Попалась мне как-то статья Крылова о новом этносе. Он назвал его "россиянами". Статья интересная и взгляд на наши политические разногласия довольно оригинален... Я, поначалу, даже был согласен с автором - всё довольно логично увязано. Раскол этнического поля, всё по Гумилёву... Но, поразмыслив немного, всё-таки нашёл некоторые противоречия.
Ну, во-первых, в стан "русских" попадают и нерусские. Типа татары, башкиры, буряты... Которые не могут себя никак причислить к "россиянам". Им новые порядки так же не нравятся, как и чистым "русским".
Во-вторых, такие "расколы" этнического поля в России уже были. Около века назад. Была гражданская война, когда "чистых русских" победили коммунисты. И остались в стране только коммунисты, им сочувствующие и затаившиеся "враги народа".
В третьих, я разделил бы нашу общественность на три группы, а не на две, как делает Крылов, и определил бы их по-другому. Первые - либералы и демократы, вторые - национал-патриоты, третьи - коммунисты-социалисты.
Все три группы явно имеют разные точки зрения на происходящие общественные процессы, по разному воспринимают изменение социальной среды.
Если чуть подробнее рассмотреть эти три группы, то можно заметить, что тут нет чёткой дискретности - взгляды людей как бы плавают в трёхмерном фазовом обьёме, в пространстве, натянутом на три ортогональных вектора - патриотизма, либерализма и коммунизма. У каждого из трёх измерений есть довольно широкие пределы изменений. Например патриоты различаются от обычных умеренных государственников, типа Крупного, до националистов типа того же Крылова. И есть ещё более крайние - русские фашисты. Понятно, что подобный экстремизм есть и по другим "осям". У коммунистов - это троцкизм.
Крайние либералы названия у меня не имеют, но в жизни тоже присутствуют. Для них государство - откровенный враг. Для них не должно быть границ и и каких-либо сдерживающих государственных функций. Человек берёт себе столько "свободы", сколько позволят его мышцы, кошелёк, и хитрость. Возможная роль государства для них - это наёмный слуга, нанятый на деньги для защиты их кошелька от остальных "свободных" людей. Короче "закон джунглей" в мире современных технологий.
Есть, наверное, и какие-то другие измерения, в которых могут изменятся человеческие взгляды. Я такое допускаю. Возможно это некий "религиозный" вектор. И чеченские ваххабиты "плавают" где-то в том измерении. Но мне сложно "представить" это измерение, я не религиозен.
Хочу отметить, что я разделил людей не по конкретным политическим предпочтениям, а более общЁ - по мировоззрениям. И точка зрения Крылова находится на национально-патриотической оси. Поэтому и делит он людей исходя из своих националистических взглядов. Для него есть "Русь" и "Нерусь", чёрные и белые... И не различает "красных", "жёлтых", "голубых"... Я добавил ещё пару измерений в это "мировозренческое пространство" - "коммунистическое" и "либеральное". Каждое отталкивается от своих систем ценностей. У коммунистов - "классовое сознание", их система базируется на чисто экономических проблемах. Делят они людей соответственно этим проблемам - на трудящихся и их эксплуататоров. У "либерального измерения" есть только понятия гражданских и личных свобод. Для них понятия нации и патриотизма - пустой звук, а коммунизм - олицетворение тоталитаризма, главный враг "свободного" человека.
Мы видим три совершенно разных восприятия мира. Крылов тут находится только на одной оси. Он не различает либералов и коммунистов, для него есть только "Нерусь". Он в моём понимании "дальтоник". У него отсутствует цветоощущение. Он воспринимает тех же либералов, как просто "чужих", нерусью... Я их так не вижу. И коммунистов он тоже не воспринимает. Вообще. Для него они как серый фон...
Конечно я не замыкаю своё "мировоззренческое пространство" только тремя векторами. Возможны и четвёртое и пятое "измерение". Просто я их не вижу, поскольку сам нахожусь в "трёхмерном мире" и их просто не воспринимаю. Но Крылов однозначно находится на одномерной оси. Чисто националистический подход. Видит только белое, серое и чёрное. Я не думаю, что мировоззрение может как-то повлиять на национальную принадлежность. Идеи не меняют национальность. Это идеи можно поменять. Хотя народ сплотить могут именно общие национальные идеи... А их отсутствие может действительно привести к распаду.
|