(Опубликовано в газете "ТВЕРСКИЕ ВЕДОМОСТИ" №67 (469) 9-15 сентября 1994года)
Давным-давно, в некотором царстве, в некотором государстве, в эпоху Обвальной Приватизации, стоял Дом. Он ничем не выделялся среди других Домов, но за свою не очень долгую (для Домов) жизнь уже пережил и Времена Оттепели, и Период Застоя, и Великую Перестройку, но еще продолжал стоять и даже надеялся на лучшие времена. Эпоха Обвальной Приватизации наступила как-то незаметно. То, что дела обстоят не совсем благополучно, Дом понял, когда одна из квартир вдруг объявила себя Частной Суверенной Квартирой.
Когда пытаешься общаться с марксистами, создается впечатление, что ты общаешься с зомби. Они ВЕРЯТ в маркисизм. Они называют марксизм УЧЕНИЕМ. Что сказать. Может, это вправду так и есть. Не зря Ленин авторитетно выразился – «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Действительно, чего там мелочиться на всякие объяснения и доказательства. Вот попробуйте доказать верующему христианину (мусульманину, буддисту) ложность его веры, то бишь учения. Занятие это столь же бессмысленное, сколь и вредное. Побить могут. Правильно. А чего лезешь? При всем при этом марксисты в бога не верят. Они верят в прогресс.
Экономическая теория Маркса приводит к выводу, что частная собственность на средства производства является первопричиной эксплуатации рабочих и должна быть неминуемо запрещена. Только общественная форма собственности может ликвидировать эксплуатацию. Однако при достаточно детальном исследовании экономических отношений можно заметить, что средства производства не обязательно ведут к эксплуатации, если не применяется наёмный труд. Например хозяин автомастерской может иметь и станки, и массу других средств производства, но трудиться сам и никого не эксплуатировать. И наоборот, возможен наёмный труд без каких-либо средств производства, особенно если обратить внимание на сферу услуг, или сферу интеллектуального труда, где нет материализованного товара, но есть свой оборот капитала.
Эта статья родилась как продолжение рассуждений о природе эксплуатации, о её связи с наёмным трудом. Бурная дискуссия на форуме SKUNK и на форуме этого сайта дала массу новых мыслей на этот счёт. В предыдущей статье я пытался увязать эксплуатацию только с понятием наёмного труда, оторвав её от понятий средств производства. Однако более известно определение эксплуатации как присвоение капиталистом прибавочной стоимости. Это верно только при рассмотрения оборота капитала, что и делал Маркс в своём "Капитале". Он открыл явление эксплуатации исследуя механизм роста капитала при товарном производстве и соответственно увязал его с понятием прибавочной стоимости, а не с социально-экономическими отношениями, которые возникают между капиталистом и рабочим.
Вообще-то все темы, касающиеся идеологии, сводятся к борьбе двух начал - коллективного (общественного) и индивидуального. Причём сразу видно - какая идеология на каком "начале" базируется. Понятно, что патриоты разных течений (а их вроде бы три - просто русские националисты, религиозные националисты и державники), а так же коммунисты берут своё начало от общественных ценностей - государство, нация, общество, класс... Либералы и демократы отталкиваются от индивидуальных ценностей - свобода личности, её неприкосновенность и права. Отсюда уже и право частной собственности и свобода предпринимательства и прочее... Какие бы не шли споры, они друг друга не поймут - системы базовых ценностей - разные.
Ортодоксальные марксисты считают, что владение средствами производства обязательно влечёт за собой эксплуатацию. Я имею ввиду капиталистическую эксплуатацию, ту, которую обсуждает Маркс в "Капитале"... Моё мнение отличается от классического марксистского и заключается в том, что к эксплуатации имеет отношение только наёмный труд, а не средства производства, капитал, или что-либо иное, выступающие только средствами. Попробую обьяснить это на примерах...