Вспомнил случай, в Луховицах дело было году в 92...93-м. Начало апреля, безветренный, уже слегка тёплый денёк, вторая половина пятницы - конец рабочей недели. На пультовой запускают МиГ-29. Все необходимые кабели подключены (контроль параметров), техник в кабине следит за запуском двигателя, недалеко стоит "пожарка" ЗиЛ - 131 (так положено). Всё буднично и привычно. Пожарники, уже переодетые в цивильное, скучая ждут окончания цикла проверок, желая одного - быстрее смотаться домой, мыслями все уже в предстоящих выходных.
Вдруг раздаётся хлопок, из фюзеляжа начинают хлестать струи керосина. Естественно, все это тут же вспыхивает. Керосин разливается под самолетом, пламя быстро разрастается...
Тут пожарники (в цивильном) спохватываются, выскакивают из кабины ЗиЛ-а, и начинают суетиться - открывают люки, вытаскивает рукава, водитель запускает двигатель (!). Но, что бросилось в глаза, в процессе подготовки к тушению пожара члены пожарной команды постоянно оглядыались на горящий самолёт. А пламя уже таких размеров, что только нос самолета ещё им не объят.
Мы - я, начальник ЛИС, зам. начальника цеха (кто-то ещё был, не помню) - "на всякий пожарный" решаем отойти подальше, дабы не мешать пожарной команде реализовать, так сказать, свой проффессионализм.
И тут случилось, чего меньше всего ожидали - один из пожарников вдруг бросил на землю еще не до конца раскрученный брансбойт, и с криком "Уходим!!!" побежал прочь, за ним побежали остальные (а водитель включил передачу и поехал, волоча за собой пожарные рукава).
Это был какой-то сюр - те, кому по должности первыми положено тушить пожар, первыми же дали дёру! Запомнилось лицо пожарника, пробегавшего мимо - он вглянул на нас с выражением "Вы-то чего стоите?! Валите отсюда!"
Пожар потушили. Техник все сделал грамотно - перекрыл аварийный топливный кран, поставил РУД-ы на "СТОП", обесточил самолёт. И только после этого открыл фонарь, вылез из кабины и спрыгнул на землю. Обороты упали, насосы остановились, топливо быстро перестало хлестать. А пламя сбили сами работники пультовой, используя для этого имеющиеся штатные огнетушители (на тележках). Никто не пострадал, матчасть тоже (как ни странно). Только техник, сказали, пятки отбил - высоковато прыгать было....
Причина пожара - не затянутая пробка топливного фильтра. Редкий случай. Но поведение пожарников впечатлило на всю жизнь...
|