Автопром - важнейшая отрасль экономики, увязанная с другими отраслями множеством связей. Звучит как строчка из учебника экономики, то есть довольно банально. Но что это значит? А это значит, что развитие российской экономики невозможно представить без развития автопрома. Об этом почему-то многие забывают, даже именитые экономисты. Они анализируют биржу, следят за потоками капитала, за банками, за ценами на пшеницу, а про автопром забывают. А это один из столпов, на котором стоит реальная экономика. Вторым является строительство. О чём мечтает обыватель? О хорошей машине и хорошей квартире. Тряпки, то есть лёгкая промышленность - уже как гарнир к главному блюду. Электроника, бытовая техника - как приправа. Стоит лишь сравнить обороты капитала в этих отраслях и всё станет понятно. Вокруг автопрома и строительства кучкуется уже всё остальное - от металлургии и машиностроения до химии и электроники. Не будет автопрома и строительства - можно закрывать металлургические комбинаты и забыть про промышленность вообще. Экономика скукоживается до размеров сельского подворья.
Редакция журнала Новосибирской торгово-промышленной палаты "Деловой Партнёр" обратилась ко мне с серией вопросов о современной ситуации в экономике. Это было сделано в рамках опроса по теме "Анализ мировых экономических процессов, тенденции и прогноз развития ситуации в России со стороны представителей власти, бизнеса и экспертного сообщества". Видимо меня сочли "экспертом". Не стал бы себя причислять именно к экспертам (экономическим анализом я занимаюсь не профессионально), тем не менее, обсудить ситуацию я не отказался. Список вопросов приведён ниже:
1. Кто-то говорит, что мировой кризис 2008 года ещё не прерывался, а кто-то, что сейчас началась «новая волна». Что, по вашему мнению, действительно происходит с мировой экономикой?
В Думе идёт обсуждение поправок к закону о Центральном банке. Как сообщает "Коммерсант": "Согласно документу, ЦБ должен превратиться в госбанк и лишиться ряда своих функций." Коммерсант публикует интервью с депутатом от "Единой России", Евгением Фёдоровым, который предложил поправки и, видимо, решил создать новую партию на базе этих инициатив. Совместно с известным публицистом Николаем Стариковым, экономистом Анатолием Отырбой и рядом других менее известных политиков. Название для новой партии выбрали звучное - «Новая Великая Россия». При этом без акцента на какую-либо политическую ориентацию - левую или правую. Получается некий клон "Единой России", где во главу угла ставится не идеология или национальная идея, а некая экономическая и политическая стратегия в рамках уже действующей либеральной идеологии. По крайней мере, каких либо внятных политических программ новая партия ещё не выдвинула. Кроме... национализации Центрального банка. Что же предлагается? С какой целью вообще нужна реформа? В интервью "Коммерсанту" Фёдоров заявил:
Ныне ситуация существенно изменилась: иностранных бумаг в ЗВР накоплено уже на 14,964490 трлн рублей, но сумма наличных (6,809902 трлн) и средств на счетах (9,635604 трлн) составляют 16,445506 трлн, то есть на 1,481016 трлн рублей больше. Что означает ничто иное, как дополнительную денежную эмиссию, выходящую за рамки обычной скупки нефтедолларов.
"Экспроприация экспроприаторов, закономерный процесс ликвидации частной собственности эксплуататорских классов посредством изъятия средств производства у собственников (эксплуататоров) в принудительном порядке и передачи их в собственность трудящихся." - БСЭ.
Статья "Ещё раз о принадлежности ЦБ, валютном комитете и вреде плагиата" была несколько провокационной. Это было сделано специально. Дискурс требовал оживления и лучший способ его оживить - это задеть самолюбие нескольких популярных в интернет-сети персон. Реакция следует немедленно. А та, что последовала от известного блогера под псевдонимом Alexsword даже превзошла все ожидания. Тот прессинг, которому он меня подверг в ответ на критику, был настолько мощным, что потребовал от меня полдня сидения за монитором. И хотя формат общения, который выбрал "интернет-гуру", был не слишком принятым в научном сообществе, он содержал таки некую аргументацию. И, в общем, если обращения вида "клоун" или "дебил" перевести в принятые для научного сообщества "уважаемый коллега" или "мой оппонент", то дискуссия примет даже вполне нормальный вид. Так что я не обращал внимание на такой недостаток "формальностей", наоборот такое неформальное общение искренне отражало реальное отношение дискуссантов к аргументации друг друга, которое и в научном сообществе далеко не редкость.