Нефтегазовый конфликт России и Белоруссии сопровождается невиданным объёмом дезинформации в СМИ. Даже само содержание достигнутого соглашения о разделе пошлин за экспорт нефти и нефтепродуктов искажается. Дошло до того, что уже по каналам информационного агенства "Interfax" прошла дезинформация об отмене Белоруссией достигнутого соглашения. Очевидная провокация и очевидная цель - Союзное государство. Российские СМИ работают против создания Союза и не гнушаются самыми грязными методами.
Иногда это выглядит даже смешно - в программе "Воскресноевремя" на Первом канале показали здание национальной библиотеки Белоруссии, построенное очень современно и впечатляюще - в виде бриллианта. В контексте передачи должно было быть ясно, как Лукашенко разбазаривает "нефтяные деньги", изъятые у России за счёт реэкспорта нефти. Видимо если бы он эти деньги потратил на собственный замок критики было бы меньше... А для сравнения надо было бы показать, что строит Газпром для своих офисов. Но вместо этого опять показали знаменитые ледовые дворцы спорта. Туда тоже идут "нефтяные российские" деньги. Забота Лукашенко о национальной культуре и спорте - вот объект критики. Критиковать оказывается больше и нечего. Просто к этому добавляется рефрен "за счёт российской нефти".
Показывают современную "энергонезависимую" свиноферму (обогрев за счёт естественного тепла свиноматок) - оказывается зависима: более половины продукции идёт в Россию! Кто от кого тут зависит-то вообще? Белорусы что, без нас своё мясо не съедят? Помощники требуются? Показывают работающие заводы "Белаза" и опять рефрен - "экономическое чудо за счёт Российской нефти". Остаётся только удивляться - а почему у нас-то этого "чуда" нет? Уж Россия-то имеет за счёт своей нефти гораздо больше денег, нежели Белоруссия. Но в России деньги так и остаются деньгами - в ЗВР, в Стабфонде, в карманах олигархов. Чуда же не возникает. Почему? Это отдельный вопрос, а вот насчёт нефти можно и разобраться.
Ранее я уже пояснил стандартную ложь насчёт достигнутого соглашения - якобы введённая Россией пошлина на экспорт нефти в Беларусь изымается из бюджета Белоруссии. Нет. Она изымается из карманов российских нефтяных компаний. Причём введённая пошлина не сделала белорусское направление экспорта непривлекательным для российских эспортёров. Сделала менее привлекательным, чем было ранее, но, тем не менее, прибыльность этого экспорта сохранилась. Из простого соотношения пошлин на сырую нефть и продукты её обработки. Обработанную нефть экспортировать выгоднее, именно поэтому в Белоруссии работают так называемые давальческие схемы - российские нефтекомпании перерабатывают нефть на белорусских НПЗ и продают продукты переработки на Запад.
Конечно, обработка нефти на российских нефтеперерабатывающих заводах теперь стала выгоднее, но и тут есть простая арифметика. Россия не может экспортировать продукты нефтепереработки из-за недостаточных мощностей российских заводов. Нехватка мощностей и отсталость в технологическом плане российских НПЗ - известная проблема нашей нефтянки. Глубина переработки на них не достигает и 70%, в то время как на западе более 90%. Все знают про качество российского бензина. Кто его на западе купит? А белорусские НПЗ были лучшими ещё в СССР. И их постоянно модернизировали. Глубина переработки не уступает западным стандартам. Потому и бензин в Беларуси получше российского. И на западе его с удовольствием покупают. Значит давальческие схемы не перестанут работать. Просто нефтекомпании станут выплачивать больше в бюджеты обеих стран. И это их не разорит при нынешних ценах на нефть и нефтепродукты.
Конкретные цифры? Вот они:
Средняя себестоимость добычи нефти в России - около $4/баррель. Стоимость сырой нефти (марки Брент) на международной бирже в Лондоне - $52/баррель. ($390/тонну) Таможенная пошлина на экспорт сырой нефти - $180/тонну. Таможенная пошлина на экспорт нефтепродуктов - $108/тонну. (в среднем)
Какова прибыльность нефтяного экспорта через Белорусь? Себестоимость добычи вообще можно не считать. Это копейки. Остаётся только таможенная пошлина и транспортировка. Для сырой нефти (Urals) от $350 остаётся около $170 за тонну. А для нефтепродуктов примерно на $20 больше. Другое "заблуждение", кочующее по страницам прессы заключается в том, что цена нефти для белорусских НПЗ увеличится с вводом российской пошлины. Более того, считается, что ранее российская нефть шла на белорусские НПЗ по нашим внутренним ценам! Нет. Российские нефтяные компании заключали договора с белорусскими НПЗ не учитывая никаких политических соглашений. Эти цены были достаточно высокими - средняя цена поставок в 2006 году была равна 247,5 доллара за тонну. Но с 1 февраля 2007 года введена новая ценовая схема, основанная на мировых котировках с учётом стоимости транспортировки. "Таким образом, Беларуси гарантировано, как минимум, 130 долларов "плюса" в сравнении с потребителями российской нефти в других странах." Просто потому, что она находится ближе:
"Как поясняет российский «КоммерсантЪ», теперь цену для Беларуси будет определять совместная комиссия в составе представителей "Белнефтехима" и российских нефтекомпаний на основании средней спотовой цены ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен) применительно к портам Польши минус транспортные расходы, включая портовый сбор и фрахт танкеров. Согласно расчетам, средняя цена поставок нефти для Беларуси составит 225 долларов за 1 тонну. Если вспомнить, что средняя цена поставок в 2006 году была равна 247,5 доллара, возникает вопрос: кто, собственно, в проигрыше-то? За договор России и Беларуси заплатят российские нефтяники: вывозную пошлину в 53 доллара за тонну вычтут из их контрактов."
О чём говорит приведённая информация? Никаких особых льгот Белоруссия по нефти не имела. Она платила за нефть практически по мировым ценам с учётом транспортных расходов. Даже больше. Теперь эта ситуация прояснилась окончательно - для Белоруссии установлены мировые цены на нефть и она от этого только выиграла! А куда же девались те 3 миллиарда, что насчитал президент Путин в качестве "спонсирования" экономики Белоруссии? Этими миллиардами спонсировалась не экономика Белоруссии, а российские нефтекомпании. Именно они недодавали в российский бюджет при экспорте нефти через Белоруссию. А это уже внутрироссийские проблемы. Белорусы тут не при чём - они платили более общемировой цены. Конечно, российский бюджет всё равно "страдал" от отсутствия пошлины - Таможенный союз предполагает несколько иные выгоды, нежели бюджетные поступления от таможенных пошлин. "Радетели государственных интересов", чаще всего кричащие о прагматизме во взаимоотношениях России и Белоруссии, могут подсчитать потери российского бюджета от отсутствия таможни между Тюменью и Москвой. Вообще, если по кольцевой дороге поставить таможню, то ВВП можно будет поднять гораздо быстрее. Однако опять же, при чём тут Белоруссия? И зачем же постоянно врать о нефтянной подпитке белорусской экономики через все СМИ? Целью является российско-белорусский союзный договор.
Более половины населения обеих стран пока поддерживают идею объединения (по данным ВЦИОМ 29% опрошенных продолжают считать необходимым создание равноправного союза, 22% готовы принять Беларусь в состав России как один из регионов). Это уже после всех "конфликтов". Что даст референдум сейчас? Реальное объединение. Однако наплыв "прагматизма", инспирированный СМИ, постепенно снижает поддержку этой идеи. Этот "прагматизм" не имеет под собой основания - но результат вполне имеет. И очень важный в геополитическом смысле. Вопросы, которые остаются после изучения реальной ситуации очень тревожат. Какова судьба договора? В недавнем выступлении на прессконференции Путин обнадёжил:
"Мы с Беларусью намерены все-таки продолжать строительство Союзного государства, мы очень рады и приветствуем те изменения, которые белорусское руководство сделало в плане приведения к общему знаменателю наших тарифов на нефть сырую и на нефтепродукты, и это реальный шаг к созданию полноценного Таможенного союза. Мы рассчитываем на то, что и в выходе на единую валюту тоже еще не все потеряно. Я уверен, что наши белорусские партнеры в состоянии проанализировать реалии, в состоянии понять надежность российской экономики и российской национальной валюты, может быть, выйти на единую, на общую валюту, не на российский рубль и не на белорусский, или, как мы и первоначально планировали, выйти сначала на российский рубль. Это все возможно."
Процесс не остановлен, процесс идёт и это радует. Идут переговоры, или по-простому - торг. Рыночные отношения иного не приемлют. И это, в общем-то, правильно. Друзья, которые живут за твой счёт - не друзья, а иждивенцы. Проблема тут в том, что и как считать. Учесть не только сиюминутные интересы, но и перспективу. Не только интересы нефтекомпаний, но и интересы государства. Землю под российские базы считать? Земли, отведённые под нефтяные трубы считать? Да и саму нефть надо считать аккуратно. Как выяснилось. Торг не остановился, он продолжает идти. Обе стороны старательно подсчитывают все плюсы и минусы объединения. И по нефти с газом торг не окончен, очевидно.
По крайней мере, президент Белоруссии уже готовится - планируется введение платы "за пользование землями лесного фонда, отведенную под трубопроводы, линии электропередач и другие линейные объекты". Она введена не только для российских компаний, это общий закон. И плата пока будет минимальной - предполагается, что республика будет получать от этого около $8 млн. в год. Из них $5 млн. - доля иностранцев. Мелочи. Это не деньги для нефтяных компаний. Там речь о миллиардах. Тем не менее здесь очевиден прицел на будущий торг. Который возможно опять начнётся будущей зимой. И тогда даже не надо будет менять законы, проводить их через Верховный Совет РБ - поменял тариф и всё. Отключение трубы тоже учитывается - налажевается выпуск биодизельного топлива. Кроме того, не надо забывать, что Беларусь самостоятельно добывает около 1.5 млн. тон нефти в год. При общем потреблении около 5 млн. В общем торг обещает быть интересным. Как бы про союз при этом не забыть?
У вас нет прав для комментирования. Зарегистрируйтесь.