Новости экономики всё чаще напоминают вести с фронта и свидетельствуют, что петля кризиса сжимается всё туже. Центром мирового кризиса является США, её экономика становится тем бараном, который прыгая в пропасть увлекает за собой всё стадо:
Но самый важный факт, который замалчивается в СМИ и который наиболее чётко высвечивает тот тупик, в котором находятся власти США в своих попытках преодолеть кризис, заключается в необходимости повышения долгового лимита для любых антикризисных мер.
Принятый Конгрессом США 8 сентября пакет законопроектов по спасению ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac включал в себя и решение о повышении долгового лимита федерального правительства с $9,815 трлн до $10,6 трлн. Оказалось, что иного способа найти дополнительные 200 млрд для спасения двух крупнейших ипотечных компаний страны найти не удалось и правительству пришлось убеждать конгресс в оправданности данного решения. Эта "незначительная подробность" проникла в СМИ уже задним числом и упоминается вскользь дабы не привлекать к ней внимания и так довольно встревоженной публики. Однако спасением двух компаний и дополнительными $200 млрд бюджетного дефицита правительству решить проблему кризиса не удалось, потребовались новые меры и соответствующие новые долги: "Законопроект, который администрация сейчас пытается провести через конгресс, для срочного спасения финансовой системы увеличит национальный долг до $11,3 трлн."
Администрация Буша запросила уже 800 млрд на спасение финансовой системы. Однако нынешний документ, рассматриваемый в Конгрессе, предусматривает выделение более скромных $700 млрд на те же цели и, что самое удивительное, он скорее всего будет принят. Эти деньги нужны уже для спасения страхового гиганта AIG и создания специального фонда для скупки у банков "плохих" долгов. От такой помощи финансовая олигархия США не смогла отказаться и решила не обострять кризис дефолтом пойдя на соглашение с нефтяным лобби республиканцев. Планка максимального госдолга оказалась поднята на очередные $800 млрд 8 сентября и будет ещё раз поднята в течении ближайших дней. Момент дефолта окажется опять отодвинут, хотя и не надолго - госдолг после выделения требуемых средств опять оказывается прижат вплотную к максимальной величине. Счёт времени идёт на недели и прогноз о дефолте этой осенью ещё может осуществиться.
Смысл же такой неожиданной уступки демократов заключается в стремлении решения проблем банкирского сообщества за счёт государства, то есть народа США. Впрочем, госдолг США ныне не только лежит грузом на плечах налогоплательщиков США, оплачивающих ростовщические проценты в размере ещё одного военного бюджета, но и распределён по всему миру в виде значительной части ЗВР стран-экспортёров. Таким образом риск дефолта становится не только внутренней проблемой США. В дефолте никто не заинтересован и, тем не менее, он неизбежен - бюджет следующего года просто не возможно будет сверстать с таким долгом - его обслуживание уже значительно превысит нынешние 400 млрд долларов. Решение властей США оттянуть дефолт говорит лишь о том, что какого-то приемлемого решения проблемы долга у них до сих пор нет, а соблазн решить текущие проблемы банкирского сообщества за счёт увеличения госдолга перевесил риск общенациональной катастрофы.
Теперь об особенностях текущего момента. Окончание финансового года и соответствующие выплаты по кредитам в этом сентябре совпали с многочисленными банкротствами. Эти многочисленные банкротства остались за кадром, но только они могли повлечь за собой крах мировых финансовых гигантов, чья гибель широко освещается в СМИ. И если не все кредиторы и обанкротились вслед за своими должниками, как уже известные Fannie Mae, Freddie Mac и Lehman Brothers, то многие из них испытывают большие проблемы с "ликвидностью" - свободными денежными активами. Банкротство мирового страхового гиганта AIG так же связано с этим обстоятельством - он страховал кредиты. Его средств оказалось недостаточно, чтобы покрыть дефолты по застрахованным сделкам. То есть банкротство страховщика так же прикрывает банкротство сотен банков, не получивших, в свою очередь, очередных выплат от обанкротившихся клиентов. Гибель этого гиганта, страховавшего кредитные риски означает нечто гораздо большее, нежели просто банкротство крупного финансового игрока. Это уже крах всей банковской системы и усилия правительства США по её спасению показывают масштаб проблем.
Такие последствия массовых банкротств в США, в свою очередь, вызвали значительный проблемы уже по всему миру.
Глобализация финансов - единственный бесспорный факт общего процесса глобализации, сделавший государственные границы прозрачными для капитала. Массовые дефолты по платежам и вызванный ими дефицит ликвидности в США вызвал отток денежной массы с валютных и фондовых бирж мира и соответствующий рост курса доллара. Наиболее сильно пострадали фондовые биржи развивающихся стран, где даже небольшой отток спекулятивного капитала может вызвать обвал. В России падение индексов РТС и ММВБ привело к остановке торгов. Резко подскочила и ставка межбанковского кредита по всему миру. Например лондонская ставка межбанковского кредитования LIBOR за сутки 16 сентября подскочила вдвое - до 6,44 процента, что оказалось максимумом с 2001 года. Мировые эмиссионные центры вынуждены были выступить единым фронтом, дабы ликвидировать возникший вдруг дефицит в деньгах. В пик кризиса 16 сентября ЕЦБ выдал кредитов на 348,6 млрд евро ($501,5 млрд). А днём ранее ФРС США провела аукцион, где предложила банкам кредиты на $20 млрд. и продолжил интервенции позже. Банк Японии направил на поддержку банковской системы 8,5 млрд. долл., Резервный банк Австралии – 4,2 млрд. долл. Не остался в стороне и ЦБ России, выделивший около 1.5 трлн рублей ведущим банкам страны и снизивший нормы обязательного резервирования.
Сейчас кризис ликвидности затушен потоками денежной эмиссии и можно наблюдать уже снижение курса доллара. Это признак того, что поток капитала в США иссяк (а значит упал и спрос на доллар) и следует ожидать дальнейшего падения курса доллара вследствие уже избыточной денежной массы США. Что, собственно и показывают курсы валют - вчера доллар упал сразу на 22 копейки по отношению к рублю, в то время как евро выросло на 37 копеек. Доллар опять падает по отношению к основным валютам мира и эта тенденция будет превалировать до конца года. Меры же, которые предприняли власти России для ликвидации кризиса на фондовых биржах России оказались даже чрезмерными - денег было влито столько, что торги опять пришлось останавливать, но уже по причине излишнего роста. Что касается фондовой биржи США, то её ожидают самые грустные перспективы.
Уже сейчас видно, что валютные инъекции мало помогли больному - индексы продолжают падать. Что означает отток спекулятивного капитала с фондового рынка США и его бегство на более безопасные рынки.
В качестве итога хотелось бы отметить следующее. В мерах, которые власти США пытаются использовать против наступающего кризиса есть одна очень важная черта. Все средства, выделяемые из дефицитного бюджета идут на поддержку кредитных организаций, то есть кредиторов, но никак не обанкротившегося населения. Громкие банкротства финансовых гигантов с миллиардами долгов прикрывают собой банкротства миллионов мелких должников. Скупка "плохих" долговых обязательств - это спасение оплошавшего банкира, но никак не бизнесмена, не смогшего вернуть кредит, или семьи, купившей дом по ипотечному кредиту. Семья останется без дома, а бизнесмен - без своего бизнеса. Зато финансисты смогут поправить свои дела, списав убытки за счёт государства, то есть того же бизнесмена и той же семьи, но уже через посредничество налоговой службы.
Спасут ли подобные меры от наступления кризиса и следующей волны банкротств? Очевидно нет, поскольку они не затрагивают причин, приведших к банкротству клиентов обанкротившихся гигантов и, мне думается, что разработчики антикризисного пакета в курсе этого. Ибо не спасение экономики страны было их целью. Целью было спасение существующей финансовой системы и капиталов, которые не были вовремя переведены в безопасную антикризисную гавань. Кризис выгоден финансовой олигархии, но только в управляемом режиме, когда основа их власти - кредитная система останется в полной сохранности. В управляемом режиме банкротство промышленных гигантов и государства поставит под контроль финансистов остатки государственной собственности и промышленное производство полностью ликвидировав класс промышленной буржуазии и государственные институты.