не понимают этого. Была повышена минимальная зарплата, были возвращены некоторые налоговые выплаты населению. Власть пытается притормаживать спад, но действует в рамках существующей экономической модели, которая накопила противоречия и не может развиваться дальше без смены основной парадигмы. И если реформы Рузвельта сблизили экономику США с социалистической моделью, снизив уровень эксплуатации и повысив доходы населения, то какими будут изменения в нынешней ситуации? Вряд ли мухлёж теория популярного либерального экономиста и нобелевского лауреата Фридмана поможет разрешить противоречия системы.
Впрочем, есть ли такая цель вообще у финансовой элиты запада? На волне банкротств продолжается процесс монополизации финансового сектора, где контроль всё больше приобретают акционеры "федеральной резервной системы". Один из которых недавно приобрёл активы крупнейшего банка Wachovia. Речь идёт о Citigroup - наследнике City Bank of New York, основного собственника Federal Reserve Bank of New York. Citigroup ныне является первичным дилером по ценным бумагам правительства США, то есть распределителем госдолга. А это очень важная функция в нынешней кредитной системе США. Собственники ФРС вовсе не собираются быть заложниками неоплатного государственного долга, суметь вовремя от него избавиться - важнейший элемент их стратегии. И тут можно слегка поразмышлять над их планами. Тем более, что это может касаться и нас.
Для начала заметим, что какие-то катастрофические события не стоят в планах финансовой элиты. Ловить политические дивиденды можно лишь в режиме управляемого падения. Финансовая олигархия может сохранять власть исключительно в рамках предусмотренных ею самой сценариев, тогда, когда события развиваются со скоростью, не превышающую реакцию её аналитического центра. И, смею предположить, что она не может быть очень высока. Банкротство двух-трёх крупных банков в месяц можно переварить, можно игнорировать и сотню-другую митингующих недовольных. Но когда разом рушатся все банки, а на улицах бушует многотысячная толпа разорившихся сограждан, то тут "не до жиру - быть бы живу". К власти могут придти новые лидеры, придерживающиеся самых разных политических взглядов - от радикально левых, до религиозно-фундаментальных. А сама суть кредитной системы, дающая власть банкирам, станет предметом пристального изучения обществом. Такой вариант вряд ли устроит главных сценаристов происходящего. А значит его и не будет. Будет приложено масса усилий, чтобы не упустить процесс из под контроля, то есть замедлить его.
Это, в свою очередь означает, что какие-то обвалы биржи и резкие колебания курса доллара вряд ли можно предвидеть. Будет медленное падение, которое даст заметный эффект на протяжении года, но не недели или месяца. В течении же этого года биржу будут стимулировать инъекциями спекулятивного капитала, а курс доллара будут поддерживать достаточно высоким, чтобы не обесценить те капиталы, что уже находятся под контролем. Доллар был и ещё достаточно долгое время будет универсальным инструментом управления. Амеро, стоящее на подходе, будет вводиться в ситуации крепкого доллара и контролируемой ситуации на финансовых рынках. Дефолт правительства по своим обязательствам очевидно запланирован, но опять же будет происходить на фоне стабильной ситуации на финансовых рынках. Ему придадут вид "технического" и всячески преуменьшат его значение дабы не допустить паники и социального протеста. Обама уже высказывал какие-то смутные идеи о необходимости структурных изменений в экономике. Видимо уже идёт окончательная подготовка плана реформ с введением амеро, ликвидацией госдолга за счёт стран экспортёров и объединением Северной Америки. В этом плане даже "политкорректная" внешность Обамы весьма подходит для сценария объединения с Мексикой.
События будут развиваться очень постепенно, панику не будут допускать, даже биржа не будет падать сразу - существует множество её регуляторов, подконтрольных ФРС. Тление - это очень замедленный взрыв и мы будем наблюдать его и дальше.