Грибник писал(а):
Но я для себя определил наличие опасности перейти черту из самоидентификации в самолюбование и далее - к очернению других.
Такая опасность всегда присутствует, и помнить о ней никогда не лишне. К слову, для воцерковлённых людей, такой вид опасности всегда во внимании - когда недостаток веры "компенсируется" самоуверенностью, недостаток покаяния - лицедейством, недостаток смелости - бравадой и т.д. Вообще, церковь в этом плане здорово помогает. Когда начинаешь осознавать пределы своей "хорошести", понимаешь, что реально не можешь сильнее верить, идти с Верой по жизни (в житейской практике); не можешь сожалеть о грехах сильнее, чем есть; быть хозяином своей гордыни, а не наоборот - постепенно начинаешь понимать, что проблемы-то внутри себя. И нет внутри ничего, что может твою слабость, твою ограниченность как-то улучшить - нет для этого "внутренних ресурсов". Остается только надеяться на Бога. Как говорили оптинские старцы: "Если в тебе нет любви, то делай добрые дела хотя бы и без любви. Бог, увидя твоё старание, наградит тебя любовью"....
Поэтому, те опасности, о которых вы говорите, это постоянно присутствующая проблема, которая может с легкостью и незаметно для человека дезавуировать, а то и полностью извратить изначально верные посылы его устремлений (в том числе и цели воцерковления!). У Иоанна Лествичника в его
"Лествице" очень подробно описано, как и в какой последовательности надо восходить в стяжании Божией благодати, чтобы избежать падений, о которых вы упомянули. Искоренение тщеславия там аж на 22 ступени...
Это, конечно, не означает, что с тщеславием нет смысла бороться прямо сразу, без прохождения всех предыдущих ступеней. Смысл есть. Просто надо понимать, что не пройдя все предыдущие ступени, не стоит рассчитывать на 100%-ю победу над пороком.
Но как же далеки мы от этих методик в своей мирской суете...