Оказывается мир с трудом избежал гораздо более существенной катастрофы, нежели финансовый кризис осени 2008 года с его громкими банкротствами и всемирным денежным дефицитом.
Некоторые расследования данного события дают больше вопросов, чем ответов. Практически все финансовые показатели пришли в резкое движение в начале сентября, но чётких следов пропажи именно 550 млрд найти не удалось. Зафиксирован только внезапный рост депозитов на вкладах в коммерческих банках на $185,2 млрд согласно отчётам ФРС. Откуда они вообще пропали? Первая мысль, что приходит в голову: очевидно речь идёт о деньгах частных инвестиционных компаний, так называемых "взаимных фондов" (mutual funds), на балансе которых в июле 2008 года находилось активов на 11,6 трлн долларов. Если ещё точнее, то о средствах на счетах "Money Market Funds" - "фондов денежного рынка", частных инвестиционных компаний, спекулирующих на краткосрочных бумагах. На долю таких фондов приходится 30% от всех активов "взаимных фондов" - около 3,5 трлн долларов по состоянию на июль 2008 года и они контролируют около половины активов компаний, входящих в Standard & Poor's 500 индекс и торгующихся на бирже. Их отличие в том, что вкладчики фонда могут в любой момент изъять свой вклад. Что видимо и произошло практически одномоментно 11 сентября прошлого года.
Это только частично объясняет пропажу 550 млрд. Другая большая часть может быть образована потерями других инвестиционных компаний, вкладчиками которых часто являются и пенсионные фонды, потерявшие в 2008 году $3.9 трлн (22% от своих активов в $14 трлн на конец 2007 года). Хэдж-фондыпотеряли $115 млрд сократив свои активы до $1.56 трлн. Инвестиционные фонды закрытого типа потеряли $44.05 миллиарда за последний квартал 2008 года. Везде эти потери были связаны с изъятием вкладов частными инвесторами.
В общем же, сумма в 550 млрд не представляет загадку сама по себе, загадкой является их практически мгновенный вывод с фондового рынка, если верить словам конгрессмена. Хотя и биржевые индексы испытали значительное падение несколько позже 11 сентября - спустя примерно неделю, уже после банкротства Lehman Brothers Holdings Inc 15 сентября:
Тем не менее, в сообщениях прессы от 18 сентября встречаются намёки на причину именно мгновенного вывода средств с биржи. Дело в том, что торги на бирже осуществляют не сами фонды, а компании-брокеры. И именно они были вынуждены зарезервировать часть активов для их последующего вывода инвесторами. Так он-лайн брокер TD Ameritrade Holding Corp вставил заказ выкупа относительно всех клиентов, наличные авуары которых были автоматически внесены в Резервный фонд. Почему? Потому что цена акции Первичного Резервного фонда упала к 97 центам во вторник, и потери клиента брокера могли превысить $100 миллионов, согласно оценке рынков капитала FBR. Слово "автоматически" выделено здесь не просто так, это не автоматика человека, совершающего привычное действие. Это вполне компьютерная автоматика:
Тут стоит вспомнить нашумевшую историю с арестом русского программиста Сергея Алейникова, работавшего в Goldman Sachs, и якобы скачавшего часть секретного кода компании. Алейников, по словам его адвоката, был одним из лучших технических специалистов на Уолл-стрит. Он работал в Goldman на протяжении двух последних лет и получал там зарплату в 400 000 долларов в год. Так было до тех пор, пока в начале июня чикагский стартап не предложил ему зарплату в три раза выше. Платить было за что – сделать то, что мог сделать Алейников, способно не более ста человек в мире. "По словам стороны обвинения, Алейников украл у банка код торговой системы, позволявший получать отклики, измеряемые считанными миллисекундами и торговать на мировых рынках в соответствии с высокодоходным автоматизированным алгоритмом". Чикагский стартап же - Teza Technologies - был организован другим русским программистом Михаилом Малышевым, ещё одним гением биржевых торгов. Кто такой Михаил Малышев?
Крупнейший хедж-фонд Citadel состоит из трех хеджфондов: в двух больших в январе 2008 года было всего около 14 миллиардов капитала, и в одном маленьком в январе 2008 было 3 миллиарда. В 2008 году большие фонды потеряли 55% капитала. Маленький фонд заработал 43% прибыли. Начальником (был) ... Миша Малышев. Фонд занимался маркетмейкерством и другими высокоскоростными автоматическими стратегиями. Миша проработал там 6 лет и за это время его группа разрослась до 60 человек, делая в среднем 1 миллиард долларов в год. По рассказам друзей, Миша Малышев ожидал, что его повысят, сделав начальником всего трейдинга Citadel, поскольку он был единственным в фонде, кто сделал много денег в 2008 году, но Гриффин зачем-то притащил из Меррилл Линча одного индуса и сделал начальником трейдинга его. В итоге Миша обиделся и ушёл с двумя другими ключевыми людьми организовав собственную фирму. Так что высокая зарплата Алейникова в этой новой фирме не должна удивлять - эти программисты умели извлекать из торгов максимум прибыли используя преимущества искусственного интеллекта. Хотя Алейников-то собственно к алгоритмам торговли отношения не имел - он занимался ускорением обработки событий в телефонии, то есть передачей информации, а не её обработкой. О чём, кстати, говорит его патент. Для успешных торгов, оказывается, недостаточно иметь продвинутый алгоритм, важно так же опережать соперников в скорости доступа к самим торгам. То есть, важно не только сделать правильное решение по текущей ситуации на бирже, но и быстрее всех "прибежать" с ним на биржу, опередив других с таким же решением. Там счёт идёт уже не на секунды, а на миллисекунды. И опасения Goldman тут связаны могут быть именно с этим обстоятельством. Новая фирма, обладая секретами как торговых алгоритмов, так и скоростным доступом, могла стать серьёзным соперником для старых спекулянтов. При таком раскладе и сфабриковать обвинение против русского эмигранта - привычное для серьёзного бизнеса дело.
Однако вернёмся к загадке 11 сентября. Четыре года назад я отмечал некую специфическую роль от использования искусственного интеллекта в биржевой торговле. Теракт "911" привёл к "перезагрузке" нейросетевых алгоритмов биржевых роботов, что остановило коллапс биржи. Современные "агрессивные" алгоритмы этим не сбросить и пришлось торги элементарно прекратить блокировкой банковских счетов. Автоматика брокеров показала убытки клиентов, превышающие определённый барьер и сработала на автоматический выкуп. Одновременно у многих брокеров. Произойти это могло именно 11 сентября, когда биржевые индексы плавно снижаясь достигли наконец критического для убытков фондов значения. Это весьма интересный момент истории. Биржа не только стала оторвана от реальной экономической ситуации, но и подвержена "электронным психозам". Всё бы ничего, но при ослаблении влияния экономики на биржу есть её усиленное влияние на экономику.
У вас нет прав для комментирования. Зарегистрируйтесь.