С момента окончательного утверждения Дмитрия Медведева в качестве преемника Владимира Путина на посту президента России, либеральная часть российского политического класса не оставляет надежд на то, что между двумя этими главными персонажами российской политической жизни рано или поздно возникнут противоречия, в результате чего новый российский президент осуществит разворот к ценностям либерализма, которые якобы были свернуты его предшественником. Кто-то задавал вполне невинные вопросы – кто к кому будет ходить на прием и отчитываться, кто-то считал возвращение Путина на пост премьер-министра «анекдотом нецензурного формата», обвиняя тех, кто это спрогнозировал еще в сентябре месяце в тотальном незнании российской политической жизни, кто-то считал и продолжает считать, что пробным камнем для Медведева станет освобождение Ходорковского и т.д.
Т.е. налицо в определенной части российской элиты желание если не спровоцировать, то придумать некий воображаемый конфликт между двумя первыми лицами российской политики с определенной целью. Какая же это цель? Она вполне понятна – сейчас все эти люди сидят без дела, их не принимают в реальные процессы управления государством и его отдельными сегментами. Поэтому все, что они могут делать, это как в старые добрые времена сидеть на кухнях и обсуждать ужасы путинского правления, не обращая при этом никакого внимания на реальность.
Этой «элите» не нужен Севастополь, ей не нужен политический Союз с Беларусью и любыми другими государствами бывшего СССР, ей не нужна и высокая цена на нефть (как сказал Касьянов, справедливая цена на нефть - 26 долларов за баррель), ей не надо и политическое и государственное величие России. Ее вполне бы устроила роль младшего подпевалы США в стройном хоре грузинско-украинских голосов.
Но что больше всего напрягает эту «элиту», это то, что в путинский период страна стала думать и быть самостоятельной. А когда люди самостоятельны, они не зависят от тех, кто стоит на позициях советчиков, и в прежней системе координат имел право поучать жизни и рисовать перспективы.
В новой системе координат эта «элита» стремительно теряет свои позиции, она становится никому не нужной со своими советами. И единственная возможность у этой части в основном московской элиты хоть как-то сохранить свое влияние и вес – это ситуация конфликта между Путиным и Медведевым, когда им понадобятся услуги «свиты».
Что же эта за элита? По своей букве и духу эти люди являются последователями Егора Яковлева. Они тихо ненавидят Россию, ее великую и сложную имперскую историю и хотят ликвидировать тот нарыв на теле западной цивилизации, который, по их мнению, представляет Россия не зависимо от формы ее государственного устройства.
Почему же этот сценарий, при всех многочисленных попытках его сымитировать или спровоцировать, не реализуем в принципе? Ответ очень простой – у любой позиции, на которую пытаются перевести Дмитрия Медведева такого рода «доброжелатели» в нынешнем российском обществе нет электоральной базы.
Все множество вариантов «нового Медведева» сводится на самом деле к двум электоральным нишам – или предводитель всей «объединенной» оппозиции (вместе с политическими клоунами типа Лимонова или Каспарова), или предводитель той ее либеральной части, которая при Путине вынуждена была на время затаится в ожидании своего часа.
Но как только Медведев пойдет на этот сценарий, он тут же лишается поддержки всех тех российских избирателей, которые за него голосовали. Любой отхождение и выпадение из «путинской парадигмы» означает моментальное превращение третьего президента России в антипутинский проект со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Конечно, эту часть российской элиты такой поворот сюжета будет мало волновать – главное, что они снова будут в деле и снова смогут предложить свои сомнительные услуги своим хозяевам по обе стороны океана.
Однако даже если допустить самую малую вероятность такого развития событий, при более пристальном наблюдении нельзя не заметить, что он несет в себе самые неожиданные и достаточно негативные повороты для его инициаторов.
Давайте на секунду представим, что Медведев пошел против Путина и начал потиху сворачивать нынешний российский внутриполитический, экономический и внешнеполитический курс. Что произойдет? То, что он потеряет свою электоральную поддержку – это очевидно. Кроме этого, произойдет резкий рост популярности Путина и той части российской политической элиты, которая стоит на жестких национально-патриотических позициях.
Если же этот вариант, как показал анализ, является непроходным, что еще могут предложить последователи Яковлева новой России? В принципе, больше ничего. Их время безвозвратно уходит. Поэтому вызвать к жизни дух противостояния Путина и Медведева – это их лебединая песня, которая, скорее всего, будем на это надеяться, так и останется недопетой.
В результате тот консенсус, который в настоящее время достигнут в российском обществе, будет многократно усилен. И это усиление и концентрация общественного мнения на совершенно определенных направлениях российской внутренней и внешней политики, естественно, потребует своей политической институализации. А это вызовет массовый выход на поверхность совершенно новых представителей российского политического класса, которые в настоящее время в политике находятся на вторых ролях, занимаясь больше экономикой, т.к. <strong>это будет посягательством на их частную собственность. </strong>
Т.е., по сути дела, любой, независимо от его идеологической окраски, антипутинский проект в современной России – <strong>это проект против нарождающегося среднего класса страны, против нового класса собственников, </strong>сохранность больших и малых капиталов которых гарантирует только великая, сильная и независимая страна, к образу которой Россия при Путине только стала делать первые, но уверенные шаги.
|