Сайт Мальчиша-Кибальчиша


Главная arrow Ленты новостей
05.11.2024 г.
Разделы
Комментарии
Партнёры

Реклама

Путин-Медведев: четыре такта комбинации по легитимной смене власти

Печать E-mail
(0 голосов)
Автор Юрий Баранчик   
12.12.2007 г.

 В связи с чередой топовых событий в России по линии Путин-Медведев, проливающих свет на будущую конфигурацию власти в России, мы решили еще раз опубликовать часть нашей аналитики (Стратегический уровень анализа) от 17 сентября 2007 года (в связи с назначением В.Зубкова председателем российского правительства), чтобы читатель мог свежим взглядом оценить вероятность тех или иных сценариев развития ситуации в России в предвыборный период.

Стратегический уровень анализа. Анализ смены российского правительства, комментариев ведущих политиков и экспертов, а также материалов информационно-аналитических и деловых изданий позволяет свести все доступное множество фактов к единому смысловому знаменателю и выстроить в связную логическую цепочку вчерашние и будущие действия президента России и его команды по реформированию политической системы России в условиях, по сути, единой кампании по проведению парламентских и президентских выборов.

Если говорить кратко, то, по сути, В.Путин решил использовать ситуацию с парламентскими и президентскими выборами для переформатирования российской системы управления. Поэтому события прошлой недели по смене главы российского правительства являются только первым актом многоходовой комбинации, цель которой – легитимно, в рамках действующего в России законодательства, одновременно решить две достаточно сложные и формально противоречащие друг другу задачи. Первая задача заключается в том, что В.Путин должен сохранить реальные рычаги управления страной. Вторая – действия В.Путина по сохранению власти не должны нарушать положения Конституции России относительно того, что один человек не может занимать должность президента более двух сроков подряд. Нельзя сказать, что до этого никто не решал аналогичную задачу. До этого момента с аналогичной задачей столкнулись президенты Беларуси и Казахстана, которые решили ее через проведение референдумов о возможности одного лица занимать должность президента более двух сроков подряд.

Такой вариант решения проблемы не подходил российскому руководству, т.к. грозил серьезным обострением внешнеполитических отношений с Западом и готовил очередную порцию злобных комментариев на тему «имперскости России», ее отказа от «пути реформ» и обвинений в тоталитарных замашках лично В.Путина, т.е. ставил под угрозу весь пройденный Россией путь и фактически закрывал возможность дальнейшей игры с Западом. В результате этого Россия больше бы теряла, т.к. происходило бы замыкание страны в себе, чем выигрывала. Следовательно, необходимо было придумать другой легитимный вариант решения проблемы, который бы позволил непротиворечивым образом совместить как требования реальной политической жизни, так и требования действующей Конституции России. И это решение, как показало выдвижение В.Зубкова кандидатом на пост премьер-министра России, было найдено.

Решением данной проблемы российское руководство стало заниматься либо сразу после осознания бесперспективности темы создания Союзного государства с нынешним белорусским лидером, а также отбрасывания вариантов включения в состав России Осетии и Абхазии, т.к. ситуация с Косово затянулась (да и просто такой вариант сохранения В.Путиным поста президента на третий срок был не совсем безупречным и гладким как с юридической, так и с этической точки зрения, и вызывал ряд серьезных внешнеполитических обострений), либо уже тогда, когда С.Иванов и Д.Медведев стали первыми вице-премьерами. Если верен второй вариант, а мы склоняемся именно к этой версии, то это говорит только о том, насколько серьезно и мощно поставлена в России система информационно-аналитического обеспечения деятельности главы государства и система поддержки принятия решений (СППР).

На наш взгляд, перед президентскими аналитиками была поставлена следующая задача: совместить требования реальной политической жизни (волю руководства и народные ожидания) и не нарушить нормы Конституции России. При этом решение данной задачи должно было быть сугубо внутрироссийским без привлечения каких-либо внешних факторов. После длительной и тщательной аналитической разработки данной проблемы (ориентировочно с середины весны текущего года) с применением элементов комбинаторики относительно конкретных кандидатур на должность премьер-министра, аналитиками была предложена следующая четырехходовая комбинация.

Первый ход - отставка правительства и назначение нового технического премьер-министра (при этом решается задача – представление обществу преемника). Второй ход – проведение парламентских выборов, в результате которых две проправительственные партии сконцентрируют в своих руках конституционное большинство, т.е. 75% голосов (решается задача – неизменности курса Госдумы на следующее четырехлетие). Третий ход – выдвижение В.Путиным нового премьер-министра своим преемником на пост президента России (решается задача обеспечения преемственности власти через фигуру технического президента). Четвертый ход – назначение вновь избранным президентом премьер-министром В.Путина (решается задача сохранения реальной власти). Эти четыре хода идеально наслаиваются на сплошную избирательную парламентско-президентскую кампанию в России. Какие же цели достигаются данной многоходовкой?

Во-первых, В.Путин сохраняет реальные рычаги управления страной и имеет в своем распоряжении уже подготовленных первых замов. Во-вторых, хоть В.Путин и занимает второй по значимости пост в государстве (формально четвертый – после глав палат российского собрания), ресурс его личного влияния таков, что реально этот второй центр становится первым. Т.е. на время Россия неформально переходит к немецкой модели управления, где президент в основном занимается представительскими функциями.

В-третьих, Россия «сохранит лицо» перед внешним миром, т.к. В.Зубков будет, как и на прежнем месте работы, жестко и четко отстаивать интересы России уже во внешнеполитическом диалоге или переложит эти свои полномочия на председателя правительства. Таким образом, В.Зубков проходит путь от технического премьера до технического президента, который в любой нужный момент может подать в отставку и освободить место для возвращения В.Путина. В.Путин, формально уходя с должности главы государства, сохраняет себя в российской и мировой политике, переводит на себя реальные рычаги власти. Возможно, это будет сделано законодательно – через соответствующее решение Госдумы. Так что, несмотря на то, что в России будет новый президент, В.Путин сохранит за собой статус символа Русского Проекта или "Проекта Россия". P.S. Реализация данного сценария в России с особой остротой ставит вопрос адекватности нынешней политики белорусской власти в отношениях с российским руководством.

Очевидно, что когда В.Путин формально не будет принимать участия в белорусско-российских отношениях, а останется «только» в роли «теневого» премьер-министра, экономическое давление России только увеличится, а политический прессинг только возрастет, т.к. В.Путин не будет уже связан никакими обязательствами перед белоруской стороной, а новый российский президент таких обязательств на себя не возьмет по определению. Поэтому если и была у белорусского президента задумка пересидеть В.Путина и попытаться договориться с его преемником (хотя как мы неоднократно писали – это ничем не оправданные и, следовательно, опасные для страны иллюзии, поскольку нынешнее руководство России представляет из себя сплоченную команду), то сегодня она рассыпается в прах, ибо преемником В.Путина станет В.Путин. Соответственно, белорусское руководство стоит перед необходимостью очень оперативного осмысления своего будущего и того курса, которым оно ведет страну в последнее время.

 

У вас нет прав для комментирования. Зарегистрируйтесь.

« Союз и деньги   Визит Путина в Минск завершает период цивилизационно и геополитически неопределенного статуса Беларуси »
| Дизайн malchish.org