Грибник писал(а):
Двух миллиметровая дырка в космическом корабле, просверленная изнутри с 8 раза,
возможное участие дрона,
странный мотив,
завязка на международные отношения...
Готовый сюжет а-ля Агата Кристи или Конан Дойль (конечно, авторы-образцы - только англичане
).
Проще всё... "Чего в цирке не увидишь, в авиации (космонавтике) досмотришь". Дырку ж снаружи клеем залепили. Какая ж это "диверсия". Непрофессионализм, а по-русски - распи...йство. Потому, что три стадии контроля прохлопали. С другой стороны, когда серия идёт, и есть определенный уровень культуры производства, некоторые огрехи просто немыслимы. Проткнуть сверлом дырку - это именно из этого.
...
Раскрою одну "тайну" без указания кто, где и когда.
Несколько лет назад на одном авиационном заводе случай произошёл. При обычном испытательном полёте "готовой продукции" на большой высоте лётчик потерял сознание, 2 минуты падал, потом пришёл в себя и благополучно сел. Причиной оказался пережатый катапультируемым креслом кислородный шланг. Шланг не должен был проходить под креслом, он должен идти по ребру жесткости с другой стороны, но его проложили не правильно, и он оказался в пространстве, предназначенном для кресла. Кто в теме, того при описании этого дефекта оторопь берёт. Это примерно, как на складе вооружений кто-нибудь решил бы на капсюле снарядной гильзы выбить дату проверки. Ну, или в легко-воспламеняемой среде проверить напряжение методом "искрения контактов". Чтобы было понятнее: шланг отбортовывал какой-то "ученик" - потому, что нет ни соображения, ни опыта, не говоря про чтение чертежей. Кто его туда допустил? (Ответ: "Нет людей! Никто на эту зарплату "пьяного такелажника" не идёт"). Далее: куда смотрел контролёр? Ведь, он же подписал ведомость дефектов, и он же её должен был "закрыть". Следом такой же вопрос надо задать контрольному мастеру, а потом и военпреду.
Но в реальности могло быть так, что все всё сделали нормально-штатно, но из-за недопоставки какой-то "шняги" (сейчас обычное дело), уговорили приёмку принять работы с указанием в дефектной ведомости отсутствия этой "шняги", которую можно установить и "когда-нибудь потом". Уболтали, и всё было бы хорошо, но потом принесли долгожданную "шнягу", а для её установки пришлось демонтировать в том числе и кислородный шлаг. Недостающую деталь поставили, а того, кто этот шланг временно снимал, срочно послали на другой объект. Поэтому шланг "на место" пришлось ставить тому, кто был под рукой, и кто его первый раз в жизни видел. Вот как он его видел, так и отбортовал.
Потом позвали контролёров ОТК, военпреда и все до единого принимали один лишь незакрытый пункт дефектной ведомости - установку недостающей детали. А на шланг никто уже не смотрел - про него же в дефектной ведомости ничего не было, чего его смотреть?
Потом самолёт откатили в другой цех, где установили кресло. Те, кто устанавливал, проверяют отсек лишь на отсутствие посторонних предметов, их и не было. А с той ли стороны шланг или с этой - это не их сфера ответственности, у них и своей ответственности хватает, потому и всё внимание оказалось направлено мимо шланга (да и не было такого никогда)
....
Дело спустили на тормозах, пожалели лётчика - после 2-х минутного обморока лётчика с лётной работы, как правило, списывают. Поэтому никакого "официоза" не раздували, а так - "для себя" выводы сделали, и всё...
На ГСС ("Гражданские самолёты Сухого") в приёмке работает дочка приятеля. Месяца два назад увезли с места работы по скорой с диагнозом "сильное нервное истощение". Девочка - умница: школу - с золотой медалью, МАИ - с красным дипломом. Ответственная - на шантаж, угрозы и подкупы не идёт, дефекты в эксплуатацию не пропускает (воцерковлённая, кстати говоря). Представляете, какое давление на неё оказывается, в каких психологически сложных условиях приходится ей работать, что даже физически не выдержала. Я-то прекрасно её понимаю. Сам в мастерах когда ходил, на свою контролершу - Зою Молоткову - матом орал, та за сердце хваталась (прости, Господи). Инфаркты и инсульты "от производственных отношений" и во времена СССР были не редкостью.
Причиной большинства дефектов в производстве Суперджета, как мне сказали, является программное обеспечение проектирования (мэйд ин юэсэй)- то ли версия какая-то "ублюдочная", то ли штаты умышленно так сделали. В результате получаются ситуации, когда, например, жгут проводов оказывается лежащим на остром крае конструкции самолёта "по чертежу". Так не должно быть по ТУ на прокладку жгутов, но при этом - "по чертежу". Рабочий сделал так, как начерчено, значит, принимай и плати премию. Не приняла - оставила людей без зарплаты, ни в чём не повинных... Тяжко так жить, под таким прессингом...
Полагаю, в космической отрасли ситуация не намного лучше...