А сейчас, Вы, мой старый друг,...
И вам доброго здоровья, уважаемый Василич! Прошу великодушно простить за задержку с ответами, но вы сами виноваты - назвали меня, понимаешь, "интеллектуалом", вот тщеславие меня и затопило по самую маковку. Пришлось ждать, пока схлынет хотя бы ниже уровня головного мозга (чтоб сей орган смог возобновить мыслительную деятельность).
А когда способность мыслить вновь обрела положенную функциональность, пришлось таки признать вашу, увы, правоту в отношении меня, о которой вы и сами не догадываетесь. Ибо сказано "Возлюби Бога всем сердцем своим" - это во-первых; во-вторых, "всей душой своей"; а "разумением своим" - лишь в последних. К сожалению, это не про меня - у меня всё наоборот. Но сколь же велико Промысление Божие, что на этот мой недостаток Святой Дух мне указывает через противника Православия! О, как поучительно! Во-истину, "Святой Дух дышит где хочет".
А вам, уважаемый Василич, спасибо, что не воспротивились "дыханию" Святого Духа (хотя и могли).
Вот, как тут в Бога не верить?
..............
Цитата:
Вы считаете, что только христианское православие владеет таким механизмом, да ещё и в непорочном совершенстве?
А не есть ли это "гордыня" христианского православия объявление себя монополистом в этой области?
Не слишком ли самоуверены православные христиане?
Не чрезмерно ли самолюбие православных христиан?
А сейчас, Вы, мой старый друг, проявите приступ греховной ревности, доказывая что только христианское православие владеет "монополией на истину". И что ни до него, ни при нём, ни в будущем никто не смеет посягать на эту монополию.
1. Всем перечисленным вами грехам (равно как и всем остальным неперечисленным) православные подвержены в той же мере, как и вообще все люди, независимо ни от чего. Отличие только в понимании греха - православные более подкованы в этой теме, потому и осознание греха у них более вероятно, чем у представителей остальных, скажем так, "конфессий". Однако "знать свои недостатки" вовсе не означает "избавиться от них".
2. Ни о какой "монополии на истину" в Православии нет и речи. Православие утверждает, что Истина это Сам Бог, а не учение о Нём. Из чего следует, что Православие, равно как и всё остальное (кроме Бога) не может быть абсолютной истиной. Соответственно, и учение о Боге не исключение, и потому также может быть истинным лишь в некотором приближении - более или менее. Потому Православное богословие постоянно развивается, поскольку, как и математика, всегда видит "передний край" своего понимания - в том числе, как и как реакция православной мысли на новые жизненные обстоятельства. И до сих пор так же, как и математика , объясняет суть событий и новых проявлений в человеке, исходя из первоначального свода аксиом. И так же, как математика, "страдает" неполнотой - обоим дисциплинам есть куда развиваться.
Цитата:
Т.е. всё "недочеловечество" до вас и вне вас (православных христиан) порочное во грехах дерьмо, а вы единственный кагал, умеющий очищаться от этого дерьма, но почему-то так за две тысячи лет и не очистились.
Так где же этот мифический "механизм очищения"?
За редким исключением, всё человечество "до нас и после нас", я и вы, и все остальные - есть "порочное во грехах дерьмо", от которого сами мы никогда не очистимся, будучи даже все из себя "страшно православными". Сказать про себя, что "мы чистые", это мы можем. Но на сарае тоже много можно написать, не отражающее его суть.
"Поверьте, братья, куда будет ввергнут Сатана, туда же буду ввергнут и я"; "Не знаю, положил ли я хоть начало своему покаянию" - это слова о себе самих тех, кто в Православии по праву заслужили именоваться святыми (вплоть до физического свечения). Православие учит, что сам человек от своего "дерьма" самостоятельно очиститься не может. Всё, что он может сделать, это, осознав свою "дерьмовость", пожелать избавиться от него, испросив это у Бога через посланное от Него покаяние. Вы слышите? Покаяние это никакая не способность человека, не его волеизъявление, а дар Свыше. Можно понимать суть проступка, можно сожалеть о содеянном, но при этом не ощущать в себе покаяния. Изобразить можно, но это уже будет лицедейство, сиречь лукавство. Потому в молитвах сплошь и рядом слышатся мольбы "о ниспослании покаяния".
То есть, в Православии всё наоборот, оно изо всех сил стремится убедить человека, что никаким "монополизмом" на "отпущение грехов" никто, кроме Бога, не обладает. Ни один батюшка, ни Церковь в целом и со всеми богословами вас не отмоют от грехов, если вы сами не проявите в этом своей воли настолько искренно, что она будет Услышана. Всё, чем обладает в этом смысле Церковь, это механизмами усиления вашей воли при обращении к Богу. Но если не будет на то вашей воли - нечего будет и усиливать.
Цитата:
"Это не мы, христиане виноваты в грехах. Мы сами то идеальные, для этого дерьмового, греховного мира не местные. Вся ответственность за наши грехи лежит на неких бесах".
Разве это не вопиющее самолюбие греховного "элитаризма" по отношению ко всем остальным?
У человека есть Свобода Воли, и это обстоятельство полностью нивелирует ваши обвинения. Если бесы вами завладели, значит вы, через погружение в грех своим безволием тому по-способствовали. То есть, сам человек во всём и виноват. Это тоже краеугольный момент в православном воспитании - не перекладывать вину на других, даже на бесов. В мирской жизни это способствует научению человека отвечать за себя, быть ответственным во всём, к чему имеет отношение.
К тому же, "ненавидь грех, но люби грешника" - надо отделять в человеке его самого как Творение Божие, от порчи им себя же через греховное своеволие - когда воля человека идёт вразрез с Замыслом. Вы же разделяете состояние покрышек от состояния автомобиля в целом? Износ протектора это недостаток, в целом портящий качества автомобиля. Но сам автомобиль как "транспортный замысел" изначально 100%-но соответствует требованиям этого замысла. Так же и в человеке - есть огрехи, от которых надо избавляться. Покрышки же сами собой не заменятся? Так и человек, исправляется Творцом, но! - только по нашему волеизъявлению. Творец не посягает на Волю своего Творения, поскольку краеугольный момент Замысла - Богоподобие Человека, проявленное в том числе и в свободе воли как необходимого для творца качества.
Цитата:
Любопытно, а как вы распознаёте свыше или снизу пришла эта "помощь"?
Может это промысел Сатаны, а не Бога?
Очень сложный вопрос. Может, самый сложный. В жизни христианина труднее всего понять, что перед ним - Промышление или Искушение? Испытание или Соблазн? Первое надо пройти, от второго надо отказаться. Это, пожалуй, самое трудное, о чём предупреждает Православие. Но для этого в Православии есть очень обширная
методология. Отделение себя от своих грехов (недостатков) вынуждает человека быть постоянным исследователем себя самого "в реальном времени". Каждое действие, мысль или просто чувство - все может иметь греховную составляющую, и уже одна ревизия причин тех или иных мыслей, желаний и чувств уже помогает определить, надо предстоящее человеку или нет. Тут человеку искреннему и "незамудрённому" проще - он больше слушает Совесть, чем Разум, который полагается на "недо-знание", зависит от "хотений" и потому заведомо ошибочен. Плюс, а точнее, минус, в том, что Разум выдаёт решение постфактум - как следствие на возникшую причину. А сердце - и это уже доказано экспериментально - способно выдавать решение раньше возникновения причины, то есть, умеет человека сделать готовым к ещё не возникшим обстоятельствам.
(В этой связи вспомнился случай, когда командир экипажа при подлёте к ближнему приводу (500 м до обреза полосы) без видимых причин вдруг прекратил снижение и стал удерживать самолёт в горизонте (самолёт Ли-2, посадочная скорость ~120 км/час, аэр. Буревестник, остров Итуруп, 1975 год). ВПП не длинная, за концом - Тихий океан. Секунд через 10 (надо отдать должное выдержке!), второй пилот вопросительно посмотрел на командира, но тот молчал. И вдруг, после пролёта начала полосы встречный ветер (30 км/час) вдруг пропал, и самолёт стал сваливаться. Но поскольку был запас высоты, пилоты сумели перевести самолёт в пикирование, тот успел вновь набрать посадочную скорость и тут же коснулся ВПП... Если бы не это нестандартное поведение командира, упал бы самолёт в речку перед полосой - к гадалке не ходить! Объяснить внезапно возникшее решение именно в этот раз не продолжать садиться по глиссаде, командир так и не смог. Мы это называем интуицией. Но она явно не от разума, поскольку никакой информации для "обработки" у разума быть не могло. Это сердце подсказало...)Вообще, человек идущий по пути Православия уподобляется хождению по лезвию ножа, которое он своим продвижением к Богу сам и затачивает. Самая общая рекомендация звучит так: "Делай, что должен, и будь, что будет". "Что должен" - не следовать греховным устремлениям, а "будь, что будет" - смиренно пройди сквозь все события, делая "что надо". "Что должен" включает в себя и участие в таинствах, чтобы через них получить Помощь в выборе. А дальше все следует само-собой: хочешь Помощи - причащайся; чтобы причаститься - исповедуйся и выполняй молитвенное правило. Но тут же встаёт вопрос лукавства - нечестно исполнять всё перечисленное только для того, чтобы попросить Помощи, когда приспичило, а в остальное время жить "православным атеистом" (в этом плане за причащением могут последовать и вразумления - мало не покажется). Поэтому следом приходит понимание необходимости регулярного обращения к Богу и не только в несчастьях, но и в радости, и в "серых буднях". Так постепенно происходит воцерковление, а через него приходит и религиозный опыт - анализ произошедших событий на предмет их складного участия в исполнении того, о чём просил.
Но это тоже опасная вещь - лукавый и этим запросто воспользуется. Поэтому приходится гнать от себя все эти "анализы" (которые всё равно происходят помимо воли - лукав человек) и заставлять себя верить, что всё промыслительно и тебе исключительно на пользу. Бывают случаи (батюшка рассказывал), когда прихожане просят прекратить молиться за их мужей или детей потому, что уж больно тяжкие события начинают происходить в жизни грешников, за которых молятся, напрямую перетаскивая их в "правильную" событийность, исправляя лишениями образ мыслей и желаний. Не всякому хватает веры "претерпеть до конца".
И ещё важное, что надо знать о Помощи Божией. Не путайте "помощь" с "халявой". Халявы от Бога не будет. Если вы просите помощи, подразумевая, что Бог за вас всё сделает, не обольщайтесь - вероятнее всего произойдёт череда событий, которая буквально заставит вас делать то, на что самим вам не хватило воли. Ведь, помощь можно оказать, лишь когда просящий делает то, в чём надо помочь. Если ты перетягиваешь канат, то пришедшие тебе на помощь схватятся за канат и потянут сильнее. А если ты ничего не делаешь, ни за какой канат не держишься - за что хвататься помогающим? И вообще - что им делать? Поэтому Бог может помочь, но только тогда, когда есть к чему приложить Его Помощь. Если же этого нет, то тут уже никто не поможет, и это принципиально. Нельзя помочь перетянуть канат, которого нет. Если же вы "настаиваете" на халяве, будьте готовы к тому, что поневоле будете вовлечены в перетягивание помимо вашего желания.
Отсюда следуют два важных вывода:
1. Нельзя, попросив помощи у Бога, не начинать дело, в котором просили Помощи. Иначе, получится, что вы Бога "обманули" - Он пришёл, а вы Ему: "я передумал". Это уже грех против Бога. Поэтому, если уж попросили Помощи, то обязательно делайте задуманное!
2. Перед тем, как испросить Помощи, крепко подумайте - серьёзны ли вы в своём решении делать, что задумали или нет. Приняв же решение и получив благословение (батюшки), решения уже не меняйте - как бы хуже не было.
(Личный "отрицательный опыт": Году в 2005 на крещение поехал я с сыном в Поленово набрать крещенской воды. Мороз был за 30, аж незамерзайка "створожилась". Окунаться в прорубь в такой мороз желания не было никакого. Подъехав к источнику, встретили настоятеля поленовской церкви - он грузил фляги с крещенской водой в джип. После радостного вопрошения "Купаться?" батюшка, не дождавшись ответа, благословил. Я ему, мол, не планировали, холодно. А он мне: "Уже благословил, так что - купайтесь!" Ну, мало ли, что благословил - я-то решение менять и не думал, просто спорить не стал...
Подошли к источнику, набрали воды. Пошли посмотреть новую купальню. Зашёл внутрь, поскользнулся и в чём был упал в купель! Вылез весь мокрый, кроме кармана, где документы и деньги были. И почему-то сразу понял причину произошедшего. Благословение - великая вещь! И опасно ему не следовать.)Цитата:
Эдакое "искушение искуплением грехов"...
Ведь искупление грехов по сути есть искушение делать новые...
Василич, вы же в прошлом профессиональный борец с "религиозными предрассудками", и должны помнить, что в Православии искупления нет - есть только Прощение. Но узнать, прощен ли, можно будет только после того, как появится способность видеть три оставшихся измерения - то есть, по пути на Суд Божий. Что касается католичества - да, там придуманное католиками искупление, действительно, стало искушением делать новые грехи. Потому там христианство и деградировало...
Цитата:
Но атеисты хотя бы берут всю ответственность за свою судьбу на себя, а не перекладывают её на какого-то "бога" и за ошибки отвечают сами, а не винят в них каких-то "бесов".
Если бы так...
Практика показывает обратное. Атеисты склонны во всех бедах винить кого угодно, но не себя. У них виноваты "горбачёвы", "хрущёвы", ... погода, банкиры, яйца, мешающие танцевать - все, что угодно, но не они сами. Но это и закономерно! Если атеист априори не верит в последствия греха, то и не сможет связать события в своей жизни с собственным поведением. Что ему ещё остаётся? Он - здесь, а "горбачёв" - там. Какая связь его поступков с действиями "первого президента СССР"? Физической связи нет, а иных связей наукой не установлено. Вот такая убийственная логика.
В то же время для православного мировоззрения событийная увязка не является чем-то необычным. Для них ничего вокруг не происходит случайно, всё промыслительно, и есть либо испытание для улучшения качеств Творения (что ныне не часто случается), либо вразумление для возвращения на "путь истинный" (что много чаще). Личные неприятности - от личного греха, семейные - от семейных прегрешений, а государственные потрясения - от общественного, массового впадения в грех, что наблюдалось и в начале 20-го века, и в его 60-х ... 80-х ...90-х годах. И всегда такое грехопадение неизменно заканчивалось вразумлениями, и тем более тяжёлыми, чем тяжелее и массовее грех.
Поэтому православные более терпеливые и к власти, и к общественным нестроениям, поскольку принимают это как вразумление за свои грехи с целью исправления и последующего спасения Богом.
Цитата:
Если бы авраамические религии, в том числе и ортодоксальное (православное) христианство имели механизм избавления от самообмана, то прежде всего ликвидировали самих себя. Как самый грандиозный самообман за всю историю человечества.
Полноте, Василич! С точки зрения квантовой суперпозиции уже и накормление пятью хлебами пяти тысяч человек не кажется невозможным (если не вмешиваться в прошлое ревизией текущего состояния мешка с хлебами). Православие самое обоснованное и беспристрастное учение о Боге.